Как и во времена, когда паровые машины заменяли лошадей и экипажи, либо в период становления интернета в середине 1990-х, новые технологии всегда привлекали общественное внимание, несмотря на неготовность к массовому применению. Технология блокчейн в настоящее время находится в переходном периоде из стадии понимания сущности и первых попыток использования в фазу полноценного практического применения в бизнесе.

Согласно глобальному исследованию, проведенному компанией Deloitte, реальное применение в бизнесе скорее относится к авангарду цифровых компаний, чем к традиционным корпорациям, 39% опрошенных респондентов которых считают блокчейн не более чем «хайпом» на волатильном и нерегулируемом рынке. В ходе опросов, были учтены мнения более чем 1000 топ-менеджеров по информационным технологиям различных компаний со средним оборотом от 1 до 5 млрд долларов США из 7 стран – США, Канады, Китая, Великобритании, Франции, Германии и Мексики. Более трети респондентов представляли сектора финансовых услуг, технологий, медиа и телекоммуникаций, которые планируют в будущем году инвестировать в применение блокчейна от 5 млн долларов США, что даст им ускорение бизнес-процессов и новые источники доходов.

Как и в первые 10 лет после появления интернета (когда это стало не только приложением для бизнеса, но и изменило в целом его функционирование, что привело к росту таких компаний, как Amazon), блокчейн является «золотонесущей» идей для применения на рынке. Компании по всему миру расходуют значительные ресурсы и время, создавая новые приложения и получая патенты на инновации, даже при высоких затратах на исследования и разработки (R&D) и неопределенном возврате на инвестиции (ROI). По опросам, одна треть респондентов уже применили блокчейн-приложения в своих компаниях, а другие 41% участников планируют внедрение в следующем году.

Пока традиционные сектора экономики размышляют о применении технологии блоков в своих индустриях, топ-менеджеры в финансовых учреждениях уже составили планы по внедрению блокчейна и активно пересматривают не менявшиеся десятилетиями бизнес-процессы. И основным источником новых решений для оптимизации расходов и повышению эффективности компаний, как и всегда, являются «подрывные технологии», которые воплощаются в жизнь небольшими стартапами, порою состоящими из нескольких человек.

По данным TechCrunch, блокчейн-стартапы только за 1 полугодие 2018 года привлекли венчурных инвестиций на 1.2 млрд долларов США в почти 250 сделках, что выше показателя в 0.6 млрд долларов США в 200 сделках во 2 полугодии 2017 года. Инвесторам в первую очередь интересны криптовалютные биржи и платформы для мгновенных платежей, распределенные регистры, а также майнинг-стартапы.

В сущности, блокчейн не технология, а скорее бизнес-модель или усложненный вариант журнала с записями.

Конечно, безопасность и анонимность с его применением очевидны, но они не имеют смысла без конкретного практического применения в составе экосистемы блокчейн-приложений и пользователей, где стоимость внедрения не превышает выгоды от будущего использования. Среди опрошенных респондентов, 74% уже нашли применение в своей компании для конкретного бизнес-кейса, а 34% по-прежнему в процессе выбора сектора для изменений. Интересно отметить, что наиболее распространенными применениями являются цепочки поставок, интернет вещей и цифровые записи с идентификацией, за которые проголосовали более половины топ-менеджеров компаний. В связи с недостатком кадров, в среднем по странам более половины, а в Китае 86% компаний, уже инвестируют в сотрудников с блокчейн специализацией и опытом.

Для топ-менеджеров важно отметить первое правило внедрения блокчейна – это глобальное изменение бизнес-модели, где компании должны сфокусироваться не только на подтверждении достоверности операции, но и на фундаментальных изменениях бизнес-процессов, создавая новые рамки взаимодействия в правовом, налоговом и информационном поле.

Для более эффективного регулирования рационально вступать в консорциумы совместно с другими участниками своих индустрий, как сделали 29% опрошенных респондентов и планируют вступить еще 45%.

По словам Джейсона Блумберга, автора Forbes и основателя Intellyx, на прошедшей в Нью-Йорке конференции Consensus большинство участников интересовали краткосрочные выгоды от применения технологии, в то время как реальная инновация состоит в разработке полноценных бизнес-моделей, которые могут принести реальную пользу, как в примере с FedEx, использующем блокчейн для раннего отслеживания мультипользовательских логистических цепочек.

Согласно исследованию Deloitte, 78% респондентов считают, что могут потерять конкурентное преимущество в случае игнорирования технологии блокчейн, но при этом одна треть участников не видит определенного возврата на инвестиции в исследования и разработки. Большинство организаций всего лишь «промочили ноги» в водах блокчейна, когда наибольшего прогресса достигли те, кто полностью окунулся вглубь бассейна. Таким образом, наибольшей ошибкой будет полное отсутствие действий по рассмотрению или применению данной технологии, и компании должны, как минимум, держать руку на пульсе возникающих возможностей.

Комментарии доступны только участникам клуба NB