Иностранные инвестиции: от количества к качеству

Развивающиеся страны стремятся активно привлекать прямые инвестиции со стороны иностранных мультинациональных компаний. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), например, в значительной мере стимулировали экономический рост Китая и Индии. Они позволяют сформировать целые отрасли экономики, производящие товары и услуги, востребованные на международном рынке. Вместе с тем, стремясь привлечь средства, многие страны пытаются одновременно ограничить деятельность иностранных инвесторов, опасаясь возможных негативных последствий для отечественных производителей. Обоснованы ли данные опасения?

Наши исследования показывают, что прямые иностранные инвестиции оказывают положительное воздействие на экономику:

  • способствуют увеличению объема производства и экспорта, развитию цепочки местных поставщиков и производителей, повышению производительности в отрасли, а также трансферу капитала, технологий и ноу-хау;
  • наибольшую пользу получает конечный потребитель за счет доступа к более качественным и дешевым товарам и услугам.

Учитывая положительный эффект от прямых иностранных инвестиций, развивающиеся страны активно стимулируют их приток. Однако при выборе инструментов стимулирования необходимо придерживаться прагматичного подхода.

При выборе инструментов стимулирования притока прямых иностранных  инвестиций необходимо придерживаться прагматичного подхода.

Мотивы инвестиций

С 1990 года наблюдается настоящий бум ПИИ в развивающиеся страны: их общий объем увеличился более чем в 20 раз с приблизительно $35 млрд в 1990 году до $780 млрд в 2013-м. Наращивая объем инвестиций, мультинациональные компании руководствуются двумя мотивами.

Во-первых, часть прямых иностранных инвестиций обусловлена стремлением мультинациональных компаний повысить эффективность своего производства. В этом случае компании стараются добиться снижения затрат за счет размещения части производственной цепочки в странах с низкой стоимостью факторов производства. Производство одежды и электроники в Китае, кластер IT и разработка программного обеспечения в Индии – хорошие примеры секторов для инвестиций, обусловленных мотивом повышения эффективности. Например, в программировании существенную часть затрат составляет стоимость рабочей силы. В Индии же мультинациональные компании получили возможность привлечь квалифицированных программистов, чей уровень вознаграждения намного ниже, чем в развитых странах.

Вторая часть прямых иностранных инвестиций обусловлена стремлением мультинациональных компаний выйти на рынки развивающихся стран. Создание производства в стране, на которую ориентированы продажи, имеет смысл, если транспортные расходы составляют существенную часть стоимости конечной продукции. Кроме того, если страна защищает отдельные свои отрасли входными барьерами (например, более высокой импортной пошлиной), то перенос производства поможет их преодолеть и существенно снизить стоимость конечной продукции. Развитие автомобильного сектора в ряде развивающихся стран, в том числе в России и Казахстане – хороший пример привлечения мультинациональных компаний, стремящихся преодолеть пошлинные барьеры и стать более конкурентоспособными на рынке страны.

Влияние инвестиций на развитие отраслей и экономики в целом

Когда прямые инвестиции осуществляются с целью повышения эффективности производства, они оказывают устойчивое положительное воздействие на производительность отрасли, объем производства и уровень занятости. Товары, произведенные в стране, направляются на экспорт, а следовательно, не угрожают местному производителю. Создающееся новое производство позволяет привлечь дополнительную рабочую силу. При этом мультинациональные компании привносят необходимые технологии и опыт, которые способствуют повышению производительности труда в отрасли. Работая на местном рынке, мультинациональные компании отдают на субподряд часть производства и услуг местным производителям (если это экономически эффективно), что стимулирует развитие вспомогательных производств в стране. При этом оплата труда работников предприятий, созданных в результате иностранных инвестиций, как правило, будет выше по сравнению со средним уровнем в экономике, что положительно сказывается на благосостоянии людей.

Однозначно позитивный эффект от инвестиций, мотивом которых служит повышение эффективности производства, делает данный тип инвестиций очень привлекательным для развивающихся стран.

Если прямые иностранные инвестиции осуществляются с целью выхода мультинациональных компаний на развивающиеся рынки, они могут способствовать росту конкуренции внутри страны и стимулировать неэффективных отечественных производителей к дальнейшему развитию.

Положительная роль ПИИ в развитии отрасли обусловлена тем, что мультинациональные компании привносят в страну недостающий капитал, технологии и навыки ведения бизнеса. Например, доступ к передовым производственным технологиям стал катализатором развития автомобильного производства во всех странах, где автомобильная промышленность развивалась с нуля.

Мультинациональные компании привносят в страну недостающий капитал, технологии и навыки ведения бизнеса.

Прямые иностранные инвестиции, осуществляемые мультинациональными компаниями для выхода на рынки развивающихся стран, несут однозначно положительный эффект с точки зрения развития отрасли (снижение уровня цен и повышение производительности), однако могут угрожать позициям неэффективных местных компаний. Кроме того, у руководства страны могут появиться опасения, что в отличие от отечественных производителей, иностранные компании будут заинтересованы больше в выводе капиталов за рубеж, чем в дальнейших инвестициях в экономику страны.

Для минимизации подобных рисков государство может проводить работу в двух направлениях. С одной стороны, аккуратно выбирать отрасли для стимулирования прямых иностранных инвестиций, чтобы приход инвесторов однозначно приносил пользу. Это могут быть те сектора экономики или части производственной цепочки, где у местных производителей отсутствуют необходимые компетенции, либо отрасли, характеризующиеся низкой производительностью и влияющие на конкурентоспособность других отраслей. С другой стороны, государство может активно работать над повышением своей инвестиционной привлекательности, чтобы мультинациональным компаниям было более выгодно реинвестировать полученную прибыль внутри страны, нежели выводить ее за рубеж.

Меры стимулирования притока прямых иностранных инвестиций

Можно выделить три направления стимулирования притока прямых иностранных инвестиций:

  • дальнейшая либерализация экономики;
  • улучшение инвестиционной инфраструктуры;
  • прямая поддержка инвесторов.

Либерализация экономики создает общие предпосылки для роста притока прямых иностранных инвестиций. К направлениям реформ, способствующим привлечению инвесторов, можно отнести, во-первых, снятие барьеров для осуществления прямых иностранных инвестиций (например, запрет на капитальные инвестиции или покупку доли в бизнесе со стороны иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики). Во-вторых, снижение импортных пошлин, включая импортные пошлины на сырье и оборудование. В-третьих, снижение требований к доле местного содержания. Все указанные меры повышают интерес со стороны иностранных инвесторов, однако могут способствовать созданию дополнительного конкурентного давления на отечественных производителей. Поэтому либерализация экономики должна осуществляться с учетом четкого понимания перечня отраслей, которые не могут получить надлежащего развития без поддержки со стороны прямых иностранных инвестиций.

Инвестиционная инфраструктура включает в себя такие компоненты, как физическая инфраструктура, квалифицированная рабочая сила, комфортная для инвестора правовая среда. Наличие элементов инвестиционной инфраструктуры является ключевым фактором при выборе направления инвестиций для компаний, руководствующихся мотивом повышения эффективности производства. По результатам опроса, который провела компания McKinsey среди руководителей иностранных компаний, разместивших часть своей производственной цепочки в Индии, четыре из пяти наиболее значимых факторов при выборе направления для инвестиций связаны с наличием благоприятной инвестиционной инфраструктуры (рис. 1).

58633

Рис. 1. Основные факторы, обуславливающие выбор страны для размещения части производственной цепочки (количество респондентов, назвавших фактор важным)

Прямая поддержка инвесторов включает в себя такие инициативы, как предоставление каникул по налоговым выплатам, возмещение части таможенной пошлины, ускоренная амортизация, налоговые льготы на инвестирование капитала и т.д. Развивающиеся страны активно пользуются мерами прямой поддержки инвесторов для стимулирования притока ПИИ. Однако использование указанного инструмента должно осуществляться с соответствующей степенью осмотрительности, поскольку может быть связано с рядом рисков для страны – получателя инвестиций в долгосрочной перспективе.

Один из компонентов подобного риска – прямые затраты на осуществление поддержки инвесторов. Государство недополучает часть доходов в случае предоставления инвестору налоговых льгот. Если инвестор готов пойти на инвестиции без предоставления указанных льгот, недополученный доход становится прямой потерей для экономики. Аналогичная потеря возникнет и в ситуации, когда прямая поддержка предоставлена иностранному инвестору, в то время как в стране были отечественные инвесторы, готовые осуществить проект без подобных форм поддержки. В этом случае помимо недополучения налоговых поступлений возникает риск замедления развития отечественных производителей.

Второй компонент риска от реализации прямой поддержки инвесторов – это косвенные издержки для экономики в долгосрочной перспективе. Оказание прямой поддержки может стимулировать инвесторов к осуществлению избыточных инвестиций в производственные мощности, что в конечном итоге приводит к созданию неэффективного производства. Так, меры прямой поддержки автопроизводителей в Бразилии привели к строительству избыточных производственных мощностей, которые, в конечном счете, оказались недоиспользованными. Стимулирование размещения производства в удаленных регионах Бразилии (Манаус) привело к дополнительным затратам на логистику и складирование, которые производители не понесли бы в случае размещения производства в более привлекательных с точки зрения логистики регионах.

Вместе с тем, конкуренция между государствами и регионами внутри страны за поток прямых иностранных инвестиций, которая выражается в принятии все более широких мер прямого стимулирования, приводит к перераспределению существенной части фискального дохода от государства, которое является естественным его получателем, к мультинациональным компаниям, что вредит национальной экономике.

Государству необходимо четко понимать, в чем заключаются риски, связанные с прямой поддержкой инвесторов, и осмотрительно подходить к использованию данного инструмента. Создание специализированных институтов, занимающихся проработкой мер стимулирования инвесторов, а также тщательный анализ инвестиционного проекта с обоснованием необходимости применения мер прямой поддержки в каждом конкретном случае, должны способствовать снижению указанных рисков и повышению эффективности деятельности по стимулированию прямых иностранных инвестиций.