Итоговый обзор транспортной отрасли за 2014 год по версии NB 500

Транспортно-логистический комплекс – один из драйверов роста экономики. До 2020 года его развитие должно обеспечить среднегодовой прирост ВВП Казахстана в размере одного процентного пункта. Прогресс должны продемонстрировать в первую очередь крупнейшие компании сектора.

Рельсы – шпалы

Железнодорожный транспорт в общем грузообороте и пассажирообороте страны занимает 60%, при этом его доля в совокупных доходах от перевозок составляет 20%. Оператор магистральной железнодорожной сети республики нацкомпания «Қазақстан Темiр Жолы» (КТЖ), бессменный лидер сектора и отраслевого рэнкинга NB500, в 2013 году серьезно улучшила свои финансовые показатели. Доходы КТЖ выросли на 22% и достигли 973,6 млрд тенге. Активы компании на конец 2013-го составили 2,49 трлн, увеличившись за год на 430 млрд тенге. Капитал вырос на 297,7 млрд – до 1,3 млрд тенге. Однако рентабельность активов компании снизилась на 0,9%, составив по итогам 2013-го 5,2%. В целом КТЖ удалось выполнить намеченные планы, увеличив при этом чистую прибыль на 3,2% – до 117 млрд тенге. Грузооборот достиг 231,2 млрд тонно-километров, пассажирооборот – 16,9 млрд пассажиро-километров.

В прошлом году КТЖ было приобретено и отремонтировано 135 локомотивов, 3 154 грузовых вагона, 288 – пассажирских. Компания провела капитальный ремонт 631 км магистральных путей и завершила укладку верхнего строения пути на всем протяжении строящихся железнодорожных линий Жезказган–Бейнеу и Аркалык–Шубаркол. Были запущены проекты по организации производств рельсобалочной продукции по технологии компании Siemens, современных дизельных двигателей GEVO и запасных частей. По сообщениям КТЖ, объем выпуска продукции в транспортной отрасли по итогам 2013-го достиг 206 млрд тенге, по планам к 2015 году показатель достигнет 300 млрд и в 30 раз превысит уровень 2008 года.

Инвестиции в развитие отрасли позволили, наконец, остановить рост износа железнодорожного транспорта. Более того – показатели начали улучшаться.

По итогам 2013 года, по сравнению с 2008-м, износ локомотивов снизился с 78% до 64%, пассажирских вагонов – с 75% до 58%, грузовых вагонов – с 71% до 46%.

Однако радоваться рано – техническое состояние железнодорожной отрасли Казахстана пока все еще характеризуется повышенным уровнем морального и физического износа. Например, при нормативном сроке службы пассажирских вагонов в 28 лет средний возраст казахстанских вагонов составляет 21 год. За период с 2013 по 2021 год компания «Казтемиртранс»[1] планирует списать свыше 30 тыс. вагонов и закупить 44 тыс. При этом в своей проблеме мы не одиноки. Например, в России показатель износа в железнодорожном секторе вырос за последние семь лет с 14,4% до 30,4%. Общий парк пассажирских вагонов белорусской железной дороги насчитывал по итогам прошлого года около 1700 вагонов, средний срок службы пассажирских вагонов составлял порядка 23 лет, износ – около 56%.

Да и в целом страны-участницы единого экономического пространства далеки от показателей ведущих железнодорожных систем мира. В 2013-м в Казахстане было запущено два скоростных поезда сообщением Астана–Атырау и Алматы–Атырау. По итогам этого года планируется отрапортовать о пяти скоростных поездах сообщением Астана–Кызылорда, Алматы–Актобе, Астана–Усть-Каменогорск, Алматы–Усть-Каменогорск и Алматы–Ташкент. Однако даже с учетом новых маршрутов удельный вес скоростных сообщений в общем объеме пассажирских перевозок пока незначителен. Привычная для многих стран скорость в 250 км/час для нас пока только мечта. Наши поезда ездят в среднем 50 км/ч. В России этот показатель достигает 70 км/ч, в Китае – 90 км/ч. А например, средняя скорость движения на высокоскоростной линии Ухань–Гуанчжоу в КНР превышает 310 км в час, на линии Страсбург–Париж InterCity Express развивает скорость до 320 км/ч.

Всего за прошлый год в Казахстане было отправлено 253,1 млн тонн грузов. Из них 42% пришлось на перевозку угля, 12% – на строительные грузы, 11% – на железную руду. Более половины от объема экспортных ж/д-перевозок сегодня приходится на Россию. В 2013-м в РФ было зафиксировано замедление темпов роста ВВП и стагнация промпроизводства. В результате отечественные перевозки в Россию в прошлом году по сравнению с 2012-м сократились на 1,9 млн тонн, в том числе экспорт угля – на 1,1 млн тонн, железной руды – на 500 тыс. тонн и черных металлов – на 120 тыс. тонн. КТЖ удалось сохранить объемы перевозок в экспортном сообщении за счет диверсификации логистических маршрутов и увеличения объемов перевозок угля, железной руды в Китай и нефти в страны Евросоюза.

Развитие морского порта Актау, магистральной инфраструктуры и межгосударственных стыковых пунктов способствовало увеличению экспортного и транзитного потенциала. Так, в прошлом году объем перевозок через пограничные переходы с Китаем достиг исторического максимума – 19,4 млн тонн, что на 17% выше уровня предыдущего года. На 2014-й поставлена цель в 21,5 млн тонн, к 2020 году показатель должен возрасти до 38 млн тонн.

Через порт Актау в 2013-м было перевезено 10 млн тонн груза. К 2020 году планируется увеличить его мощность до 19 млн тонн. Прошлый год был знаменателен для транспортной отрасли созданием сухогрузной морской компании и приобретением двух сухогрузных суден дедвейтом 5 тыс. тонн. До этих пор Казахстан не имел собственного сухогрузного флота, поэтому грузы из порта Актау вывозились иностранными судами. Через шесть лет на балансе государства должно числиться до 20 таких судов. А реализация комплекса мероприятий по развитию транспортно-логистической системы позволит увеличить транзитные перевозки к 2020 году в два раза с 18 млн до 36 млн тонн – таковы планы.

 

r22

r33

r44

Земля — воздух

В Казахстане сегодня работают 54 авиакомпании, из них 5 выполняют регулярные рейсы, 18 – чартерные и заказные, 3 занимаются грузовыми полетами, 24 эксплуатанта выполняют авиационные работы. Для «Эйр Астаны», занимающей вторую строчку отраслевого рэнкинга NB500, 2013-й выдался неплохим – компания заработала на 6,9% больше, чем годом ранее: выручка достигла 139,5 млрд тенге. Пассажиропоток увеличился на 13,5% – до 3,7 млн. Было перевезено более 20 тыс. тонн груза и около 1,5 тонн почты. Грузооборот за 2013-й вырос на 19%.

К концу прошлого года «Эйр Астана» располагала 30 самолетами со средним возрастом 6,4 года. Показатель удалось улучшить из-за вывода из авиапарка Fokker-50 и прибытия новых Boeing 767-300 ER и Airbus А320 взамен старых воздушных судов соответствующего типа. Кроме того, авиакомпания увеличила флот Embraer-190 до 8 самолетов. И открыла в прошлом году восемь новых маршрутов: Алматы–Хошимин, Алматы–Киев, Астана–Киев, Атырау–Москва, Астана–Оренбург, Астана–Бишкек, Алматы–Костанай и Астана–Лондон.

Сегодня география полетов «Эйр Астаны» включает 63 направления по Казахстану и за рубежом. За 11 лет своего существования авиакомпания выполнила более 230 тыс. рейсов, перевезла более 20 млн пассажиров и 112 тыс. тонн груза.

Чистая прибыль национального перевозчика по итогам 2013 года составила $51,4 млн, что выше запланированного уровня на 1,7 млн. Расширение маршрутной карты и увеличение частоты полетов на международных рейсах способствовали улучшению стыковок и росту числа транзитных пассажиров. Количество международных туристов выросло на 113% в сравнении с 2012-м.

r55Однако в целом 2013 год для гражданской авиации Казахстана был довольно напряженным. Достаточно вспомнить трагические события января, когда близ Алматы произошло крушение самолета авиакомпании Scat (трагедия, кстати, не помешала ей заработать в прошлом году 33,3 млн тенге и продемонстрировать годовой рост этого показателя на 9,4%). На протяжении последующих месяцев продолжались неприятные инциденты с самолетами казахстанских эксплуатантов воздушных судов. В июне досадный сюрприз преподнесла уже турецкая авиакомпания Sky Airlines – ее банкротство привело к тому, что большое число наших туристов не смогло своевременно вернуться на родину, правительству страны пришлось организовывать их возвращение за счет госбюджета.

Среди хороших новостей: за последние годы при поддержке Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в Казахстане усовершенствован основной закон об авиации. Снятие с «Эйр Астаны» ограничений на полеты в Европу не заставило себя долго ждать.

 

r66По итогам прошлого года в 13 из 18 аэропортов страны проведен ремонт взлетно-посадочных полос. Международный аэропорт Алматы, по-прежнему занимающий третье место в отраслевом рэнкинге NB500, завершил 2013-й с доходом в 42,7 млрд тенге, заработав на 9,4% меньше, чем годом ранее. Зато рентабельность активов компании выросла на 2,2 процентных пункта – до 11,4%, капитала – на 1,5 до 16%. Международный аэропорт Астаны по итогам 2013 года подрос на 15,7%, доведя свой доход до 15 млрд тенге. Если сегодняшние цели, поставленные в рамках развития воздушного транспорта Казахстана, реализуются – аэропортам еще долго не придется переживать о хлебе насущном. На 2015-й намечено снятие ограничений с оставшихся казахстанских авиакомпаний на полеты в Евросоюз, до 2018-го – завершение реконструкции всех взлетно-посадочных полос. Число внутренних рейсов в ближайшие три года должно вырасти на 50%, международных – в 1,5 раза.

Автодороги

Наиболее острой в последние годы стала конкуренция между автомобильным и железнодорожным транспортом, особенно в сфере грузовых перевозок. За последние 22 года в Казахстане средняя дальность автоперевозки одной тонны груза возросла вдвое – с 19,5 до 39,4 км, а конкурентоспособная зона использования автотранспорта – в четыре раза: с 450 км до 1800 км. Обратной стороной этого процесса стало увеличение загрузки автодорожной сети, особенно на подъездах к крупным городам, возникновение «пробок», что в совокупности с растущей автомобилизацией населения стало приносить весомый урон, связанный с потерей времени, затрачиваемого на перевозку людей и перемещение товаров.

r77До 2020 года в Казахстане планируется построить и реконструировать свыше 7,5 тыс. км дорог республиканского значения, из них 4 тыс. км расширят с 4-х до 6-ти полос. Если говорить в целом, то в ближайшие годы в приоритете будут такие автодорожные проекты, как Астана–Алматы, Астана–Усть-Каменогорск, Астана–Актобе–Атырау, Алматы–Усть-Каменогорск, Караганда–Жезказган–Кызылорда и Атырау–Астрахань. К тому же к 2015 году будет полностью открыто движение по транзитному коридору Западная Европа–Западный Китай, на который в Казахстане приходится 2 787 км.

 

Для развития транзитного потенциала государство намерено направить в транспортную инфраструктуру до 2020 года около $28 млрд. Кроме того, акцент делается на эффективное использование инфраструктуры России и Беларуси в рамках Евразийского экономического союза. Как известно, потенциал только транспортного рынка РФ оценивается в $120 млрд.

 Ксения Шангина

[1] Дочерняя компания КТЖ, крупнейший оператор грузового вагонного парка РК.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB