Фасады домов, транспортные средства, предметы интерьера, одежда и аксессуары, кондитерские изделия, канцелярские принадлежности, упаковка и печатная продукция – все чаще элементы казахского орнамента можно увидеть в самых неожиданных местах и на предметах, к такому украшению, казалось бы, вовсе не подходящих. Возрастающий интерес к национальным традициям – процесс, безусловно, важный, увлекательный и… прибыльный. Маркетологи страны берут на вооружение внимание казахстанцев к культуре предков и превращают его в деньги.Традиции наши, да производство не местное Повысившийся спрос на товары, отражающие национальную идентичность, спровоцировал рост предложения. Рынок сувениров значительно увеличился за последние несколько лет. Помимо известных крупных компаний, в Казахстане появились десятки средних и мелких предприятий, представляющих сувенирную продукцию в казахском национальном стиле – кожаные портмоне, сумки, фарфоровые статуэтки, шелковые платки, войлочные тапочки и т.п. Сувенирные лавки в Астане зарабатывают в среднем около 1 млн тенге в месяц, предлагая изделия на любой вкус и покупательские возможности. Но парадокс в том, что наши национальные сувениры производят в Китае, Кыргызстане, Монголии, Таиланде – где угодно, только не в Казахстане.

Национальные сувениры made in China – проблема многих стран мира. Но Поднебесная, как правило, занимает нишу мелких подарков с большим тиражом. Самобытные же сувениры ручной работы, которые предпочитают туристы, обычно производят в каждой стране местные мастера прикладного искусства. Однако в Казахстане это место заняли умельцы из Кыргызстана, Монголии и других стран Центральной Азии. Исторически наши государства имеют схожие орнаменты и атрибуты прикладного искусства. Портмоне, кошельки, сумки, барсетки из натуральной кожи с национальным орнаментом или изображением юрты, волка, лошади на поверку оказываются, например, трудами монгольских мастеров. Даже если вы увидите надпись Kazakhstan – это не больше, чем просто пожелание заказчика.

В 2014 году столицу Казахстана посетили 642,1 тыс. человек: по линии въездного туризма – 145,5 тыс. (+37% по сравнению с 2011-м), по линии внутреннего – 440,9 тыс. (+18%).

Стоимость труда в соседних странах лишает казахстанских производителей шансов присутствовать на рынке сувениров ручной работы. Например, индивидуальное седло в Казахстане стоит от 250 тыс. тенге и выше в зависимости от сложности. В Бишкеке любое седло можно заказать за 100-150 тыс. тенге.

К сожалению, комитет государственных доходов Минфина не ведет отдельный учет товаров, которые относятся к национальным сувенирам. Мы взяли для анализа статуэтки, чаще всего изображающие Байтерек, Золотого человека, здания и достопримечательности Астаны и Алматы. Цифры демонстрируют, что в 2014 году в Казахстан было импортировано 1,25 млн тонн статуэток из пластика и других материалов (металла в том числе) на сумму $3,2 млн. Из них 82% были завезены из Китая, и такая тенденция сохраняется уже несколько лет.

Однако директор одного из крупнейших в Казахстане предприятий по производству национальных сувениров «Адеми-Ай» отмечает и другую тенденцию…

 

🔒 Полная версия статьи доступна только участникам клуба National Business. Зарегистрируйтесь или войдите чтобы получить доступ к этому материалу.

Вход для участников клуба
*
Логин
Поле должно быть заполнено
Please enter valid data.
*
Пароль
Поле должно быть заполнено
Please enter valid data.
Пожалуйста введите как минимум 1 символов.
Войти