Торговые войны: как Казахстан защищался от российского импорта

Недавняя девальвация российского рубля, введенные против России экономические санкции и ее контрсанкции вновь подняли в информационном пространстве проблему торговых войн с северным соседом. Раздаются жалобы казахстанских производителей, звучат призывы запретить импорт той или иной продукции. Между тем, в новейшей истории Казахстана есть прецедент успешной защиты наших предприятий от возросшего импорта. Для этого нужно вернуться на 15 лет назад.

Угрозы внутреннему рынку

Со второй половины 1998 года перед казахстанской промышленностью остро встала проблема роста объемов импорта товаров российского производства. Основной причиной увеличения ввоза явилась относительная дешевизна продукции в сравнении с аналогичными товарами отечественного производства, в основном вследствие сильной девальвации рубля в том же году. В большинстве отраслей, как в Казахстане, так и в России, использовались примерно одинаковые оборудование и технологии, поэтому производители обеих стран конкурировали главным образом в цене.

Импорт российских товаров трудно поддавался измерению, поскольку часть его осуществлялась контрабандным способом. Однако даже официальная статистика по внешней торговле отчетливо отражала ситуацию. Цифры по российскому импорту в Казахстан за январь-сентябрь 1999-го в сравнении с данными за аналогичный период предыдущего года показывали следующее.

В физических объемах импорт мяса и мясопродуктов возрос в 5,5 раза, молока и молокопродуктов – в 1,5 раза, сахара – в 6 раз, кондитерских изделий – более чем в 2 раза, минеральных и газированных вод – в 3 раза, цемента – в 2,6 раза, кокса и полукокса – более чем в 100 раз, гигиенических и косметических средств – в 6,3 раза, синтетических моющих средств и мыла – в 8,6 раз, ингибиторов окисления и различных присадок – в 2,2 раза, насосов жидкостных – в 1,5 раза, насосов вакуумных – в 1,4 раза, кранов, клапанов и вентилей – в 1,3 раза, шин – в 6,3 раза, обуви – в 2,5 раза, мебели – в 2,4 раза, строительных конструкций – в 2,4 раза.

Защитные меры – совокупность средств административно-экономического воздействия, применяемых на основании постановления правительства РК в виде защитных пошлин и (или) установления квот на поставки товара, который ввозится на территорию РК для свободного обращения на ее внутреннем рынке в таких количествах (абсолютно или относительно отечественного производства) и в таких условиях, когда наносится серьезный ущерб или возникает угроза его нанесения отечественным производителям подобного или непосредственно конкурирующего товара.

Защитные пошлины – пошлины, которые взимаются таможенными органами сверх ставки таможенной пошлины в случаях поставок на таможенную территорию РК какого-либо товара в таких количествах и в таких условиях, при которых возможно нанесение серьезного ущерба или угрозы его нанесения отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.

Импортная квота – ограничение импорта товара на территорию РК в отношении его количества и (или) стоимости.

Разбирательство – процедура рассмотрения документов и других доказательств по поводу ввоза на территорию РК какого-либо товара в таких количествах и в таких условиях, которые наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным производителям подобного или непосредственно конкурирующего товара.

Серьезный ущерб – существенное ухудшение ситуации в отрасли отечественного производства подобного или непосредственно конкурирующего товара в РК вследствие возросшего объема его поставок на территорию Республики Казахстан, выражающееся, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении реализации отечественного товара на внутреннем рынке Казахстана, снижении рентабельности производства такого товара, негативном влиянии на трудоустройство, уровень заработной платы.

Угроза серьезного ущерба – неизбежное существенное ухудшение ситуации в отрасли отечественного производства в будущем вследствие возросшего объема поставок подобного или непосредственного конкурирующего товара на территорию Республики Казахстан.

Из закона РК от 28 декабря 1998 года № 337-1 «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров»

Также существенно возросли количественные поставки в Казахстан российских нефтепродуктов, угля, плоского проката, карбонатов, удобрений, медикаментов, огнеупорных кирпичей, практически всего перечня машиностроительной продукции, бумаги, картона и изделий из них, одежды.

Структурный анализ изменений в промышленном производстве Казахстана в 1999 году показывал, что по большинству указанных выше товарных позиций объемы производства на отечественных предприятиях были значительно снижены. О прямом влиянии роста объемов импорта российских товаров на национальную промышленность свидетельствовал также и поток заявлений от отечественных производителей о необходимости введения защитных пошлин на импорт именно российских товаров.

ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ УВЕЛИЧЕНИЯ ИМПОРТА РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ В 1998 ГОДУ СТАЛА ИХ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДЕШЕВИЗНА, В ОСНОВНОМ ВСЛЕДСТВИЕ СИЛЬНОЙ ДЕВАЛЬВАЦИИ РУБЛЯ.

Поскольку ущерб для национальной промышленности от импорта относительно дешевых российских товаров имел тенденцию к расширению, и сохранение существующих условий торговли могло в перспективе привести к свертыванию ряда отечественных предприятий, было принято решение о применении государственных мер по защите отечественных производителей.

Защита-2000

Комитет по антидемпинговому контролю Министерства энергетики, индустрии и торговли был создан 27 мая 1999 года в соответствии с постановлением правительства РК и осуществлял специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию в области применения антидемпинговых, защитных и компенсационных мер. Деятельность комитета проводилась в соответствии с законами РК «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров», «Об антидемпинговых мерах», «О субсидиях и компенсационных мерах».

Антидемпинговые меры – совокупность средств административно-экономического воздействия, применяемых к импорту демпингового товара в форме временных антидемпинговых мер, антидемпинговых пошлин или ценовых обязательств для устранения материального ущерба или угрозы его нанесения отечественным производителям подобных товаров.

Антидемпинговая пошлина – пошлина, которая устанавливается сверх ставки таможенной пошлины на импорт демпингового товара.

Задачами комитета были:

  • защита внутреннего рынка от возросшего импорта товаров, который наносит серьезный ущерб или создает неотвратимую угрозу серьезного ущерба отечественным производителям;
  • защита отечественных производителей от недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке при импорте товаров, который наносит материальный ущерб или создает угрозу материального ущерба;
  • разработка предложений по объективным размерам антидемпинговых, защитных и компенсационных пошлин для устранения негативных последствий для экономики Республики Казахстан.

Основными функциями комитета являлись:

  • проведение разбирательств при возросшем объеме импорта товара, демпинге и импорте товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств);
  • определение ущерба от возросшего объема импорта товара, демпинга товара или импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств);
  • осуществление мониторинга товарных рынков с целью выявления недобросовестной конкуренции, возникающей при импорте товаров;
  • совершенствование и развитие методических подходов по проведению разбирательства для защиты отечественного рынка с учетом международного опыта;
  • разработка предложений по пересмотру или отмене действующих антидемпинговых, защитных мер и компенсационных пошлин;
  • оценка влияния на национальную экономику введения антидемпинговых, защитных или компенсационных мер.

Однако работа комитета была начата лишь в декабре 1999 года после назначения руководства и подбора части штата.

Учитывая то, что уполномоченный орган по защите отечественных производителей был создан впервые, и ранее подобная деятельность не осуществлялась, стояла задача разъяснения необходимости применения антидемпинговых, защитных и компенсационных мер. В этих целях осуществлялась работа по связям с общественностью и ликбезу по применяемым мерам. В рамках нее, в частности, практически во все регионах были проведены презентации комитета перед предприятиями и ассоциациями производителей.

Согласно Закону РК «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров» правительством был принят ряд решений.

  1. В целях выяснения нанесенного (возможной угрозы нанесения) серьезного ущерба отечественным товаропроизводителям при импорте подобных или непосредственно конкурирующих товаров инициирована процедура разбирательства следующими постановлениями правительства РК:

1.1. от 30.09.1999 № 1509 «Отдельные меры по защите отечественных товаропроизводителей» (сульфат бария, антифризы, материалы кровельные, гофрированный лист, инструмент для бурения, насосы центробежные, огнетушители, краны мостовые, трансформаторы, счетчики жидкости, счетчики электроэнергии);

1.2. от 24.02.2000 № 294 «О внесении дополнения в постановление правительства РК от 30 сентября 1999 года № 1509» (счетчики электроэнергии для переменного тока);

1.3. от 15.03.2000 № 399 «О начале разбирательства по отдельным видам животноводческой продукции» (мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, колбасы и аналогичные продукты из мяса);

1.4. от 9.08.2000 № 1225 «О начале разбирательства по отдельным видам трансформаторного оборудования» (комплектные трансформаторные подстанции типа КТП и станции катодной защиты нефтегазопроводов типа УКЗВ);

Компенсационные меры – совокупность средств административно-экономического воздействия, применяемых к импорту товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств) в виде компенсационной пошлины, временной компенсационной меры и ценовых обязательств для устранения материального ущерба или угрозы его нанесения отечественным производителям.

Компенсационная пошлина – пошлина, которая применяется при введении компенсационных мер и устанавливается сверх базовой ставки таможенной пошлины на импорт товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств) на основании постановления правительства РК.

  1. В целях повышения на внутреннем рынке конкурентоспособности товаров отечественного производства на основании проведенного разбирательства введены защитные меры постановлениями правительства РК:

2.1. от 24.02.2000 № 296 «О временных защитных мерах на отдельные товары» (сульфат бария, материалы кровельные, гофрированный лист, инструмент для бурения, огнетушители, счетчики жидкости, счетчики электроэнергии). Срок действия – шесть месяцев;

2.2. от 3.07.2000 № 999 «О введении защитных мер при импорте отдельных товаров» (сульфат бария, материалы кровельные, гофрированный лист, инструмент для бурения, насосы центробежные, огнетушители, кран мостовой, трансформаторы, счетчики жидкости, счетчики электроэнергии). Срок действия – два года;

2.3. от 22.08.2000 № 1291 «О начале разбирательства и применении временных защитных мер при импорте отдельных товаров» (бумага обойная, кабель силовой, провод без электрической изоляции). Срок действия – шесть месяцев;

2.4. от 17.10.2000 № 1548 «О введении временных защитных мер при импорте отдельных пищевых товаров» (яйца птиц, маргарин, изделия из недрожжевого теста, дрожжи пекарские, майонез, поваренная соль). Срок действия – шесть месяцев;

2.5. от 9.11.2000 №1690 «О введении временных защитных мер при импорте отдельных видов ковров и прочих текстильных напольных покрытий». Срок действия – шесть месяцев.

Частично об эффективности введенных защитных мер можно судить по доступной официальной статистике (табл. 1), хотя следует принимать во внимание такие факторы, как девальвация тенге в 1999 году и политика импортозамещения, проводившаяся в то время.

Таким образом, можно зафиксировать успешный прецедент Казахстана по применению защитных мер – инструмента государственного регулирования внешней торговли, соответствующего нормам Всемирной торговой организации. Конечно, принятие подобных мер уже невозможно в рамках действия ЕАЭС, но и просто запреты на импорт не решат проблем отечественных производителей. Необходим аналитический подход к таким вопросам, в том числе с изучением опыта как других стран, так и своей.

 Талгат Ергалиев

 

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB