Дорога в «облака»

Представьте, что вам предстоит написать важный документ. Вы собираете информацию, садитесь за компьютер, выбираете слова, строите графики, компонуете абзацы и… вдруг экран становится синим, а затем гаснет. Информацию не восстановить. Собираетесь с духом и начинаете сначала. Резкий скачок напряжения – и снова все утеряно. Bad luck, как говорят англичане. Подобная история случалась, наверно, едва ли не с каждым.

Поскольку отказоустойчивость современных вычислительных систем превышает 99% (а часто и 99,6%), то вероятность наступления описанного события не выше шанса выиграть джек-пот в национальной лотерее. Она ничтожно мала, но она существует.

Теперь представьте другую картину: вы приходите в офис, включаете компьютер и мгновенно подключаетесь к гигантским хранилищам, расположенным в нескольких точках планеты. Каждое написанное вами слово, каждый построенный график сохраняются в автоматическом режиме. Даже если вы опрокинете чайник на ноутбук, и он уже никогда не сможет работать, вы через считанные секунды откроете плоды своего труда на смартфоне или планшете. В худшем случае, в документе не будет десятка последних предложений.

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР – НАИБОЛЕЕ КОНСЕРВАТИВНАЯ ОТРАСЛЬ, ОДНАКО ДАЖЕ БАНКИ СЕЙЧАС ГОТОВЫ ПЕРЕНОСИТЬ ЧАСТЬ ОПЕРАЦИЙ В «ОБЛАКА». ПРАВДА, РЕЧЬ ИДЕТ О НЕПРОФИЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ – НАПРИМЕР, УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ.

Классификация облачных сервисов

Пожалуй, старшей сестрой в семействе aaS (as-a-Service) является SaaS – программное обеспечение по подписке. Эту услугу уже сложно называть инновацией – первым решениям более 10 лет. Помимо известной всем электронной почты с веб-интерфейсом, это инструменты управления проектами, продажами, взаимоотношениями с клиентом, конструкторы сайтов и готовые платформы для интернет-магазинов, функционал и уровень удобства которых растут с каждым годом. С перемещением фокуса сервис-провайдеров на корпоративный сегмент меняется и бизнес-модель. Раньше простейшие SaaS предназначались для частного пользования, были бесплатны, набирали критическую массу пользователей и начинали продавать рекламу. Подчас реклама была навязчива и сильно омрачала клиентский опыт. В качестве примера – сообщение, добавляемое в автоподпись будто бы от имени пользователя. К счастью, сейчас все иначе – для частного пользования предлагается практичный и быстрый сервис с деликатными сообщениями от рекламодателей и возможностью за небольшую плату увеличить объем хранилища, для корпоративного доступа – привязка к домену компании, отсутствие рекламы и по умолчанию гораздо больший объем хранилища. Такие сервисы, как CRM и ERP по модели as-a-Service с самого начала нацелены на бизнес-клиентов, и там мы видим попытки выхода на рынок крупного бизнеса. Многие компании отработали свои продукты на малом бизнесе, приблизили функционал к мощным промышленным решениям и смело заявляют о том, что ключевые достоинства «облаков» вовсе не дешевизна и доступность, а молниеносная имплементация, гибкость и высочайшая эффективность. Финансовый сектор – наиболее консервативная отрасль, однако даже банки сейчас готовы переносить часть операций в «облака». Правда, речь идет о непрофильных процессах – например, управлении проектами. Что касается ключевых операций – работы со счетами, персональными данными клиентов и движением денежных средств, то к информационной безопасности этих процессов применяются наиболее жесткие требования, что делает невозможным использование публичных облачных сервисов. Однако, вероятно, в будущем для этих целей будут использоваться так называемые частные «облака» – сервисы, организованные в собственной сети предприятия без выхода за ее пределы. Про IaaS говорят и пишут гораздо меньше, хотя статистические данные показывают большую распространенность сервиса по сравнению с SaaS. IaaS – инфраструктура как сервис – это предоставление в аренду производственных мощностей центров обработки данных. Услуга, которая позволяет не приобретать дорогостоящее сетевое оборудование, а использовать его возможности за вполне умеренную плату. Такой подход оказывается разумным во многих случаях, но особенно подходит малому бизнесу, значительно сокращая объем первоначальных инвестиций. Platform-as-a-service и родственный ему Backend-as-a-service дают отличные возможности для разработчиков программного обеспечения минимизировать ресурсозатраты (в том числе временные) на создание и вывод на рынок программного продукта. Несмотря на то, что облачные вычисления представляют собой наиболее быстро развивающееся направление информационных технологий, которое уже частично вытеснило традиционные способы организации IT в бизнесе и продолжает это делать, «облака», как и их природные собратья, не вполне прозрачны. Так, имеется некоторая путаница с термином DaaS – долгое время эта аббревиатура означала предоставление виртуального рабочего пространства (Desktop-as-a-Service), теперь чаще расшифровывается как Data-as-a-Service, что означает доступ к уникальной и агрегированной информации в режиме реального времени, встречается также понятие Development-as-a-Service. Правда, эксперты рекомендуют придерживаться общепринятой классификации и относить такие решение к PaaS.

ГЛОБАЛЬНОГО ЗАМЕЩЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СЕРВИСОВ ОБЛАЧНЫМИ ПОКА НЕ ПРЕДВИДИТСЯ – БИЗНЕС ОБЛАДАЕТ ИНЕРЦИЕЙ И ЧАСТО ПРЕДПОЧИТАЕТ ПРОВЕРЕННЫЕ ВАРИАНТЫ. ОДНАКО РАЗУМНЫЕ КОМБИНАЦИИ ВОЗМОЖНЫ УЖЕ СЕЙЧАС.

Мировой рынок

Глобального замещения традиционных сервисов облачными пока не предвидится – бизнес обладает инерцией и часто предпочитает проверенные варианты. Однако разумные комбинации возможны уже сейчас. Опыт различных проектов в разных индустриях показывает, что внедрение облачных технологий может значительно ускорить бизнес-процессы, позволит в невероятно сжатые сроки внедрить инновации, стать более гибкими и управляемыми, а также значительно сократить затраты. В качестве примера можно привести проект внедрения облачных технологий в государственном секторе Японии, который позволил достичь 30%-ной экономии затрат.

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДАЮТ НЕДОСТИЖИМЫЙ РАНЕЕ УРОВЕНЬ МОБИЛЬНОСТИ. В СУЩНОСТИ, ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К ОРГАНИЗАЦИИ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВИРТУАЛЬНОЙ КОМАНДЫ – ВЫ ПРИВЛЕКАЕТЕ К РАБОТЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ, НЕ ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЯ НА ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ ЛОКАЦИЮ.

Наибольшую или, по крайней мере, наиболее очевидную пользу получит малый бизнес. В тех случаях, когда руководитель совмещает в себе множество разноплановых функций, для него особенно значима простота в получении услуги (выбрать решение онлайн, оплатить счет, незамедлительно начать пользование) и, конечно, минимальный первоначальный платеж. По обоим показателям «облака» бескомпромиссно выигрывают у своих реальных соперников, и с ростом скорости доступа к интернету этот разрыв растет. Кроме того, облачные технологии дают недостижимый ранее уровень мобильности. В сущности, это единственный путь к организации по-настоящему виртуальной команды, когда вы привлекаете к работе профессионалов, не обращая внимания на их географическую локацию. Если коллега – настоящий знаток, который разделяет с вами ценности и мечты, какая разница, сколько тысяч километров вас разделяют? У вас общее виртуальное рабочее пространство – место на сервере, где вы храните документы, общая среда – программа для совместной работы и конференций, вы не видите сложностей в оплате труда и не тратите ни цента на релокацию сотрудника и его командировки. Прогресс в законодательстве хотя и не поспевает за технологическим, однако в некоторых странах уже сейчас существует возможность заключения трудового договора в электронном виде. Конечно, такие модели бизнес-взаимодействия не могут быть внедрены повсеместно, во всех сферах и компаниях любого масштаба. Когда говорят о полностью виртуальной команде, то, как правило, речь идет о небольшом бизнесе с высокой долей интеллектуального труда и дефицитом высококвалифицированных кадров. Значительную пользу от территориальной децентрализации может получить и крупный бизнес. Известно, что на рынке контакт-центров лидируют регионы с высоким уровнем безработицы и низкой оплатой труда, такие как страны Латинской Америки, Филиппины, Вьетнам. Компании, специализирующиеся на разработке программного обеспечения, с удовольствием привлекают жителей Индии, поскольку в этой стране при высоком уровне IT-образования цены на разработку остаются значительно ниже среднемировых. В разработке ПО уже сейчас занято несколько миллионов индийских граждан, и есть предпосылки для сохранения темпов роста рынка в ближайшие пять лет.

Облака в степи

Об использовании облачных сервисов казахстанским бизнесом точных данных нет, но совершенно ясно, что уровень пользования ими невысок. Крупный бизнес остается приверженным традиционным способам организации IT, объясняя свой выбор прежде всего вопросами безопасности. Малый и средний бизнес очень осторожно пробуют решения на вкус, но не всегда находят локализованные версии и возвращаются к привычным продуктам. Однако есть, по меньшей мере, три фактора, влияние которых будет способствовать повышению проникновения SaaS на просторах нашей страны в самое ближайшее время.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ КАЗАХСТАНСКИМ БИЗНЕСОМ ТОЧНЫХ ДАННЫХ НЕТ, НО СОВЕРШЕННО ЯСНО, ЧТО УРОВЕНЬ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИМИ НЕВЫСОК. ПРИ ЭТОМ ЕСТЬ, ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, ТРИ ФАКТОРА, ВЛИЯНИЕ КОТОРЫХ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ПОВЫШЕНИЮ ПРОНИКНОВЕНИЯ SAAS НА ПРОСТОРАХ НАШЕЙ СТРАНЫ.

• Тенденция бизнеса к снижению затрат и параллельный тренд – волна стартапов – новых, часто высокоинтеллектуальных проектов с инноваторами во главе.

• Легализация бизнеса – ужесточение мер за использование нелицензионного корпоративного программного обеспечения – даст стимул развитию SaaS.

• И, наконец, появление отечественных игроков на «облачном» рынке – безусловно, серьезный драйвер его развития. Во-первых, потому что именно наши сограждане будут учитывать локальные требования к продуктам – законодательные и рыночные. Во-вторых, для иностранных разработчиков Казахстан, может быть, малопонятный и неприоритетный рынок, в то время как основатели местного бизнеса не только хорошо его понимают, но и заинтересованы в его развитии, как никто другой.