Предисловие NB. Мы знаем его, как автора бестселлера “Эмоциональный интеллект”, он знает нас как авторов разумных вопросов. Его книги переведены на 40 языков мира, одну из них он написал совместно с Далай Ламой. Один из величайших мыслителей современности, Дэниел Голман разъяснил свои теории и рассказал, как внедрить их в корпорации и МСБ.

Интервьюер — Раушан Найзабаева, корреспондент National Business

РН: — Во всем мире разрыв между богатыми и бедными увеличивается с каждым днем. Как на ваш взгляд должна измениться глобальная экономика, какие шаги должны быть предприняты, чтобы это остановить?

ДГ: — Я написал книгу совместно с Далай Лама (Сила добра: Далай-лама о том, как сделать свою жизнь и мир лучше), где он назвал этот разрыв “Моральным преступлением”. Он тогда сказал, что в структуре капитализма есть ошибка. Это не правильно, что люди владеющие бизнесом зарабатывают больше и богатеют быстрее, чем те, кто действительно работает на них. И это уже даже не проблема. Это трагедия. Экономические данные последних 200 лет подтверждают, что разрыв между богатыми и бедными все еще увеличивается. И мне кажется, в какой-то момент мы должны будем реконструировать схему движения капитала, как это уже сделали, к примеру, в Скандинавских и Европейских странах, там богатые платят больше налогов, чтобы поддерживать тех, кто получает меньше. Я считаю, что именно новые технологии должны решить эту проблему. Но я пока не знаю, какая именно технология предложит решение.

РН: — Как корпорации могут помочь в решении данной проблемы?

ДГ: — Я считаю, это должны быть изменения в финансовой системе. Мы должны стратегически решить, как перераспределить капитал от тех, у кого его в избытке к тем, кто имеет очень мало с точки зрения жизненно-необходимых вещей: жилье, медицина, образование, и другое. И такая модель уже существует в Дании, Норвегии, и Швейцарии.

РН: — В вашей книге “Измененные черты характера. Как медитация меняет ваш разум, мозг и тело” вы заметили, что сознательная медитация трансформирует отвлекающие факторы и учит людей концентрироваться. Можем ли мы применить эти практики в МСБ, и научить предпринимателей концентрироваться? В эпоху отвлекающих факторов, которые окружают нас каждую секунду, не пора ли уже государству начать проводить тренинги по сознательной медитации?

ДГ: — Моя книга содержит топ 1% лучших исследований в области сознательной медитации. Они подтверждают — чем больше ты медитируешь, тем больше получаешь таких плюсов, как: обостренное внимание, корригированная концентрация, усиленное фокусирование, чистый разум, усовершенствованная память, улучшенная восприимчивость к обучению, более эффективное управление стрессом и многое другое. Медитация помогает быстрее восстановиться от проблем, развивает гибкость, что в свою очередь, позволяет нам быть адаптируемыми, уравновешенными и трезво мыслящими. В таком состоянии нам легче приспосабливаться к изменениям, и это особенно важно в условиях сегодняшней экономики, полной революционных инноваций. То есть, сознательная медитация на пользу любой компании, или даже стране, в частности ее работникам, гражданам и детям. Если с детства знать приемы, которые помогают оставаться сфокусированными и лучше учиться, эти люди будут эффективнее справляться с суровой реальностью в будущем. Я считаю, сознательная медитация может быть легко внедрена в виде урока в школах Казахстана. Я видел детей в 5 и в 7 лет успешно медитирующих. Более того, я думаю, казахстанские частные компании и корпорации могли бы также внедрить сознательную медитацию в рабочую среду, все, что для этого нужно сделать — поддержать людей, занимающихся медитацией.

РН: — Одна из самых опасных проблем сегодняшнего дня это дистракция, или быстрое переключение внимания. Лица людей направлены в телефоны. Кто-то называет это Интеллектуальной Мастурбацией, люди избегают реальности. Как сохранить сознательность в таких условиях?

ДГ: — Что плохо в смартфонах — в них встроено все то, что человек любит делать, соответственно, это постоянно отвлекает. Но что хорошо — они дают нам инструменты, которые позволяют нам быть более эффективными. То есть, у нас всегда есть выбор, отвлечься и развлечься или использовать полезные инструменты. На самом деле, сегодня многие компании в Силиконовой долине не разрешают своим работникам приносить на встречи и совещания мобильные телефоны, это позволяет людям оставаться сфокусированными во время встречи. Это один из эффективнейших способов противостоять рассеянному вниманию.

РН: — Что такое Когнитивный контроль? И как развивать это качество? Нужны ли какие-то дополнительные умения, чтобы им обладать?

ДГ: — Когнитивный контроль — это способность фокусировать ваш мозг на конкретной цели, избегая отвлекающих факторов и эмоциональных импульсов. Но медитация — это инструмент, который усиливает концентрацию, а также помогает противостоять импульсам. Медитация, как физические упражнения, необходимые вашему мозгу, чтобы построить крепкие мышцы когнитивного контроля. Начать развивать эти качества можно в любом возрасте, и дополнительные имения не нужны. Каждый раз, когда вы противостоите сиюминутному импульсу, ради бОльшей награды, вы не просто преследуете свою цель, вы тренируете когнитивный контроль.

РН: — Как измерить осознанность и самосознание потенциального работника при приеме на работу? Как оценить на каком уровне его эмоциональный интеллект?

ДГ: — Эмоциональный интеллект состоит из самоосознанности, осознанности других, управления собой и социальных навыков. При приеме на работу, я рекомендую брать человека с испытательным сроком на 2-3 месяца, чтобы понять химию, увидеть человека в ежедневной работе. Во время обычного интервью люди стараются выглядеть лучше, я не думаю, что если вы попросите человека быть с вами честным, это как-то вам поможет. Лучше всего принять его на работу временно, чтобы действительно понять кто перед вами.

РН: — 3-месячный испытательный срок — очень частое явление в Казахстане, он предусмотрен Законом о Труде.

ДГ: — Хорошо! Вам повезло иметь такую систему. Я надеюсь когда-нибудь посетить Казахстан, мне кажется это замечательная страна. Я как-то разговаривал с клиентом из Казахстана и его вопросы мне показались очень разумными.

РН: — Сострадание — одно из качеств, которое позволяет людям лучше коммуницировать, что в результате стимулирует процессы — бизнес, отношения, производительность и т.п. Другое очень популярное в нашем регионе качество — самопожертвование. Люди рискуют своими жизнями, чтобы принести пользу обществу, семье или бизнесу. Такой своеобразный героизм. Как по-вашему, самопожертвование это наивысшая точка сострадания?

ДГ: — Я считаю, это самое частое заблуждение относительно сострадания. Сострадание должно быть в первую очередь к самому себе, а уже потом к окружающим. Самопожертвование, которое наносит вред тебе самому это не сострадание. На мой взгляд, сострадание это поиск пути, который одинаково выгоден и тебе, и другим. Это способность находить правильный баланс. Я считаю, это касается и отношений, и построения команды, и т.п. Если вы будете жертвовать собой, и вместо того, чтобы быть частью компании, сами пострадаете, какой в этом смысл? Любое дело должно быть выгодно всем, очень важно искать скрытые возможности, задаваться вопросами, и далее менять поведение.

РН: — Социальный мозг это то, что заставляет людей действовать по одному образцу. Кто-то называет это “корпоративной культурой”. Но иногда внешний облик компании или персоны не соответствует внутреннему. Как лидеру выровнить внутренний и внешний имидж?

ДГ: — Я думаю, вопрос здесь в аутентичности, в достоверности. Аутентичность это то, что лидер чувствует и делает, и за что его поддерживают другие. В идеале, то, что мы говорим о себе должно соответствовать тому, что люди говорят о нас. Очень важно, чтобы эти два смысла совпадали. Если компания выглядит прекрасно снаружи, а уродлива внутри, вместо того, чтобы прятать несоответствие, надо четко сформулировать и понять что не соответствует: ощущения, вера, мотивация, или слова. Надо чтобы эти вещи резонировали с тем, как другие воспринимают ваши месседжи.

РН: — Если это несоответствие продолжится, к чему это может привести?

ДГ: — Есть компании, которые рентабельны в краткосрочном периоде, но им это удается благодаря тому, что они заставляют людей работать больше, урезают издержки, прибегают к мошенничеству. Например, обратите внимание на Volkswagen, эта компания выглядела очень хорошо снаружи, мы видели, как расширялись продажи, как увеличивались доходы, но оказалось, что за всем этим был спрятан большой и уродливый секрет. VW жульничал во время проверки контролирующими органами выбросов дизельного топлива, при этом их ежедневные операционные процессы оставались ужасными. Ну и что же произошло, когда этот секрет раскрылся? Они потеряли миллиарды долларов, скорее всего они выживут, но у них уже не будет таких возможностей для финансового успеха, какие могли бы быть. Я думаю это отличный пример компании, которая была красивая снаружи, но уродливая внутри. Скорее всего, есть много других примеров. Финансовый кризис в мире и в США произошел, в том числе потому, что компании выглядели хорошо с точки зрения цифр и показателей, но их операционные процессы создали серьезные проблемы, из-за которых некоторые компании просили помощи, а другие и вовсе закрылись. Я думаю, что аутентичность это стержень корпоративной культуры, потому что то, как компания выглядит снаружи, должно резонировать с тем, что внутри.     

Комментарии доступны только участникам клуба NB