Российское Агентство стратегических инициатив (АСИ) с 2010 года проводит форсайт образования. В данном случае взята глобальная повестка – образование в мировом масштабе, и длительный горизонт рассмотрения – до 2030 года, сам же форсайт выступает не в формате сессии или проекта, а как процесс с постоянными изменениями, дополнениями, уточнением позиций стейкхолдеров. В нем приняли участие многие эксперты, в том числе известные зарубежные.

Некоторые из описываемых вызовов, предпосылок и трендов кажутся фантастическими, но АСИ уже не раз презентовало свой продукт на экспертных и иных площадках и пока форсайт продолжается.

Образование здесь определяется как «социально оформленный процесс поддержки развития на цикле человеческой жизни от рождения до смерти, формальные институты образования при этом – только малая часть этого явления».

С точки зрения стейкхолдеров (сам человек, семья, бизнес как работодатель и продавец, государство, формальные и неформальные сообщества), разные позиции заказчиков образования предъявляют разные требования к образу его будущего.

Выявлено несколько основных вызовов, задающих необходимость поиска новой модели образования.

Интернет и цифровые технологии

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в последние 15-20 лет приводит, во-первых, к смене моделей создания, сохранения и трансляции знаний, во-вторых, к изменению процессов оценки и фиксации достижений, управления собственной траекторией развития и учебными учреждениями.

Технологические стартапы в образовании

Это новое, но уже заметное явление на Западе. На глазах создается новый рынок, потенциально способный достроить и даже заместить собой традиционные форматы образования. Речь не идет, как в прошлые годы, об индивидуальных прорывах отдельных энтузиастов от образования, скорее мы наблюдаем создание новых систем, развивающихся именно как классические стартапы, – с идеями-инновациями, венчурными инвесторами, пилотным внедрением, конкуренцией проектов, быстрым распространением в случае успеха.

 Гиперконкуренция и быстрое развитие отраслей

Образование в его классических форматах, к сожалению, стало консервативным и не поспевает за быстроменяющейся реальностью. Как говорит директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков, изменения в образовании генерирует уже не само образование, а другие отрасли – IT и телекоммуникации, финансы и страхование, фитнес и медицина. Они формируют для образования новый по форме спрос на образовательную и исследовательскую тематику, требования к новому содержанию и форматам подготовки, а именно – максимальную гибкость и развитие надпрофессиональных компетенций, сверхбыструю подготовку и точечные знания и опыт.

Образование как актив

Капитализация интеллектуальных ресурсов, человеческого потенциала приводит естественным образом к рассмотрению и использованию образования как актива. Создаются и развиваются модели инвестирования в образование, в том числе чужое. Возникает запрос на контроль качества и прозрачность результатов образования.

 Вызовы потребительского общества

Вызовы потребительского общества приводят к разнонаправленным трендам – снижению мотивации к получению образования, когда базовые потребности человека уже закрыты, – в одном случае, и росту доли «самостоятельных учеников», выбирающих «свой путь», – в другом.

Образование в его классических форматах стало консервативным и не поспевает за быстроменяющейся реальностью.

 Предпосылками для изменения модели образования выступают следующие факторы.

Технологическое развитие финансов и страхования, фитнеса (различные нательные приборы, постоянно фиксирующие физическое состояние человека) и медицины (новая психофармацевтика, нейроинтерфейсы), информационно-коммуникационных технологий – «новая честность» (различные инструменты верификации/подтверждения – например, в виде татуировки), виртуальные миры, цифровая копия мира, интернет вещей («умный дом», «умный холодильник»), автоматические семантические переводчики.

Новый технологический уклад, усиленный инвестированием средств, полученных от «пузыря доткомов» в начале 2000-х, в биотехнологии, альтернативную энергетику и космос. Сейчас эти отрасли активно развиваются, формируя спрос на качественно новых специалистов.

Смена модели организации бизнеса и управления в отраслях, где в авангарде сегодня IT-компании – корпоративная культура в Netflix, модель корпоративной лояльности в Twitter, организация рабочего пространства в Facebook.

Изменение структуры занятости и образа жизни – фриланс, удаленное рабочее место.

Смена модели детства – раннее и ускоренное образование (с трех лет), в том числе дома. Раннее занятие профессиональной деятельностью (с 10-12 лет), создание виртуальных миров для детей без доступа в них взрослых.

Среди трендов можно выделить следующие.

Индивидуализация

Бизнес как работодатель желает видеть умения и достижения кандидата или работника, а не только аттестационные оценки, полученные в другом месте без учета специфики его профессиональной деятельности. Будут востребованы личный паспорт компетенций с портфолио достижений, life-long «компетенционные дипломы», подтверждаемые на протяжении всей жизни.

Бизнесу как инвестору важны «охота за потенциалом» (поиск юных талантов) и «узаконенное рабство» (модель удержания, как в профессиональном спорте), модели инвестирования в людей – например, оплата за образование в обмен на процент от дохода выпускника в будущем. Инвестиционные портфели можно будет собирать из «акций людей», и они будут более выгодным вложением, так как «самые талантливые люди всегда будут хорошо зарабатывать», в отличие от постоянной флуктуации цен на сырье и товары. Дмитрий Песков озвучивает появление первых «людеардеров», у которых будет капитал, сформированный из пакетов управления людьми.

Индивидуализация образования формирует спрос на управляемость (содержание образования для «личной капитализации»): библиотеки контента, образовательные траектории под заказ, менторские сети, виртуальные учителя 24/7. Индивидуализированный life-long learning станет частью жизненного пути человека.

Инвестиционные портфели можно будет собирать  из «акций людей», и они будут более выгодным вложением, так как «самые талантливые люди всегда хорошо зарабатывают», в отличие от постоянной флуктуации цен на сырье и товары.

Кооперативность

Формирует заказ на производство команд и сетей для работодателей, сообществ практик как образовательного пространства. Создает новые «биржи возможностей» – проектные и игровые конкурсы команд и отдельных участников за деньги, славу, опыт, амбиции.

Как феномен рассматривается возрождение старых форматов – университетов как холдингов студентов, что напоминает средневековые аналоги, когда студенты сами определяли и место обучения, и состав преподавателей, и программу.

От геймификации к тотальности игры

Уже поколение Y и тем более поколение Z не мыслят свою работу и досуг вне игрового пространства. Большое значение играм как формату обучения придается и в будущем. Это и массовое включение игр и симуляторов в курсы/проекты/экзамены, и «игра все детство» (игры длинного цикла с подстройкой под уровень развития), и геймификация жизни, когда действия людей рассматриваются как игровые достижения.

Изменится и игровое пространство: город как большой тренажер – от «городов для детей» к «играм для всех»; жизнь и работа в виртуально-реальных мирах как норма; игровой интерфейс как форма рабочего пространства; «человек играющий» как общественный стандарт.

Трансформация модели науки

Удаленность и распределенность создания знаний – виртуальные лаборатории, crowdsource-обработка.

Пересмотр стандартов цитирования.

Глобальность

Приходит время MOOC (Massive Open Online Course) – дистанционного образования для массового использования. В модели MOOC один учитель может персонально обучать большое число учеников, вплоть до условного миллиона. Такая модель основана на типизации человеческих ошибок – их, как правило, немного, и в случае большой выборки возможен анализ для каждого обучаемого. Это становится осуществимым опять же благодаря развитию инфокоммуникационных технологий.

В MOOC возможен персональный анализ не только для тестирования, но и для эссе, когда деятельность студента оценивается по тому, как он написал свою работу и отзыв на работу другого обучаемого. В свою очередь, другой студент дает оценку на этот отзыв. Таким образом, проводится несколько туров, где группируются обучаемые с одним уровнем оценок на их отзывы. По итогам определяются студенты, готовые стать тьюторами на своем курсе, а уже на основе их определения образуется пирамида управления: один учитель – 20 тьюторов, у каждого из них – обучаемые уровнем пониже.

Изменятся системы компетенций – от системы зачетов от преподавателей до системы оценки в MOOC. Итоги получаемых результатов по каждому студенту – не баллы, а описание его когнитивного стиля: как он учится, решает проблемы, взаимодействует с окружающими. Именно это важнее для потенциального работодателя – определение способности кандидата учиться, то есть его метапредметные навыки.

Также посредством MOOC формируется возможность поиска юных дарований, в том числе потенциально по их поведению в соцсетях – чем интересуется человек, как формулирует свои мысли и так далее.

В ответ на необходимость распространения международных стандартов в образовании как требование рынков труда, MOOC позволяет создать наднациональные/трансграничные модели квалификации и компетенций.

В итоге ландшафт нового образования по данным форсайта будет иметь следующий вид:

через 3-5 лет:

развитие образовательных траекторий и широкое распространение MOOC;

смена оценки на признание достижений (паспорт компетенций и прецедентов);

модель инвестиций в таланты;

через 7-10 лет:

«университет для миллиарда»;

развитие виртуальных тьюторов и менторских сетей;

появление полноценных возможностей для «внесистемного» образования;

высокая роль игровых сред и дополненной реальности;

через 15-20 лет:

игра и командная работа как доминирующие формы образования и социальной жизни;

искусственный интеллект как наставник и партнер в познании.

Прогнозируется  «смерть» таких форматов, как «учитель-репродуктор», оценки по итогам семестров/четвертей, диплом об окончании учебного заведения, авторский учебник, а в долгосрочном масштабе – общеобразовательная школа, исследовательский университет.

Прогнозируется «смерть» таких форматов, как «учитель-репродуктор», оценки по итогам семестров/четвертей, диплом об окончании учебного заведения, система научных журналов и стандарты цитирования, существующая система управления интеллектуальной собственностью, авторский учебник, а в долгосрочном масштабе – общеобразовательная школа, исследовательский университет, текст (книга, статья) как доминирующая форма познавательной коммуникации.

Будут сформированы рынки нового образования:

мониторинг компетенций и достижений;

виртуальные учителя;

менторские среды, образование внутри социальных сетей;

сборщики образовательных траекторий и библиотеки контента;

биржи возможностей и талантов;

симуляторы для длительного обучения команд;

симуляторы для обучения «лишних» и дезадаптированных людей;

игры в дополненной реальности, в том числе в городских средах;

тренажеры опасных ситуаций;

игры с ценностями, миры психодрам;

тренажеры ресурсных состояний;

контроль включенности и усвоения (школы управления вниманием).

46799

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB