Милости просим. Перспективы вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз

Фото: kapital.kz

Одно из определяющих событий весны-лета 2015 года в Кыргызстане – вступление республики в ЕАЭС. Каковы ожидания страны от присоединения к интеграционному проекту?

Выбор евразийского интеграционного направления Кыргызстана официально детерминирован следующими факторами:

  • направлением внешнеторговых связей: по данным Министерства экономики КР, удельный вес трех стран ЕАЭС во внешнеторговом товарообороте республики по итогам 2013-го составил 40,7%1;
  • структурой формирования ВВП страны и одним из ключевых моментов сохранения ее социально-экономической стабильности: денежные переводы мигрантов, в основном работающих в России, по данным Всемирного банка, составляют значительную долю ВВП республики – 31,4%2.

Объективно участие в евразийских интеграционных процессах открывает для КР широкие перспективы во многих областях:

Источник: Интеграционный барометр ЕАБР, 2014г. (третья волна измерений)
Источник: Интеграционный барометр ЕАБР, 2014г. (третья волна измерений)
  • социальная сфера (улучшение условий пребывания трудовых мигрантов из Кыргызстана в странах ЕАЭС, создание новых рабочих мест, повышение уровня социального пакета);
  • экономика (появляется возможность ее реиндустриализации в результате сокращения неконтролируемого потока импортных товаров, подрывающих конкурентоспособность продукции отечественных производителей);
  • политическая сфера (укрепление политических институтов власти, возможно – стабилизация внутриполитической ситуации при условии достижения прогресса в экономике).

Социальная сфера

Прежде всего положительные эффекты испытают трудовые мигранты из Кыргызстана. Согласно данным Интеграционного барометра ЕАБР за 2014 год, граждане КР в большей степени ориентированы на страны постсоветского пространства в плане временной работы. При этом российское направление имеет доминантное положение. На втором месте Казахстан, на третьем, с незначительными показателями – Беларусь.

Поскольку в качестве приоритетных направлений трудовой миграции для кыргызстанцев выступают страны ЕАЭС, которые в 2010 году заключили Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, представляется, что при вступлении в ЕАЭС среди населения КР возрастут миграционные настроения, поскольку соглашение нормативно закрепляет3:

  • отмену квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, а также процедуры получения разрешения работодателями на привлечение и использование иностранной рабочей силы;
  • упрощение порядка заключения трудового договора: мигрант должен предоставить только те документы, которые предусмотрены трудовым законодательством государства-члена ЕАЭС, а также миграционную карту;
  • продление срока, в течение которого мигрант должен встать на миграционный учет (до 30 дней);
  • зависимость периода возможного временного пребывания мигрантов в государстве-члене ЕАЭС от того срока, на который заключен трудовой договор;
  • права детей мигрантов на доступ к дошкольному и школьному образованию на правах гражданина государства-члена ЕАЭС;
  • право мигранта вступать в проф-союзные организации.

Данные положения фактически устанавливают «национальный режим» трудоустройства в странах-членах ЕАЭС для мигрантов из Кыргызстана. Это позволяет сократить поток нелегальных мигрантов и упорядочить миграционные процессы, отследить характер миграции, ее географические направления, сферы трудоустройства мигрантов. Важно также предусмотреть механизмы стимулирования банковских переводов мигрантами с целью сокращения степени монетизации экономики, высокий уровень которой приводит к высоким ставкам по кредитам, предоставляемым коммерческими банками субъектам МСБ, вытесняя последних в неформальный сектор экономики. В частности, средневзвешенная процентная ставка по кредитам в коммерческих банках КР составляет 18,3%4, в микрофинансовых организациях – 31%5.

Вместе с тем, отрицательным моментом увеличения легальной миграции для Кыргызстана станет возрастающий риск невыполнения государством своих социальных обязательств (выплата пенсий, пособий и т.д.) в силу ограниченного объема пенсионных отчислений граждан, работающих в настоящее время на территории КР. В результате Социальный фонд республики уже предложил увеличить возраст выхода на пенсию.

Источник: Национальный стратегический комитет КР, данные за 2011 г.
Источник: Национальный стратегический комитет КР, данные за 2011 г.

В настоящее время, как правило, денежные трансферты мигрантов используются ими или их родственниками на приобретение продуктов питания, одежды, лекарств6. Согласно результатам социологического опроса, проведенного Центром изучения общественного мнения и прогнозирования «Эл-Пикир», так поступают 66% трудовых мигрантов7. Вместе с тем, только 27% респондентов имеют значительные сбережения, из которых 36% смогли бы приобрести на них недвижимость, а 40% – открыть собственный бизнес. Однако только 6% опрошенных вложили средства в собственное дело. Такие показатели обусловлены высокой степенью риска ведения малого и среднего бизнеса в КР, а также отсутствием у мигрантов опыта предпринимательской деятельности.

 Экономика

В этих условиях возникает необходимость в принятии мер на государственном уровне по стимулированию развития бизнес-среды. Представляется, что теоретической основой таких мер может стать теория Хекшера – Олина, согласно которой экономический рост страны зависит от максимально эффективного использования тех ресурсов, которые имеются в ней в избытке. Принимая во внимание тот факт, что в Кыргызстане наблюдается избыток трудовых ресурсов, не задействованных в производстве и составляющих костяк эмиграционных потоков, а также не использованный в полной мере потенциал природных ресурсов и рекреационных возможностей, перспективными являются трудоемкие предприятия в таких отраслях, как пищевая и швейная промышленность, сельское хозяйство.

Перспективы развития этих отраслей при вступлении республики в ЕАЭС обусловлены тем, что их продукция, по данным Национального статистического комитета КР, составляет основу экспортных поставок республики в страны Евразийского экономического союза8. Наглядно это можно увидеть в табл. 1.

По данным Министерства сельского хозяйства КР, в перспективе доля экспортируемой в страны ЕАЭС сельскохозяйственной продукции может возрасти до 80%9. Данное предположение основывается на том, что этот вид товаров пользуется большим спросом в России и Казахстане. При этом значительная часть продукции вывозится контрабандным путем, что обеспечивает ей низкую цену. В связи с этим представляется, что открытие таможенных границ со странами ЕАЭС будет способствовать:

  • легализации торговли сельхозпродукцией между КР и странами ЕАЭС;
  • укрупнению фермерских хозяйств: легализация торговли приведет к росту цен на продукцию, что вкупе с необходимостью проведения дорогостоящих процедур тестирования может обусловить снижение ее конкурентоспособности. Механизм уменьшения затрат и увеличения объема производства в данном случае – объединение фермерских хозяйств;
  • росту производительности и прибыльности агроформирований.

 Аналогичные изменения (легализация и укрупнение) должны коснуться швейной и пищевой промышленности (мясо-молочная продукция), которые испытывают большие трудности со сбытом в связи с ужесточением таможенного контроля на границе с Казахстаном.

При этом следует отметить, что эффективное функционирование данных отраслей будет во многом зависеть от государственной фискальной политики. В настоящее время, согласно рейтингу систем налогообложения, составленному Всемирным банком совместно с представителями компаний, входящих в глобальную сеть Pricewaterhouse Coopers International Limited, Кыргызстан занимает 168-е место со средней совокупной налоговой ставкой 68,9% (51 вид налоговых отчислений)10. Между тем, например, в Казахстане, который занимает в этом рейтинге 17-е место, данный показатель равен всего 28,6% (7 видов налогов).

Источник: Интеграционный барометр ЕАБР,2014г. (третья волна измерений)
Источник: Интеграционный барометр ЕАБР,2014г. (третья волна измерений)

 В этих условиях для встраивания Кыргызстана в евразийское экономическое интеграционное пространство необходимо, во-первых, изменить налоговые условия, во-вторых, стимулировать заинтересованных трудовых мигрантов к открытию собственного дела через предоставление субсидий или льготных кредитов, что будет способствовать возращению части граждан на родину и стабилизации социально-экономической обстановки. В свою очередь, данные меры позволят привлечь инвесторов, которые заинтересованы не только в открывающемся широком рынке сбыта, но и гарантиях безопасности вложенного капитала. Кроме того, важным является проведение активной государственной информационной политики, нацеленной на предоставление предпринимателям сведений о тех регионах в странах ЕАЭС, где их продукция будет пользоваться спросом, демонстрируя наибольшую конкурентоспособность.

В туристической отрасли ситуация более сложная ввиду отсутствия последовательного государственного курса на формирование в стране туристического бренда. Как результат, согласно данным Интеграционного барометра ЕАБР за 2014 год, Кыргызстан не выступает в качестве привлекательного направления для туристических поездок. Среди респондентов ЕАЭС только граждане Казахстана указали КР в качестве страны, в которую они хотели бы поехать на отдых. При этом республика занимает у казахстанцев второе место после России по предпочтениям.

Стоит учитывать тот факт, что в рейтинге глобальной туристической популярности прибрежные районы и горы занимают первое и второе места соответственно. При этом в Кыргызстане двумя важнейшими проблемами туриндустрии, по данным социологического исследования SIAR research & consulting, являются низкий уровень инфраструктуры и качество обслуживания. Тем не менее, имеются перспективы развития экотуризма, требующего незначительных вложений в инфраструктуру и непритязательного в отношении качества обслуживания. В дальнейшем, по мере развития реального сектора экономики, нуждающегося в качественной транспортно-логистической структуре и создании кластера высококвалифицированных кадров в туриндустрии на фоне активных информационно-рекламных мероприятий, возможно привлечение инвесторов и выведение туристической отрасли на международные стандарты функционирования.

Политика

В свою очередь, если руководство Кыргызстана в полной мере использует предоставляющиеся возможности в экономике, можно ожидать уменьшения турбулентных моментов в политической сфере (сокращение проявлений общественного недовольства проводимой политикой, меньшая общественно-политическая напряженность во время и после общенациональных выборов). При этом следует отметить, что вступление в ЕАЭС не приведет к изменению политического режима государства или потере его суверенитета. Общеизвестно, что ЕАЭС позиционирует себя как экономическое интеграционное образование и подписываемые наднациональные соглашения и договоры не затрагивают политических сторон – ни внутриполитических вопросов, ни внешнеполитических связей стран-участниц. В качестве похожих структур следует отметить НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР и т.д., заключаемые соглашения внутри которых не квалифицируются как ограничивающие национальный суверенитет стран, в них входящих.


Вступление Кыргызстана в ЕАЭС открывает широкие горизонты для развития прежде всего таких отраслей реального сектора экономики, как пищевая, легкая промышленность, сельское хозяйство, а также туриндустрия только при условии наличия у руководства республики стратегии экономической интеграции. В ней должны быть обозначены болевые точки экономики и представлены четкие механизмы их преодоления или максимального редуцирования негативного воздействия, с указанием источников финансирования необходимых трансформаций в сфере торгово-производственных процессов, материальной поддержки отечественных производителей, а также координации миграционных потоков.

Замира Мураталиева,
к.п.н., ученый секретарь Института стратегического анализа и прогноза (Кыргызстан)


1 Замминистра экономики Кыргызстана Данил Ибраев, 5 июня 2014 г.

2 The World Bank. «Migration and Remittance Flows: Recent Trends and Outlook, 2013-2016».

3 Евразийский банк развития. «Трудовая миграция в ЕЭП: анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений в области трудовой миграции».

4 Нацбанк КР. «Кредиты коммерческих банков (задолженность на конец периода)». 12 марта 2014 г.

5 Нацбанк КР. «Статистика микрофинансовых организаций». 12 марта 2014 г.

6 Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Кыргызско-Российского славянского университета Геннадий Кумсков. «Тенденции динамики денежных переводов трудовых мигрантов».

7 Research Report. Assessment of the Social and Economic Situation of Kyrgyz Labor Migrants Returning to their Home Land (2009).

8 Национальный статистический комитет КР. «Внешняя торговля Кыргызской Республики, 2007-2011».

9 Начальник управления политики продовольственной безопасности и агромаркетинга Минсельхоза КР Жумабек Асылбеков. Март 2015 г.

10 The World Bank. Paying Taxes, 2013. The Global Picture.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB