Сталкиваясь с неопределенностью, многие казахстанские менеджеры, ответственные за принятие стратегических решений, предпочитают опираться на авторитетные прогнозы от экспертов мирового класса. Однако при использовании таких прогнозов степень неопределенности зачастую недооценивается, поскольку задокументировать в стратегии компании удается только относительно простую картину будущего. Подобное упрощение может привести к упущению критически важных составляющих успешной стратегии. Казахстанским компаниям, особенно в текущей экономической ситуации, необходим более эффективный подход к стратегическому управлению в условиях неопределенности.

Наши исследования показывают, что неопределенность, возникающая при разработке стратегии компании, подразделяется на четыре уровня.

Уровень 1. «Предсказуемое будущее». На этом уровне неопределенность не играет роли при принятии стратегических решений, поэтому стратегия исходит из единственного прогноза, имеющего приемлемую для менеджмента достоверность. Для составления такого прогноза могут использоваться самые передовые аналитические инструменты. Например, ряд исходных предположений прогноза можно сделать на основании демографических трендов или тенденций развития технологий. Несмотря на аналитическую строгость, такой подход редко создает предпосылки для фундаментальных рыночных сдвигов.

Уровень 2. «Альтернативные варианты будущего». На этом уровне неопределенность описывается набором дискретных сценариев. Предсказать, какой из сценариев реализуется, невозможно, однако вероятности наступления того или иного сценария подвергаются оценке. В классических ситуациях второго уровня каждый из сценариев является дискретным и может быть задан рядом конкретных параметров. Сценарии могут быть связаны, например, с действиями регулятора или конкурентной средой, когда эффективность собственной стратегии компании зависит от действий конкурентов. В этом случае разрабатывается набор отдельных сценариев на основе понимания компанией возможных исходов той или иной неопределенности, причем каждый сценарий требует своих методов оценки эффекта и вероятности его наступления. Далее проводится оценка рисков и экономической выгоды различных вариантов стратегии. Особое внимание необходимо обращать на результирующие изменения в отрасли, так как это позволит определить, какие события приводят к тем или иным «развилкам» в стратегии…

 

🔒 Полная версия статьи доступна только участникам клуба National Business. Зарегистрируйтесь или войдите чтобы получить доступ к этому материалу.

Вход для участников клуба
*
Логин
Поле должно быть заполнено
Please enter valid data.
*
Пароль
Поле должно быть заполнено
Please enter valid data.
Пожалуйста введите как минимум 1 символов.
Войти