Завершение крупных инфраструктурных проектов позволило лидерам отрасли увеличить доходы более чем на 50% по итогам прошлого года. Налицо тренд укрупнения отрасли и сокращения количества игроков. В целом в секторе строительства наблюдается положительная  динамика, что подтверждает рост объемов мегапроектов. Рынок недвижимости характеризуется отсутствием признаков оживления и сокращением сделок. Средние цены на рынке по-прежнему недоступны для широких слоев.  С другой стороны, наблюдается тренд роста предложения, преимущественно  за счет поддержки государственной программы развития доступного жилья.

Марш-бросок

В текущий рэнкинг NB500 вошли 82 компании строительного сектора, уменьшившись на пять компаний с прошлого года и на семь –  за двухлетний период. Налицо явно выраженный тренд укрупнения отрасли, связанный как с экономическими, так и административными последствиями.

Общий объем реализованной строительными организациями продукции за 2013 год увеличился на 51%, или 469,8 млрд тенге, составив 1 390,3 млрд. Доля тройки лидеров составила 32,5%.

Лидерство в строительной отрасли последние два года удерживает компания BI Group с доходом в 166,7  млрд тенге, выросшем на 55,1% в годовом выражении. Компания активно реализует проекты жилищного, промышленного и дорожного строительства, участвует в таком масштабном проекте республиканского значения, как ЭКСПО-2017, где задействованы разные подразделения компании.

«Наши дорожные дивизионы сейчас реализуют более десяти  крупных государственных проектов, – рассказывает председатель совета директоров  BI Group Айдын Рахимбаев. – Один из масштабных – мостовой переход через Иртыш. Протяженность конструкции почти 12 км, а вес металлического каркаса – более 4 тыс. тонн. Это самый длинный и технически сложный мостовой проект, реализуемый в последние годы в Казахстане. Он станет частью четырехполосного автобана Астана–Павлодар–Усть-Каменогорск  и свяжет Центральный Казахстан с соседними регионами России. Бюджет проекта – 54 млрд тенге. Объект включен в Программу развития транспортной инфраструктуры республики».

Второе место в отраслевом рэнкинге заняла компания АО «НГСК «КазСтройСервис» –  крупнейший игрок промышленного и инфраструктурного строительства. Доход компании возрос на 53,2% и достиг 153,2 млрд тенге. Основными драйверами роста стали  контракты на строительство Азиатского газопровода, нефтепровода Атасу–Алашанькоу, газопровода Бейнеу–Бозой–Шымкент, контракты Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), а также других нефтегазовых промышленных объектов.

На третье место пробилась компания ТОО «Корпорация «БАЗИС-А», потеснив при этом АО «Имсталькон» с третьего на одиннадцатое место в отраслевом рэнкинге. Доход «Базис-А» по итогам 2013 года составил 131,3 млрд тенге и возрос в 4,7 раза. Основным стимулирующим фактором при этом стала реализация проектов жилищного строительства в сегментах элит- и премиум-класса. В текущем году компания удостоилась премии «Строительная компания №1  2004-2013 годов в Казахстане». Также, являясь лидером в сегменте жилищного строительства, компания получила премию «Жилищное строительство премиум-класса №1 в 2013 году в Казахстане».

Сегодня в портфеле проектов компании такие уникальные жилые комплексы в Астане и Алматы, как «Триумфальный», «Английский квартал», «Итальянский квартал», Millennium Park, «Клубный дом на Чайковского», «Альпийские луга», MegaTowersAlmaty.

стройка1 Стройка2

Реальность или иллюзия

s1Учитывая, что 2013 и 2014 годы выпали на завершение крупных инфраструктурных проектов, мы наблюдает существенное увеличение доходов основных игроков, а также достаточно ощутимую положительную динамику в отрасли на данный период.

Рост строительства по итогам первого полугодия 2014 года составил 4,2% против 3% за весь 2013 год. Хотя динамика снижения доли отрасли в ВВП страны продолжается. По итогам шести месяцев этого  года она составила 5,2 %, снизившись с 5,9% в прошлом году.

Соответственно, наблюдается и рост строительных работ. По итогам трех кварталов текущего года их объем составил 1 713,7 млрд тенге с ростом в 4,3% в годовом исчислении. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года рост объема строительных работ составил лишь 2,5%. Основную долю здесь занимают работы по возведению зданий (32,3%), строительные работы по сооружению дорог и автомагистралей (19,5%). Причем доля данных работ возросла на 3-4% с прошлого года.

На рынке предложения недвижимости заметна существенная положительная динамика, чему способствует стремительный рост в сегментах жилья элит- и эконом-лассов. В частности, индекс  физического объема введенного жилья к январю-сентябрю предыдущего года составил 111,8%.

При этом общая площадь введенного жилья за данный период равняется 5 094,8 тыс. кв. метров, или 83% от планируемого ежегодного ввода 6 млн кв. метров.

Доля городов Астаны и Алматы в республиканском объеме ввода жилья составила 15,5% и 14% соответственно. В тройку лидеров вошла и Алматинская область с долей в 15,3%.

В январе-сентябре 2014 года на строительство жилья было направлено 449,9 млрд тенге, что на 26,2% больше, чем в январе-сентябре 2013 года. К примеру, рост инвестиций в жилищное строительство за январь-сентябрь 2013 года составил лишь 16,6%. Главным источником инвестиций являются капитальные вложения частных инвесторов в жилье элит- и бизнес- класса преимущественно в городе Астане, а также государственные средства  программы «Доступное жилье», основной поток которых направляется в Алматинскую область и города Алматы и Астану.

Однако нестабильная мировая экономическая ситуация может оказать негативное влияние на развитие экономики страны. Правительство Казахстана пересмотрело республиканский бюджет в соответствии с изменением прогноза макроэкономических показателей на 2014-2018 годы, а министр финансов РК Бахыт Султанов объявил о сокращении бюджетных расходов на 260 млрд тенге на период с 2014 по 2016 годы.  Так, планируется потратить меньше на обслуживание долга и госзакупки, отложить менее важные проекты и эффективнее использовать бюджетные средства.

Быть любой ценой

Инфраструктурное строительство, основная цель которого – создание мультипликативного эффекта в экономике и толчка к развитию других отраслей, шаг за шагом набирает обороты. Конечно, значимой частью инвестиций в данный сегмент являются государственные средства и средства международных финансовых институтов. Сегодня на стадии реализации и завершения находятся основные системообразующие проекты данного сегмента.

Так, в декабре текущего года планируется открыть рабочее движение по железнодорожной линии Жезказган–Бейнеу и Аркалык–Шубарколь протяженностью более 1,5 тыс. км. Транспортировка грузов по участку Жезказган–Бейнеу позволит создать прямой выход из центральных регионов и станции Достык в Западный Казахстан и далее в Европу с сокращением расстояния перевозок до 1,2 тыс. км, что является существенным показателем для повышения грузооборота.

Согласно заявлению Главы государства, «строительство транспортного коридора Западная Европа–Западный Китай является частью большого проекта «Казахстан – новый Шелковый путь». Проект нацелен на десятикратное увеличение транзитных перевозок через территорию страны к 2050 году. Новая железная дорога протяженностью 1500 километров, которую мы завершим в следующем году, от границы Китая до Каспийского моря через Туркменистан, Иран, Персидский залив является по-настоящему тем Шелковым путем, который был».

На стадии реализации проект сооружения первого в Казахстане интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области общей мощностью 1,350 млн  тонн полиэтилена и пропилена в год. Завершается создание комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском НПЗ. Стоимость проекта составляет $1 130,29 млн, а ввод в эксплуатацию планируется до конца 2014 года. Запуск установки позволит Атыраускому НПЗ выпускать продукты более высоких переделов. Там же реализуется строительство комплекса глубокой переработки нефти, стоимость которого $1 825,93 млн. Ввод в эксплуатацию комплекса планируется в 2016 году. В результате производство высокооктанового бензина только на АНПЗ может возрасти в 2,5-3 раза, или  до 1,5-1,6 млн тонн в год.

Что же касается трендов инфраструктурного строительства, то положены значительные заделы в данном направлении. Завершилась разработка государственной программы по индустриальному развитию Республики Казахстан  (ГПИИР) на 2015-2019 годы. По сообщению министра  экономики и бюджетного планирования республики Ерболата Досаева, «в 2014 году будет выделено 150 млрд тенге для реализации индустриальных и инфраструктурных проектов».

«в целях финансового обеспечения ГПФИИР в 2014 году будет выделено 150 миллиардов  тенге для реализации индустриальных и инфраструктурных проектов».

Плюс в октябре текущего года в Пекине подписан Меморандум о взаимопонимании по созданию многостороннего межправительственного учреждения – Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank), с прогнозируемым уставным капиталом на сумму $100 млрд. Будущие члены – 21 азиатское государство, включая Казахстан. Целью АБИИ будет содействие развитию общей инфраструктуры и экономической интеграции азиатских стран. Казахстан в качестве члена нового международного института ставит целью развить транзитный потенциал страны путем реализации ряда крупных общенациональных инфраструктурных проектов. В результате ожидается увеличение транзитных перевозок в два раза к 2020 году, и в десять раз к 2050 году.

Также планируется дальнейшее активное развитие дорожного строительства. «Думаю, что следующее послание и задачи посвящу инфраструктурному развитию. Хоть мы и много сделали, страна большая, экономика может развиваться при хороших дорогах, что было в последние годы сильно упущено. И мы будем строить от Астаны хорошую дорогу через Павлодар до Усть-Каменогорска, примерно такую же, как между Астаной, Кокшетау и Петропавловском, которая уже есть. От Астаны в Актюбинск и Каспийское море, от Астаны на юг до Алматы, от Алматы до Усть-Каменогорска, то есть эти все «лучи» будут расходиться от Астаны, и вот их и будут называть «Нурлы Жол», – сказал Назарбаев.

Итак, есть некоторая уверенность в росте инфраструктурного строительства в следующем году. Однако насколько эффективно сейчас строительство авто- и железных дорог? К примеру, железнодорожные тарифы являются одними из самых высоких на транспорте, а автокоридор Западная Европа–Западный Китай не дал пока ощутимых результатов. Нет должного упора на промышленное строительство, где мультипликативный эффект для экономики страны был бы максимальным. К примеру, сектор производства строительных материалов так и не получил должного развития.

На волне контрастов

Несмотря на увеличение предложения, по-прежнему нет  оживления по количеству сделок на рынке недвижимости. Среднемесячный объем регистрируемых сделок купли-продажи жилья в г. Алматы за три квартала 2014 года упал на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Однако цены на рынке показывают некоторую стабильность. Так, с момента девальвации национальной валюты, прошедшей в начале текущего года, средняя цена на рынке жилья Алматы сократилась лишь на 1,8% в долларовом выражении.

По данным аналитической службы kn.kz, средняя цена предложения на вторичном рынке в Алматы за три квартала 2014 года составила 1 987 у.е. за кв. метр и превышает свой минимум, зафиксированный в августе 2009 года (1 425 у.е. за кв. метр), на 40%. Ценовые показатели в сегментах «дорогого» и «дешевого» жилья незначительно сократились до 2 513 и 1 561 у.е. за кв. метр соответственно.

Похожий тренд наблюдается и на рынке недвижимости города Астана. По итогам III квартала 2014 года на рынке строящегося жилья средняя цена предложения составила 1 667 у.е. за кв. метр.  При этом цена квартир элит- и бизнес-класса составила  2 085 у.е.  и 1 708 у.е. за кв. метр соответственно.

С другой стороны, рост предложения жилья эконом-класса сопровождается реализацией программы «Доступное жилье-2020». Более того, готовится к старту новая жилищная программа, согласно которой жилье будет предоставляться населению без посредников, в долгосрочную аренду с правом выкупа и без выкупа, под низкие проценты.

Так, по сообщению первого заместителя премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева, «уже с 1 января 2015 года строительство домов начнется по новой жилищной программе по всей стране. На проектирование, строительство и приобретение инженерных сетей в районах застройки арендного жилья будет направлено 35 миллиардов тенге.

На строительство арендного жилья предлагается выделить облигационный займ холдингу «Байтерек» в сумме 145 миллиардов тенге на 30 лет по ставке 0,1 процента.

Оператором программы строительства арендного жилья будет АО «Казахстанская ипотечная компания». Дополнительно будет введено более 1 миллиона квадратных метров жилья».

Оживление ощутимо и на рынке ипотечного кредитования. С начала 2014 года можно заметить увеличение объемов ипотечных займов, которые составили 915,4  млрд тенге на конец сентября 2014 с ростом в 13,5% с начала года. Основным импульсом развития данного тренда послужила результативность программы «Доступное жилье-2020», обеспечивающей более низкие процентные ставки по ипотеке.

В итоге…

Итак, возможен умеренный рост на рынке недвижимости в следующем году. Основным драйвером по-прежнему остается сегмент жилья эконом-класса, получивший подпитку в рамках концепции «Нурлы Жол», и выделение дополнительных  инвестиционных средств на строительство по новой жилищной программе.

Инфраструктурное строительство сегодня «под колпаком» у государства. На фоне нестабильности на мировых рынках данный сегмент призван решать к тому же и социальные вопросы.  Соответственно, большой стройке «быть» на фоне посткризисных явлений в экономике страны. С другой стороны, вопрос эффективности инвестиций средств национального фонда в дорожное строительство остается под большим вопросом. NB

 Азамат Куанбаев

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB