В условиях низкой платежеспособности, как населения, так и предприятий, непозволительно дорогих кредитных ресурсов, удорожания импортного сырья и материалов в результате девальвации необходимо снижать производственные издержки. Но как это сделать, не снизив качество продукции и услуг, а, наоборот, улучшив его? В этом нам помогут разобраться эксперты в области Кайдзен, Анатолий Феськов и Асыл Кабуллин.

Интервьюер: член Кайдзен Клуба, Дина Танкибаева

 

ДТ: — Анатолий, Асыл, как именно Вы помогаете своим клиентам повысить свою эффективность?

АФ: — Коротко говоря, у каждого предприятия без исключения есть потери в самих процессах. И в производственных и в управленческих. Кайдзен позволяет выявить эти потери и устранить их. Весь смысл в этом.

ДТ: — Что такое потеря согласно Кайдзен?

АК: — Это всё, что не добавляет ценности к конечному продукту. А ценность — это то, за что клиент готов платить. 

ДТ: — А есть живые примеры, кому именно Вы помогли и каков был результат?

АФ: — Таких примеров много. Ну, вот, например, один из недавних. Сеть быстрого питания Meyram Group в Шымкенте. В результате реализации Кайдзен проекта удалось сократить потери в процессах приготовления и раздачи еды. В итоге за 7 месяцев работы валовая выручка увеличилась примерно на 10%. Команда сплотилась и окрепла. Один из учредителей бизнеса, Анвар Кадырбеков, понял, что есть возможности для дальнейших улучшений. Захотел двигаться дальше.  

АК:  — На Galanz bottlers нам удалось сократить  переналадку линии  практически в 3 раза. Если раньше на это затрачивали 6 часов, то после реализации проекта – чуть больше 2 часов. Это лучший результат  по странам СНГ! Годовая экономия составила 13 млн тенге. И это только на одной линии. А таких линий на предприятии десять. То есть годовая экономия только от быстрой переналадки оборудования составила 130 млн тенге.

На  одном предприятии  мы помогли снизить текучку кадров  с 35% до 6%. К сожалению, не могу назвать эту компанию. При этом зар плата осталась на том же уровне. Никаких специальных мотивационных инструментов мы не применяли. Просто люди вовлекались в улучшения своих же процессов. Они чувствовали свою значимость. Я бы сказал, гордость за свои улучшения.

ДТ: — Какие именно потери Кайдзен помогает устранить?

АК: — Все потери подразделяются на 8 видов: перепроизводство, излишняя обработка, запасы, ожидание, излишняя транспортировка, излишнее движение, брак, недооцененный человеческий капитал.

ДТ: — Владельцы и руководители предприятий не могут «увидеть» эти потери без Вашей помощи?

АФ: — Многие выстраивают свои процессы так, как им это было удобно когда-то. Или так, как это было принято когда-то. Они просто не осознают, что некоторые части всего процесса абсолютно не добавляют никакой ценности. Но ведь ненужные операции и движения всё равно «потребляют» ресурсы. Они думают, что это неизбежные части процесса. Не могут и не знают, как от них избавиться.

АК: — Для того, чтобы «увидеть» эти потери сначала необходимо осознавать, что такое потеря. Потом нужно выстроить весь поток создания ценности. Надо понять, где именно, как и почему возникают потери. Это называется картированием потока создания ценности. 

ДТ: — Чем эта карта потока создания ценности принципиально отличается от технологической карты? Ведь она так же показывает весь производственный процесс.

АФ: — Я бы сказал, что это две совершенно разные вещи! Во-первых, технологическая карта показывает, как всё должно быть. А карта потока, наоборот, — как дела обстоят на самом деле.

Во-вторых, основной единицей измерения в тех картах является что? — мощность производства за единицу времени. Например, тонна за час или в сутки. В карте потока, наоборот, наиважнейшим показателем является время. Время, затрачиваемое на обработку или производство 1 единицы продукции. На каждой операции, на каждом процессе.    

ДТ: — Что это даёт?

АК: — Оператор может затратить, например, один час на всю свою производственную операцию. Но при этом непосредственно на саму обработку изделия на станке — всего лишь 10 минут. Именно эти 10 минут и являются создающими ценность! Значит, всё остальное время уходит на несоздающие ценность действия! Например, рабочий может тратить время на то, чтобы пойти покурить, потом ждёт нужную деталь, потом ищет подходящий резец для станка, потом станок переналаживает, потом исправляет дефекты и так далее. Всё это уже потери!

ДТ: — Ваша задача – выявить и устранить эти не добавляющие ценность действия?

АФ: — Это задача руководителей и сотрудников предприятия. Наша задача – обучать и направлять. Но помимо действий, надо также устранять и операции, которые не добавляют ценности. Карта потока создания ценности покажет, какие именно операции создают ценность, а какие нет.

АК: — Хочу дополнить. Карта также покажет, как продукт или услуга движется по процессам компании. И команда видит, как материальные и информационные потоки взаимодействуют. При картировании стирается грань между отделами и департаментами. На ней видны только процессы. Моя первая карта раскрыла мне глаза на поток продукта. И, по сути, была дорожной картой улучшений на ближайший год.

АФ: — Вся прелесть в том, что таким образом любое предприятие может повысить свою эффективность. При этом не несёт никаких денежных затрат.   

ДТ:- А как это всё влияет на повышение качества?

АФ: — Раньше мы уже говорили о браке. Понятно, что снижая удельный вес бракованной продукции, мы автоматически поднимаем качество.

ДТ: — Вы предлагаете какие-то решения по контролю над качеством?

АФ: — Абсолютно нет. Согласно философии Кайдзен сам контроль качества является потерей. Контроль не создает совершенно никакой ценности! Контролёр качества только обнаруживает брак и дефекты постфактум. Но разве он что-то делает, чтобы этот брак вообще не производился?! Нет, конечно!

АК: — Качество должно быть встроено в производственный процесс.

ДТ: — Как это?

АФ: — Кайдзен предлагает много инструментов для встраивания качества в процесс. Но основным является стандартизация. При этом необходимо стандартизировать не только производственный процесс, но и каждую операцию.

АК: — Наиважнейший принцип встроенного качества: «Не принимай брак! Не производи брак! Не передавай брак!». Качество — это результат правильных процессов.

ДТ: — Можно пояснить на простом примере?

АФ: — Предположим, Вы регулярно покупаете в одной и той же пекарне свежий хлеб. Но его вкус и качество постоянно варьируют. Иногда он пресный, иногда — подгорелый. Почему такое может происходить? Пекари из разных смен могут использовать разный температурный режим, разную рецептуру, по-разному выкладывать хлеб в духовку. Каждая смена готовит хлеб так, как считает нужным, исходя из своего опыта. И хлеб будет выпускаться разного качества! До тех пор, пока в пекарне не будут приняты стандарты. Что значит стандартизировать процесс в данном примере? Это значит четко утвердить точную рецептуру, температурный режим выпекания и прочее. Исходя из наилучшей практики! И если каждая смена пекарей будет строго придерживаться этого стандарта, то в итоге Вы, как покупатель, будете покупать хлеб неизменного качества. И уже не важно, кто его выпекал. 

АК: — Стандарты необходимо регулярно пересматривать и совершенствовать. Это непрерывный процесс. Тогда будет повышаться и качество.   Как сказал Тайичи Оно: «Если у вас нет стандарта,  у Вас не может быть Кайдзен».

ДТ: — Да, но разве на производственных предприятиях не существуют четкие стандарты работы?

АФ: — К сожалению, нет. Зачастую многие предприятия не стандартизируют свои процессы, не говоря уже об операциях. Из-за этого качество продукции «скачет».

 

АК: — Стандартизация играет важную роль в подготовке кадров. Сегодня многие наши клиенты не могут найти грамотных специалистов по технической части. Если бы у них были стандарты, то им легче было бы обучить человека и проконтролировать его работу.  

ДТ: — Ну, и последний вопрос. Что, по-Вашему, является залогом успеха при реализации Кайдзен проекта?

АК: — В Кайдзен главная ценность — это люди! Очень важно создать базовые условия для работы людей: конкурентная заработная плата, питание, бытовые помещения, чистые туалеты. Как бы странно это не звучало для собственника, но это действительно важно! Когда люди чувствуют заботу, то они и трудятся с высокой самоотдачей. Иначе, никак.

АФ: — К сожалению, не все руководители это понимают. Ведь постоянно совершенствоваться могут только люди. Машины и оборудование только устаревают со временем.

 

Примечание NB: 29-30 ноября пройдет 5-ая международная Кайдзен-конференция в Алматы, в Grand AISER Hotel. Ожидаются выступления известных Казахстанских бизнесменов, тренеров из Японии, России и Казахстана. Они поделятся собственным опытом применения Кайдзен. Приглашаются все желающие.

Программа конференции и регистрация по этой ссылке:

http://kaizen-conference.tilda.ws/?fbclid=IwAR2T1RLNrB8dT_g0KtbafLRIXe5qpaoqDlLs3GLDJPUqozWG93VWqhhhwDQ

 

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB