Кибер-преступность и мошенничество сегодня главная угроза для финансовой сферы. Чтобы противостоять ей бизнес инвестирует в развитие новых биометрических технологий. По данным Global Market Insights к 2024 году объем этого рынка достигнет $50 млрд. В отличие от привычных паролей такие врожденные данные, как ДНК, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза или вены на ладонях не меняются с возрастом и их трудно подделать.

Исторически такие технологии использовались на секретных объектах, куда доступ был разрешен лишь узкому кругу лиц. Однако после событий 11 сентября 2001 года в США биометрическим оборудованием стали оснащаться аэропорты, торговые центры и другие места скопления людей. Этому примеру последовали и другие страны. В частности, вопросы внедрения биометрического контроля на границе рассматриваются и в Казахстане.

Более того, в рамках госпроекта «Цифровой Казахстан» будет внедрена идентификация граждан с использованием биометрии. Наряду с электронно-цифровой подписью биометрия призвана помочь идентифицировать пользователя по голосу, фотографии или отпечаткам пальца при использовании государственных услуг.
Биометрические способы аутентификации применяются и в коммерческом секторе. В странах Северной Америки и Европы это делает более 60% компаний. Согласно данным Spiceworks наиболее популярными решениям являются сканирование отпечатков пальцев — 57%, распознавание лица — 14%, сканирование геометрии руки — 5%, ладоней – 2%, а также распознавание радужной оболочки глаза — 3% и голоса — 2%.

Сканирование отпечатка пальца и радужной оболочки глаз в смартфонах привычны и простым пользователям. Им нравится, что больше не обязательно запоминать сложный пароль – отпечаток пальца надежно защитит данные на устройстве от несанкционированного доступа со стороны посторонних. Кроме того, производители смартфонов встраивают такие сканеры даже в модели среднего ценового сегмента, способствуя, таким образом, популяризации биометрии.

В финансовой сфере, учитывая высокие риски, биометрия внедряется особенно активно, ведь, здесь, несмотря на постоянно совершенствующиеся кредитные процедуры, мошенническая деятельность нередко оказывается успешной. Опытные аферисты могут ввести в заблуждение менеджеров банка, а вместе с ними и всю систему безопасности финансового учреждения.

Поскольку биометрические технологии способны обеспечить максимально точную идентификацию личности, для многих финансовых компаний они становятся главным средством противодействия мошенникам. Свои системы биометрии внедрили Bank of America, HSBC, Lloyds Banking Group, а также крупнейшее в мире британское строительное общество Nationwide. Кстати, последнее, очень много инвестировало в создание комбинированных систем верификации и аутентификации, включая элементы поведенческой биометрии.

Для финансового учреждения это выгодно – меньше бумажной волокиты, а случаев мошенничества в разы меньше. При этом, если систему распознавания отпечатка пальцев, сканирования лица, радужной оболочки сетчатки глаза или голоса гипотетически можно обмануть, то поведение человека скопировать нельзя, по крайней мере, настолько точно, чтобы система не смогла отличить, где реальный поведенческий паттерн, а где его подделка. Кроме того, пользователь может даже не знать, что проходит проверку. В Nationwide достаточно зайти в приложение со своего смартфона.

В Казахстане биометрию на кредитном рынке активно продвигает Первое кредитное бюро (ПКБ). Суть предлагаемой компанией технологии заключается в машинном сравнении разных фотографий. Банк предоставляет ПКБ две фотографии клиента, когда нет уверенности, что это один человек. Машина их сравнивает и выдает результат об идентичности в процентном соотношении. Так описывает процесс аутентификации в ПКБ ее руководитель Руслан Омаров. По его словам биометрические технологии уже используют два отечественных банка и АО «Казпочта». Остальные банки подключатся к создаваемой межбанковской системе сравнения фотографий в течение года.

Другие участники казахстанского рынка – финтех-компании, делают ставку именно на поведенческую биометрию. К примеру, собственную систему биометрической аутентификации использует ID Finance. Само распознавание поведения клиента происходит на программном уровне без использования каких-либо дополнительных устройств или сканеров. Т.е. сначала система собирает данные, например, то, как человек взаимодействует со смартфоном, мышкой и клавиатурой, а затем формирует так называемый поведенческий слепок, который хранится в базе компании.
Здесь все имеет значение – скорость набора данных, сила давления на клавиши, длительность такого нажатия, промежутки между ними, движение мышью и прочее. В случае фрод-активности, даже обладая паспортными данными конкретного человека, невозможно воспроизвести всю совокупность его реальных поведенческих характеристик. Система знает их все и легко пресекает такую незаконную деятельность.

При этом в отличие от технологии, к примеру, сканирования отпечатка пальцев, где все же существует риск фальсификации или сканирования сетчатки глаза, когда для аутентификации требуется специальное оборудование, для поведенческой биометрии финтех-компании сканеры не нужны. А учитывая множество факторов, которые составляют поведенческий слепок клиента, возможность его подделки близка к нулю.

В Казахстане эта технология позволила сервисам альтернативного кредитования расти быстрее с минимальными рисками невозврата кредитов. Также в качестве дополнительного источника информации о заемщике, финтех-компании первыми в стране начали применять социальный скоринг. Анализ активности заемщика в социальных сетях позволил улучшить прогнозы в отношении возвратности микрокредитов и стал одним из вспомогательных инструментов для борьбы с мошенничеством.

Это важно, когда речь идет о такой задаче, как пресечение любых попыток фрод-деятельности. И дело здесь не только в возможных финансовых потерях, но и в репутационных рисках, а также в огромном стрессе для клиента, когда его личными данными, решили воспользоваться злоумышленники.

Благодаря собственной биометрической системе ID Finance может минимизировать все эти риски. Более того, компания намерена внедрять биометрию в других своих проектах, а также рассматривает возможные поставки этого IT продукта сторонним финансовым компаниям, включая коммерческие банки.

Комментарии доступны только участникам клуба NB