Интернет-общение вытесняет голосовое, средства связи меняются – общемировой тренд диктует условия развития казахстанского телекоммуникационного пространства. На этом фоне меняются лидеры и приходят новые игроки. Компании с ясным видением будущего настроены  трансформироваться уже сейчас, другие слепо рискуют оказаться ненужными.

Гигант телекоммуникационной отрасли «Казахтелеком» вернул себе 1-е место отраслевого рэнкинга NB500, опередив Kcell в доходах на 3,2 млрд тенге. В 2012 и 2011 годах ситуация была прямо противоположной нынешней, но в 2012-м  АО «Кселл» опережало триумфатора этого года на 6,3 млрд, а в 2011 – на 1,3 млрд. Что помогло национальной компании вернуть пьедестал?

«Казахтелеком» отработал год в напряжении, учитывая доходность продаж в 10,2%, что при доходности активов всего 4,2% выглядит не лучшим образом, но оправдание этому есть – монополист решил развиваться по-крупному. После продажи своей доли в АО «Kcell», которая приносила внушительный доход, многие предрекали падение интереса к компании со стороны инвесторов, но это было краткосрочное видение. Развертывание LTE-сети с последующим выходом в «голос» на GSM стало приоритетным направлением развития, на 2013-2014 годы компания заложила около 30 млрд тенге инвестиций. В 2013 году набор абонентской базы шел с опережением графика, и к 2021 году «Казахтелеком» планирует увеличить свою долю рынка мобильного доступа к сети с 6% до 33%, а пай голосовых услуг – с 3,6% до 14%.

В 2013 году АО «Алтел» пришло к финишу с 10 млрд тенге выручки и 5,4 млрд тенге чистого убытка. Положительный показатель EBITDA по планам компании появится уже в 2016 году.

Будущее

Тем временем телекоммуникационная отрасль Казахстана меняет свои очертания, вслед за развитыми странами трансформируется горизонт приоритетов пользователей, а как следствие, и величина источников доходов. С распространением мобильных smart-устройств увеличивается спрос на мобильный доступ к сети, все хотят быть онлайн везде и круглосуточно. Только за 2013 год объем услуг по передаче данных (табл. 1) вырос на 32,3% в денежном выражении, а доходы от интернета выросли на 29,7%.
tel22

 

При этом доходы, полученные от мобильных услуг, упали на 0,3%, что связано с понижение тарифов большинством игроков, особенно с приходом Tele2, а также уходом общения в сеть, через VoIP-приложения. Этот тренд прогнозируют все и ставки делаются именно на это, хотя стоит отметить, что пока 307 млрд тенге из 643 млрд телекоммуникационный бизнес заработал именно на мобильной связи, и только 174,8 млрд – на интернете, но тенденция более чем очевидна. Именно поэтому игроки готовятся к затяжному забегу за прибылью, но у каждого свои исходные позиции.

 «Казахтелеком» – супертяжеловес, которому будет сложно стряхнуть с себя гору мышц в виде стационарных телефонов, проводов, станций и огромной армии обслуживающего персонала.

Хотя стоит оговориться и признать, что эти услуги хоть и не станут драйвером развития, все же будут приносить стабильный и надежный доход в обозримом будущем и превратятся в обузу еще не скоро. «Кселл», теряя позиции, хоть и остается лидером мобильного сектора рынка с долей в 50%, рискует усугубить свое положение в силу репутационной диспропорции.

Компания балансирует над опасной перспективой снижения абонентской базы с шестом в руках, на одном конце которого реноме дорогой, но качественной связи, на другом – общий тренд потребительского поведения населения: повальная экономия во всем.

Если наклониться в одну сторону и оставить тарифы дорогими, абоненты перетекут к конкурентам, если в другую и снизить цены, пожертвовав качеством, – среднестатистический абонент пойдет искать его в другом месте. В любом случае, запас устойчивости у компании есть, и медленное снижение цен при сохранении качества позволит удержаться, отразившись разве что на чистой прибыли и дивидендах.  Менеджменту предстоит принять немало сложных решений, но главное, что они есть. Отчетный год «Кселл» закончил с рекордным ROS[1]  в 33,9% при выручке в 187,6 млрд тенге и 63,7 млрд чистой прибыли. Рекордным также стал показатель ROE[2], который в 2013 году составил 79,7%, что в отчетном году было свойственно только некоторым нефтяным компаниям.

tel33

 

Легче воздуха

В наиболее выгодном положении пребывает сейчас Beeline – суперпопулярный бренд ТОО «Кар-тел». Выручка компании в 2013 году составила 127,7 млрд тенге, при этом показатель EBITDA[3]  равнялся 46,5%, что говорит об отсутствии финансовых проблем. Чем компания успешно пользуется: наращивает линейку продуктов для бизнеса и населения преимущественно в интернет-направлении, не забывая, однако, и про снижение цен на мобильные услуги. А на фоне отсутствия серьезных репутационных проблем – это абсолютное преимущество. В третьем квартале 2014 года Beeline заработал 36 млрд тенге при EBITDA 48,2%, что лучше результата третьего квартала предыдущего года на 16%. Стоит отметить, что выручка компании растет стабильно и по результатам 2014 года может составить 135 млрд, что при сохранении прибыльности позволит иметь еще большие перспективы.

Доля ТОО «Кар-тел» в мобильном секторе рынка в количественном показателе достигла 35% (9,8 млн человек), именно достигла, потому что постоянно растет в отличие от конкурентов, которые чистят базы, чем и объясняют сокращение «живой» рыночной доли.

Доля ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» с брэндом Tele2 упала к апрелю 2014 года с 13,6% до 10,3%, доля «Кселл» – с 51% до 50,4%. У Beeline же есть запас прочности для выживания в гонке по снижению цен на услуги сотовой связи, в которую втягивают участников рынка демпинг-авангардисты Tele2. Последние, очевидно, скоро начнут платить за пользование их услугами, что не кажется фантастичным, если уже сейчас существует тариф, предлагающий бесплатные звонки на номера других операторов. Реальным становится тариф, при котором оператор заплатит пользователю ограниченную сумму за звонки внутри сети при минимальном тарифе на звонки в другие сети, что при нахождении определенного баланса, может стать мощным рычагом роста числа абонентов, а, в конечном счете, выручки.

Beeline также активно развивает «Интернет дома», где годовой рост к октябрю текущего года составил 25,8%.

Лицо отрасли

Вся отрасль связи в отчетном периоде выглядела следующим образом: 45,8% ее объема занимала мобильная связь, а 21,3% – услуги сети интернет. Но положение меняется очень быстро, баланс сил перетекает в сеть с ускорением темпов (табл. 2).

tel44

 

Закономерным выглядит падение доходов от международной связи на 6,9% в 2011 году и 10% в 2012 году в силу двух причин – развития IP-телефонии и общего состояния экономики, а рост на 4,9% в 2013 году зависел только от некоторого макрофинансового оздоровления. Местная связь растет стабильно по 12-14% в год в силу подключения новых абонентов и плавного увеличения тарифов.

Количество пользователей интернетом с 2003 года выросло почти в 10 раз с 203 тыс. до 1 976 тыс., при этом львиная доля абонентов базируется в Алматы – 685,3 тыс. (табл. 2), причем с приростом 34% в год. Это самый быстрый темп, уступающий только Мангистауской области, где к началу 2014 года пользователей стало 63 тыс., на 55% больше, чем годом ранее. В целом по Казахстану зафиксирован рост пользователей интернетом в 23%.

Силиконовая низина

Крупнейшим заказчиком и донором IT-сектора Казахстана по-прежнему является государство, его заказы и проекты. А главным локомотивом слабого, но роста в 1,2%  остается стремление попасть в число самых развитых стран в такой категории, как электронное правительство.  АО «Национальные информационные технологии», которое регулирует и контролирует эти материи, в составе АО «НИКХ «ЗЕРДЕ» в 2013 году заработало 25,7 млрд тенге, на 2,6 млрд больше, чем в прошлом году.

АО «Логиком», в силу того что собирает компьютеры под своим логотипом, относится нами к ИТ-сектору, хотя большая часть его дохода сформирована за счет реализации техники сторонних производителей. Компания  больше не входит в сотню крупнейших, ее доход упал с 26,6 млрд тенге в 2012 году до 24,8 млрд в 2013 году, что связано с общемировым трендом снижения интереса пользователей к стационарным hardware-продуктам, и взлетом продаж планшетов и смартфонов.

Перспективы рынка диктуются сверхскоростным развитием облачных сервисов. И если государству и крупному бизнесу интересно развивать свои собственные закрытые облака, с собственным ПО, написанным под них, то малый бизнес, которому нечего скрывать, будет покупать услуги иностранных онлайн-планировщиков и хранилищ, рынок которых растет по 40-50% в год и в 2013 году составил $47,5 млрд. Отсюда следует, что отечественным разработчикам ПО следует заострить внимание на потребностях крупных казахстанских компаний, сервисе и ИТ- услугах. Для формирования развитого отечественного рынка ПО,  клиентом которого станет малый и средний бизнес, необходимо отвоевать ниши у зарубежных разработчиков и  писать программное обеспечение лучше и качественнее. Однако отсутствие серьезных специалистов, которые уезжают за большими зарплатами за границу, не позволяет на это даже надеяться. В конечном счете, рынок будет купирован, а вендоры с хорошим портфелем иностранных продуктов останутся у руля. То есть IT-рынок сейчас представляет собой в большей степени торговый процесс, и приносить прямую финансовую пользу стране сможет только при государственной поддержке талантов и гениев. Невидимая рука рынка здесь попросту не работает.

Денис Кулькин

[1] Доходность продаж

[2] Доходность капитала

[3] Прибыль до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB