Рейтинг крупнейших компаний в торговой сфере [2014]

По результатам 2013 года лидерство в торговом отраслевом рэнкинге сохранили только ТОО «Компания Neo Азия», более известная как сеть магазинов электроники «Технодом», и ТОО «Samsung Electronics KZ and Central Asia». Прошлогодний «бронзовый призер» ТОО «ArLine» потеряло сразу 19 позиций в силу сокращения выручки до 25,5 млрд тенге и валового дохода[1]  до 6,4 млрд.

А вот открытием года стал дебютант отраслевого рэнкинга российское ТОО «Торговая компания «Мегаполис-Казахстан», которое в 2013 году наторговало на 125,3 млрд тенге и при валовом доходе 31,3 млрд тенге заняло вторую позицию в списке крупнейших.

Сеть «Технодом», сгенерировавшая выручку в 124,4 млрд тенге при валовом доходе 37,3 млрд, по которому мы ранжирует торговые компании, сохранила за собой первое место как самая крупная торговая компания в Казахстане. Оставаясь верным своей стратегии, менеджмент компании по всем правилам «рецептурной» концепции развития Коллинза продолжает активно использовать два главных ингредиента  – расширение сети и равнение на клиента. Сейчас сеть насчитывает 59 магазинов общей площадью 74 тыс. кв. м, то есть средний магазин сети имеет площадь в 1254 квадратов, что является абсолютным рекордом в секторе. Величина магазина очень сильно влияет на покупательский опыт, что также является конкурентным инструментом. Можно предположить, что размах площадей значительно «утяжеляет» затраты на аренду, если бы не другой, не менее важный индикатор – экономический показатель «доход/магазин», который говорит об эффективности работы среднего магазина сети.  Для примера, ближайший конкурент – сеть магазинов электроники Sulpak за 2013 год заработал меньше –  88,5 млрд тенге, но имеет 72 торговых павильона. То есть показатель «доход/магазин»  существенно меньше, чем у «Технодома».

Если учесть, что еще в 2004 году «Технодом» консультировала Umdasch Shopfitting Group[2], которая построила и настроила концепцию, вполне успешную и удобную для местного рынка, то «Технодом» обречен на успех, просто следуя ей.

Разумеется, остается фактор рыночной конъюнктуры и общемировых тенденций, которые необходимо отслеживать, а также HR-фактор – критерий, по которому в секторе торговли электробытовой техникой измеряется успешность PR-фактора. В конечном счете, пока есть спрос, при нынешнем уровне менеджмента  компания будет расти.

Дебют

После череды слияний и поглощений недавно вошедшая на рынок компания «Мегаполис-Казахстан» стала крупнейшим оптовым продавцом Казахстана. В интересы новичка входит в основном табак, причем табак JTI, хотя есть и доля бытовых товаров от зажигалок и батареек до чая и кофе.  В России Мегаполис распространяет такие брэнды как: Dilmah, Red Bull, Bullit, Cricket, Energizer, Kodak, Durex и Contex.

Главным трендсеттером года стала компания Samsung, чья выручка составила 94,9 млрд тенге – рост  36,5%, валовый доход 28,5 млрд тенге, что ставит компанию на 3-е место рэнкинга. Доход компании растет быстрее, чем у  материнской южнокорейской компании Samsung Electronics, которая в 2013 году увеличила выручку на 13,7%. Количество новинок, в том числе для корпоративного сектора, в 2013 году уступило только количеству новинок 2014 года. В ноябре 2014 года компания провела Samsung Business Summit, где предложила бизнес-сообществу большое количество инноваций, что, несомненно, скажется на результатах продаж  следующего года, и как следствие, приведет компанию к более высокой позиции в отраслевом рэнкинге NB500. Что же касается отрасли, Samsung непременно следует рассмотреть вариант размещения производственных площадок в РК, что сделает ее производителем, и тогда за позиции можно будет бороться уже в обрабатывающем секторе, где поддержка государства позволит иметь множество преференций.

Продавцы техники

Рынок электротехники растет каждый год в среднем на 15%. Стоит лишь отметить разнонаправленность динамики различных сегментов. Очень быстро растет мобильный сегмент  – планшетов и смартфонов в 2013 году  продали на 107,8 млрд тенге, в количественном выражении рост составил 80%, причем основной драйвер роста именно смартфоны. Хуже всего продавались фотоаппараты и ПК, эксперты отмечают дальнейшее падение спроса в силу наличия подобных функций у мобильных устройств. В 2013 году росли продажи мелкой бытовой техники в пределах 17%, крупная бытовая техника продавалась хуже.

NBQ-12-1

NBQ-12-1-2

Оптовики

Общий объем оптовой торговли в РК в 2013 году составил 14,17 трлн тенге, увеличившись за год на 19,6%. Этот показатель очень информативен для осознания динамики всей отрасли. Как и всегда, центром и крупнейшим торговым хабом стал город Алматы, где было совершено оптовых сделок на 7 трлн тенге, что больше на 31%, чем годом ранее. Лидером и самым успешным оптовиком в прошлом году стало ТОО «Apple City Distributors», доход которого увеличился на 22% до 55,5 млрд тенге. ТОО «Прима Distribution» с доходом 50,8 млрд тенге и ТОО «Procter&Gamble Kazakhstan» с доходом 49,7 млрд тенге и годовым увеличением выручки на 11,7% сохранили позиции в десятке крупнейших торговых компаний Казахстана.

Стоит отметить тот факт, что в ноябре 2014 года Apple city Distributors получила статус национального дистрибьютора Procter&Gamble в Казахстане, что, несомненно, повлияет на ее дальнейшее развитие. Основным фактором успеха компании, понашему мнению, является  система управляемости процессами. Автоматизации подвержены все звенья  цепочки реализации товаров от рабочих до управленцев, измеряется все – KPI, удовлетворенность клиентов, стратегические маневры. Этот чисто западно-американский подход компания использует давно и успешно.

Торговые сети

Крупнейшим ритейлером Казахстан стал Magnum с общей выручкой десяти  магазинов 55,7 млрд тенге и валовым доходом в 16,7 млрд. Основным принципом работы сети остается предоставление покупателям цен в среднем на 5% ниже рыночных, что достигается при помощи economies of scale –  снижения издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства. Если учесть тот факт, что в апреле 2014 года Кенес Ракишев приобрел неконтролирующую долю в предприятии, количество магазинов постоянно растет, а региональное присутствие – основной путь развития компании (по собственным заявлениям), становится очевидным, что при благоприятных рыночных условиях Magnum имеет хороший шанс преуспеть.

Рост выручки имеет и ТОО «Рамстор» Казахстан» – компания увеличилась на 16% до 27,7 млрд тенге, сеть насчитывает 26 магазинов, отличающихся от Magnum более высокой ценой и большим разнообразием товаров.

Топливники

В Казахстане в 2013 году насчитывалось 3850 стационарных  заправочных станций и 320 контейнерных и передвижных. Топлива через эти заправки было продано на 598,1 млрд тенге. Крупнейшим продавцом «жидкой энергии» стало АО «КазМунайгаз Онимдери» с выручкой 150,4 млрд тенге и валовым доходом 15 млрд – при росте в 22% результат внушительный. На втором месте ТОО «Гелиос» с доходом 104,5 млрд тенге и скромным ростом в 0,1%.

Третьим по величине заправщиком стало китайское ТОО «Sinoоil», выросшее сразу на 34% до 94,1 млрд тенге. Но лидером роста следует признать ТОО «Газпромнефть Казахстан» с годовым приростом выручки 53% до 74,1 млрд тенге.

Автомобили

Автомобильный рынок в 2013 году показал внушительный рост в 69%, но стоит отметить, что это данные по росту продаж официальных автодилеров, которые продали 165,7 тыс. машин. Хорошие результаты в отчетном году были обеспечены всплеском спроса, который оставался на низком уровне двумя годами ранее, то есть отложенный спрос реализовался именно в таком виде. Более того, неуклонно росли продажи новых авто в силу принятого ранее закона о запрете на ввоз «праворульных» машин и устаревания подержанных, которые становятся менее ликвидным, и  как следствие, более рискованным активом. Также несомненным фактом роста рынка стала региональная экспансия большинства дилеров, которая вкупе с развитием автокредитования способствовала продажам.

Доля импортных автомобилей составила 77,4%  – 130,7 тыс. новых машин, 87 тыс. которых ввезено из России. В этом отличились  ТОО «Вираж» и ТОО «Бипэк Авто», но больше всех на импорте заработало ТОО «КМК «Астана Моторс» – дочернее предприятие «Астана-Групп», выручившее в отчетном году 68,8 млрд тенге. Компания постоянно растет и развивается, осваивает новые марки, открывает новые автосалоны в разных ценовых сегментах.

Сейчас сегмент переживает активное «заселение» новых марок из Китая и Кореи, а также серьезный рост производства, который в долгосрочной перспективе заставит импорт сократиться.

 Алмас Кужаев

 

[2] Выручка минус себестоимость реализации

[3] Консультанты в области создания концепции торговых помещений и инженеры

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB