Обзор результатов 2014 года компаний обрабатывающей промышленности

Последние годы ни одна из компаний обрабатывающей промышленности не могла удержаться на первом месте в отраслевом рэнкинге NB500 дольше двух лет. Лавры собирали и KSP Steel, и «Кастинг», и Keppel Kazakhstan. В 2013-м победа досталась «Бипэк Авто». В условиях, когда мировая конъюнктура не располагает к росту, компании, производство которых ориентировано преимущественно на внутренний рынок, занимают наиболее выигрышные позиции.

«Азия Авто», «Кастинг», «Локомотив құрастыру зауыты», «НК Казахстан Инжиниринг» и «LG Electronics Алматы Казахстан» – вот пятерка лидеров отрасли образца 2013 года. Машиностроение зафиксировало в прошлом году очередной производственный рекорд, а потому вполне естественно, что две компании сектора красуются на пьедестале почета.

Всему голова

«Азия Авто» заработала в 2013-м 87,9 млрд тенге, увеличив размер выручки по сравнению с 2012 годом более чем в два раза и сохранив за собой звание самой быстрорастущей компании обрабатывающей промышленности. В прошлогоднем рэнкинге NB500 «Бипэк Авто» находилась на 123 месте, сейчас – поднялась до 63-го. Рыночная доля компании сегодня равна 53,3%[1]. В 2013-м «Бипэк Авто» достигла дохода в 96,1 млрд тенге, продав 86,8 тыс. автомобилей. Две трети от этого объема пришлись на модельный ряд марки Lada. По итогам года компания зафиксировала увеличение спроса на продукцию «АвтоВАЗа» и «Азии Авто» на 64%. Результат: казахстанский автосборочный завод выпустил за год 31 тыс. авто.

В целом же в республике производство легковых автомобилей увеличилось почти вдвое – с 19 186 до 37 471[2]. С 2008 года этот показатель вырос более чем в 11 раз, но все еще очень далек от своего будущего пика. В 2014-м планка установлена на уровне 50 тыс. автомобилей. При этом, как известно, в ноябре прошлого года в Усть-Каменогорске начато строительство мощностей автопроизводства полного цикла, которое включает в себя сварку, окраску и сборку авто в объеме 120 тыс. машин в год. В проект планируется вложить $500 млн, еще $630 млн должны пойти на создание смежных производств по выпуску автокомпонентов. Запуск первой очереди автомобильного кластера намечен на 2017 год.

Доход «Локомотив құрастыру зауыты» в 2013-м достиг 49,2 млрд тенге, увеличившись за год на 1,4%. С 2009-го предприятие выпустило более 280 грузовых тепловозов. В этом году завод расширил географию экспорта, поставив первый локомотив в Ашхабад. В общей сложности Туркменская железная дорога планирует закупить их около 18. В планах же нашей компании – выпуск пассажирских тепловозов.

q22В машиностроении в прошлом году было произведено продукции на более чем 850 млрд тенге – зафиксировано увеличение на 14,6%. Если смотреть на показатели последних лет, то за этот период сектор вырос в 2,8 раза (в 2008-м выпущено продукции на 301,4 млрд тенге). По итогам года минувшего удельный вес отрасли в общем объеме промпроизводства страны составил 4,7%, в обрабатывающей промышленности – 15%. В структуре машиностроения по-прежнему преобладают ремонт и установка машин, оборудования – на них приходится 40%. Производство транспортных средств, включая автомобилестроение, в совокупности занимает 37%.

Прошлогодний рост отрасли, согласно официальной статистике, был обусловлен увеличением объемов производства автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов. Кроме того, возрос выпуск автомобилей для перевозки десяти или более человек в 4,5 раза до 909 штук, а также автомобилей специальных и специализированных – в два раза до 226 штук. Динамика производства других транспортных средств не так однозначна. Например, если сравнить прошлогоднее число выпущенных  грузовых вагонов с показателем 2008-го, мы увидим почти 11-кратный рост. Однако по итогам 2013 года сошедших с конвейера вагонов насчитывалось всего 1725 штук, или на 242 меньше, чем годом ранее. Производство дизельных локомотивов в прошлом году возросло на 1,4% – в реальном выражении это 75 локомотивов вместо 74 годом ранее. В целом, на Восточно-Казахстанскую область[3] пришлось 23% всего объема машиностроительной продукции, на предприятия Астаны[4] и Павлодарской области[5] – по 14%, на Алматы – 10%.[6]

Еще один важный показатель – производительность труда. С 2008-го по 2013-й она увеличилась в машиностроении в 2,2 раза – до $24,3 тыс. на человека. В сравнении с мировыми лидерами наш уровень, конечно, остается низким (в США производительность равна $91 тыс., в Японии – $97 тыс.,  в Германии – $70 тыс. на человека), однако реализация госпрограммы индустриально-инновационного развития вселяет уверенность, что на достигнутой планке Казахстан не остановится. За последние три года в машиностроении были реализованы 58 новых проектов. Например, в 2013-м открыты два автопроизводства методом мелкоузловой сборки: марки Ssang Yong (модель – Nomad, мощность – 25 тыс. авто) и Toyota (Fortuner, 3 тыс. соответственно). Запущен завод по выпуску трубопроводной арматуры мощностью 30 тыс. в год, немецкий завод по производству шаровых кранов мощностью 10 тыс. тонн, производство по изготовлению энергетического котлового оборудования.

В Восточно-Казахстанской области теперь выпускаются электрофильтры, рукавные фильтры, циклоны, скрубберы, питатели сырого угля.

В целом предприятиями отрасли, запущенными по госпрограмме, за прошлый год произведено продукции на 119,5 млрд тенге – это почти 14% в общем объеме машиностроения. Если учесть мультипликативный эффект, то заслуги новичков и вовсе можно помножить на два.

Как известно, одно новое рабочее место в автопроме дает возможность создать до 11 рабочих мест в смежных отраслях: металлургии, химпроме, производстве запасных частей, транспорте, сфере услуг. Сегодня емкость внутреннего рынка Казахстана составляет порядка $5 млрд, из них 82% покрывается за счет импорта. Как видим, база для роста имеется, особенно если учесть, что эта цифра увеличивается в разы ввиду наличия единого экономического пространства между Казахстаном, Россией и Беларусью. Согласно планам властей, стратегия дальнейшего развития автопрома будет базироваться на сотрудничестве отечественных автопроизводителей с General Motors, Hyundai, Kia, Peugeot, Renault-Nissan-Avtovaz, Skoda, Toyota, Iveco. Для производства комплектующих на казахстанский рынок планируется привлекать Denso (Япония), Magna International (Канада), Aisin Seiki (Япония), Delphi Automotive (Великобритания), TRW Automotive Holdings (США) и Valeo (Франция).

q33Черные берега

Несмотря на то, что Казахстан по результатам 2013-го сохранил плюсовой уровень в обработке (рост 1,6%), год был непростым для промышленности. В особой немилости вновь оказалась металлургия, просевшая на 4,9%. Производство в чермете снизилось на 10,4%, основных благородных и цветных металлов – на 1,2%. Ситуация в отрасли обострилась еще в 2012 году. У компаний чермета появились сложности с экспортом металлопродукции на внешние рынки – слабый спрос и падение цен привели к сокращению производства стали и проката. По данным аналитической компании MEPS, в среднем в 2013-м мировая цена проката из углеродистой стали была на 6,5% меньше, чем годом ранее. В Казахстане по итогам года выпуск плоского проката снизился на 5,2%, стали – на 2,7%. Однако труб было выпушено на 7,7% больше уровня 2012-го, профилей и уголков из нелегированной стали – на 1,7%, стальных листов – на 16%.

На втором месте отраслевого рэнкинга NB500, как и годом ранее, значится ТОО «Кастинг», который заработал в 2013-м 68,8 млрд тенге. Доходы компании выросли на 5,6% – неплохой показатель, учитывая, что предприятия чермета работают сегодня в сложных условиях. За примерами далеко ходить не надо: KSP Steel, занимавший в прошлом году вторую строчку в отраслевом рэнкинге с доходом в 56,5 млрд тенге, просел за год на 35%, опустившись до седьмого места. Однако предприятие может похвастать запуском цеха по производству ферросиликоалюминия мощностью 30 тыс. тонн в год. Цена проекта – 8 млрд тенге. Приобретением «казахстанского сплава», который заменяет два дорогих компонента при изготовлении стали высокого качества – ферросилиций и металлический алюминий, – уже заинтересовались иностранные компании.

Нелегкая доля

Пожалуй, самым стагнирующим сегментом обработки, несмотря на старания государства, остается легкая промышленность. В 2013-м предприятиями отрасли произведено продукции на 65,3 млрд тенге – на 0,9% меньше, чем годом ранее. Выпуск текстиля снизился на 0,5% (в структуре легпрома сегмент занимает 51%), одежды – на 2,2% (42% соответственно). Только кожаная продукция завершила год в плюсе, показав увеличение на 2,1% (7%). В общей структуре промпроизводства легпром из года в год едва поднимается выше нуля – 0,36% по итогам 2013-го. В обрабатывающей промышленности на сектор приходится 1,1%.

В 2013 году доля отечественного производства на рынке составила 16,6%. В наибольшей степени местные производители смогли удовлетворить потребности в хлопчатобумажной пряже (63%) и хлопчатобумажной ткани (42,5%), в наименьшей – коврами и ковровыми изделиями (0,1%), верхней одеждой, трикотажными изделиями, нижним бельем (1%). К сожалению, проблемы сектора остаются неизменны – при значительных сырьевых ресурсах Казахстан, например, не имеет производства шерстяных тканей. В итоге искусственный мех и шерсть завозятся из-за рубежа.

Государство в рамках действующих госпрограмм пытается решить «легкие» проблемы. В частности, проводится работа по обеспечению текстильных предприятий хлопко-волокном, прорабатываются вопросы об установлении квоты на вывоз тонкой шерсти, временного запрета на вывоз необработанных шкур. Однако компании отрасли по-прежнему предпочитают довольствоваться госзаказами и отличаются слабой маркетинговой политикой. «Казахстан текстилайн», «Каз СПО-N», «Семирамида», South Textiline KZ – лишь исключения из правил.

q44Элементарная химия

Химпром медленно, но верно растет – в 2013-м увеличение выпуска продукции до 184,919 млн тенге обеспечило сектору рост в 3,3%. Положительную динамику продемонстрировали производства серной кислоты (10,8%), аммиака (14,5%), моющих средств (62,6%). Основной объем производства пришелся на Жамбылскую область – 29,3% («Казфосфат»), Актюбинскую – 14,7% (Актюбинский завод хромовых соединений), Карагандинскую – 11,5% (Темиртауский электрометаллургический комбинат, «Казахмыс»), Мангистаускую – 7,9% («КазАзот»), Восточно-Казахстанскую – 9,4% («Ульба-ФторКомплекс») и Павлодарскую – 6,8% («Каустик») области.

Самыми экспортируемыми товарами в прошлом году стали сера, желтый фосфор, обогащенный уран, трифосфат натрия, триоксид хрома, нитрат аммония, полипропилен и азотно-фосфорные удобрения. Основные статьи импорта – полиэтилен, моющие и чистящие средства, гербициды и другие продукты бытовой химии.

На пути снижения доли привозной продукции в 2013-м сектор пополнился тремя производствами: серной кислоты ТОО «Казфосфат», бытовой химии ТОО «Белизна-ПВ» и дезинфицирующих средств ТОО «БоНА». В этом и следующем году в Казахстане планируется наладить выпуск  алкидных, полиэфирных смол, а также построить сернокислотный завод  и установку прокалки нефтяного кокса.

Среди других сегментов обрабатывающей промышленности, оставшихся в плюсе по итогам 2013 года, можно назвать продукты питания (+4,2%), напитки (+8,3%), бумагу и бумажную продукцию (+6,8%), резиновые и пластмассовые изделия (+2,5).

Ксения Шангина

[1]12,3% занимает  «Астана Моторс», 10,2% – «Меркур Авто», 5,3% – «Вираж», 5,2% – «Аллюр Авто».

[2] В совокупности – АО «Азия Авто», АО «АгромашХолдинг», ТОО «СарыаркаАвтоПром».

[3] «Азия Авто», Усть-Каменогорский арматурный завод, Усть-Каменогорский конденсаторный завод, «Кэмонт», «Семей инжиниринг», Daewoo Bus Kazakhstan, Семипалатинский машиностроительный завод.

[4] «Локомотив құрастыру зауыты», «Тұлпар-Тальго», «Еврокоптер Казахстан инжиниринг».

[5] Павлодарский машиностроительный завод, «Казахстанская вагоностроительная компания», «Казэнергокабель», завод Format Mach Company, «Проммашкомплект».

[6] «LG Electronics Алматы Казахстан», Алматинский завод тяжелого машиностроения, завод «Электрокабель», машиностроительный завод им. С.М. Кирова, СП «Белкамит», «Мунайаспап», Алматинский электромеханический завод.

[7] Согласно госпрограмме индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB