Поддержанный в последнее время многими государствами тренд «деоффшоризации» по «принципу домино» повлиял и на реалии казахстанского бизнеса. Изменения в казахстанском налоговом законодательстве в отношении контролируемых иностранных компаний (КИК) дали всем понять, что налоги по иностранным активам платить все же придется, независимо от того, каким бы потенциально негативным не был налоговый эффект для экономики налогоплательщиков.

Исторически КИК создавались и использовались с целью экономии налогов в стране проживания акционера. Однако, проблема отмывания доходов и репатриация капитала из территорий с высокой налоговой нагрузкой и, следовательно, возросшая в связи с этим коррупция, сподвигли ряд стран на ужесточение местных законодательств в части налогообложения КИК.

Введенный в 2018 году Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс РК) характеризуется усилением налогового контроля государства за имуществом и имущественными интересами юридических лиц и граждан за пределами страны.

Таким образом, согласно налоговому законодательству РК у резидентов возникает обязательство по включению суммарной прибыли КИК в налогооблагаемый доход при исчислении подоходного налога в Казахстане. Иными словами, прибыль КИК фактически отождествляется с прибылью резидентов РК, которые осуществляют их контроль и подлежит обложению в Казахстане.

 

Предпосылки для внедрения положений о КИК

Предпосылками для внедрения такой инициативы послужило злоупотребление налогоплательщиками ряда принципов, заложенных в основу действующих договоров об избежании двойного налогообложения между странами. Изначально механизм устранения двойного налогообложения предусматривал устранение одновременного обложения в разных странах идентичными или имеющими одинаковую природу налогами, однако, на деле эти «благие» цели зачастую были использованы и используются недобросовестными налогоплательщиками как инструмент грамотного ухода от налогообложения в целом.

Необходимость разработки мер, направленных на противодействие уклонению от налогообложения в странах Европейского союза (далее «ЕС»), была впервые озвучена на саммите «Большой двадцатки» и своеобразным ответом на такой призыв явилась Директива ЕС Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) от 12 июля 2016 года (ATAD) с изменениями от 29 мая 2017 года.

Данная Директива содержит минимальные стандарты для противодействия уклонению от налогообложения, которые подлежат обязательному внедрению странами-членами ЕС. В частности, следующие стандарты предусмотрены в отношении КИК:

 — В соответствии с правилами о КИК контролирующие лица обязаны уплачивать налог с нераспределенной прибыли своих КИК.

 — Потенциально КИК могут признаваться иностранные компании, доля участия налогоплательщика в которых составляет более 50% и фактическая сумма налога к уплате которой является меньше разницы между суммой налога на прибыль, которая могла бы уплачиваться в юрисдикции налогоплательщика, и фактически уплачиваемой данной компанией суммы налога.

 — КИК также признается постоянное представительство, доходы которого не подлежат/освобождены от налогообложения в юрисдикции налогоплательщика и фактическая сумма налога на прибыль которого является меньше разницы между суммой налога на прибыль, которая могла бы уплачиваться в юрисдикции налогоплательщика, и фактически уплачиваемых данным постоянным представительством сумм налога.

 — Налоговую базу по прибыли КИК составляют пассивные доходы (вариант 1) или нераспределенная прибыль, возникающая в результате операций, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды (вариант 2).

Вышеописанные стандарты должны быть введены в национальные законодательства стран-членов ЕС до 31 декабря 2018 года и вступить в силу с 1 января 2019 года.

Инициатива ОЭСР состоит из 15 конкретных шагов, реализация которых намерена привести к   налоговой гармонизации, поскольку так называемое «свободное плавание», в частности, пассивной прибыли корпораций из одной юрисдикции в другую с целью налоговой оптимизации, должно прекратиться. Однако, ожидаемая гармония может наступить только если к инициативе присоединится большинство стран мира. На текущее время уже более ста стран, включая Казахстан, подтвердили свое участие в этой инициативе и, как следствие, стали приводить местное законодательство в соответствие с требованиями ОЭСР.

Соответствующие изменения нашли отражение в Налоговом кодексе РК, но говорить об определенности их практического применения довольно рано. В основном, было выражено общее мнение о «сырости» предлагаемых изменений в нормы налогового законодательства в отношении налогообложения КИК, буквальное чтение которых обуславливает возможность различных трактовок.

Для более лучшего представления действующих норм в отношении КИК в налоговом законодательстве Казахстана ниже мы приводим общие положения по КИК, критерии отнесения иностранных компаний к категории КИК и порядок их налогообложения.

 

Общие положения по КИК по казахстанскому законодательству

В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами РК, обязаны уведомлять налоговые органы о наличии КИК, контролирующими лицами которых они являются, а также включать суммарную прибыль таких КИК в свою налоговую базу и представлять вместе с налоговой декларацией документы, подтверждающие расчет прибыли КИК (финансовая отчетность, аудиторское заключение или иные документы).

Заявление об участии в КИК, возникшем до 1 января 2018 года, подлежит представлению в налоговые органы в срок до 31 декабря 2018 года. Первым налоговым периодом, в котором у компаний возникает обязательство задекларировать доходы в виде прибыли КИК, является 2018 год, а первая налоговая декларация с учетом суммарной прибыли КИК представляется до 31 марта 2019 года, соответственно.

Ожидается, что дальнейшее усиление контроля в части применения правил КИК продолжится. Таким образом, начиная с 1 января 2020 года за несоблюдение контролирующими лицами своих обязанностей по КИК и невключение в налогооблагаемый доход финансовой прибыли КИК влечет за собой ответственность в соответствии с законами РК.

Согласно действующему законодательству правила КИК применяются исключительно к налогоплательщикам – налоговым резидентам РК, имеющим долю участия в КИК более 25%.

При этом, одним из критериев отнесения иностранных компаний к категории КИК является размер эффективной ставки налога на прибыль, порядок исчисления которой определяется Налоговым кодексом РК как среднеарифметическое значение эффективных ставок налога на прибыль КИК или эффективных ставок налога на прибыль постоянного учреждения КИК, за отчетный и два предыдущих периода, последовательно предшествующих отчетному периоду.

Также в Налоговом кодексе РК прописано положение, предусматривающее взаимоисключающий механизм расчета эффективной ставки налога из финансовой прибыли КИК до налогообложения от внутригрупповых операций для тех случаев, когда законодательными актами государства, в котором зарегистрирована КИК, установлено обязательство по составлению консолидированной финансовой отчетности (без составления отдельной неконсолидированной финансовой отчетности).

Соответствующие уменьшения производятся при расчете эффективной ставки налога и из налога на прибыль, отраженной в консолидированной финансовой отчетности, исключаются суммы налога на прибыль дочерних организаций, признанные по консолидированной финансовой отчетности КИК как текущий налоговый расход, не включая отсроченные налоги, при условии, если консолидированная сумма налога на прибыль КИК включает такие суммы.

Кроме этого, налоговым законодательством предполагается, что эффективная ставка, определяемая налогоплательщиком самостоятельно, должна быть исчислена с использованием двух методов:

 — «методом начисления» – как отношение суммы налога на прибыль за отчетный период, рассматриваемой по утвержденной финансовой отчетности как текущий налоговый расход, не включая отсроченные налоги, к положительной величине финансовой прибыли до налогообложения, исчисляемой из утвержденной финансовой отчетности за отчетный период; и

 — «кассовым методом» – как отношение суммы налога на прибыль за отчетный период, уплаченной в иностранном государстве, к положительной величине финансовой прибыли до налогообложения, исчисляемой из утвержденной финансовой отчетности за отчетный период.

При этом, для определения критериев отнесения иностранных компаний к КИК казахстанскими налогоплательщиками должна применяться эффективная ставка налога на прибыль, как наименьшая из ставок, исчисленных двумя вышеуказанными методами.

 

Авторы:

Дина Батаева
Старший консультант департамента налогов и права, Deloitte в Каспийском регионе
Макен Искакова
Старший менеджер департамента налогов и права,Deloitte в Каспийском регионе

 

Комментарии доступны только участникам клуба NB