Сегодня будущее ритейла многим консультантам видится так: покупатель совершает покупки онлайн, используя смартфон и сидя на диване, но не у себя дома, а в торговом центре! Да-да, именно в торговом центре, а точнее в торгово-развлекательном центре.

Тенденция перехода розничной торговли в пространство интернета с каждым годом становится всё очевиднее. Во многом она обусловлена структурой потребительского рынка, а именно тем, что на смену поколению X, пришло новое поколение Y и Z, для которых на первый план выходят интернет коммуникации и современные технологии. Согласно большинству общепринятых определений, «игрики» и «зэды» родились в период с конца восьмидесятых до начала двухтысячных. В Казахстане данная демографическая группа составляет 23% от общего населения республики и является одной из наиболее экономически активных. В её составе есть и те, кто только вступает в ряды рабочей силы, а также те, которые вот-вот займут управляющие должности. Это поколение, которое, в основном, выросло в ранний период становления Казахстана, как независимого государства. Социологи и маркетологи считают, что родители Y и Z, то есть поколение Х, из-за пережитого ими периода тотального дефицита советской эпохи, а также экономических трудностей девяностых, в процессе совершения покупок склонны ценить сами вещи. Тогда как Y и Z, в свою очередь, придают больше значения опыту и эмоциям, которые влекут за собой покупки тех или иных товаров.

График 1. Структура населения РК по отдельным возрастным группам

Источник: Colliers International на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК

Еще одной характерной чертой потребительского поведения X и Z является то, что именно они более склонны к совершению покупок через интернет. Поскольку рынок казахстанского онлайн ритейла находится на ранней стадии развития, трудно найти или подсчитать точные цифры по общему объему электронной коммерции в нашей стране. По данным официальной статистики, общий объем розничной торговли через интернет демонстрирует стабильный рост начиная с 2013 года и составляет 78,5 млрд тенге за 2016 год, что на 54% выше показателя предыдущего периода. Однако необходимо понимать, что данная сумма включает в себя транзакции как исключительно онлайн ритейлеров, так и традиционных магазинов, которые осуществляют торговлю и через физические, и через интернет площадки. Некоторые исследования в числе лидеров рынка онлайн продаж Казахстана называют такие компании, как Lamoda, Otto-trade, Sulpak, Wildberries, Chocofamily Holding.

График 2. Объем розничной торговли через интернет*, тыс. тенге

*Оборот приведен без учета услуг Интернет-банкинга

Источник: Colliers International на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК

Таким образом, у девелоперов и собственников ТРЦ появляется или, вернее, уже появилась новая задача – как и чем привлечь и удержать покупателей поколения Y и Z.

Ключом решения данной проблемы может стать склонность современных потребителей ценить опыт и эмоции, которые они переживают, совершая покупки. Так называемый «experience retail» диктует новые правила игры, среди которых:

Расширение площади, занимаемой развлекательными центрами и зоной фудкорта – данный тренд пришёл к нам из России, где на фоне экономических санкций довольно резко изменились потребительские предпочтения и значительно сократились объемы ввода торговых площадей. При этом под воздействием новых реалий рынка некоторые собственники закрыли свои проекты, другие были вынуждены изменить концепцию, либо полностью переделать здание ТРЦ под альтернативное целевое использование.

В Алматы последователем тренда «наращивания площадей под развлечения и фудкорт» стал ТРЦ MEGA Alma-Ata, о реконструкции которого недавно объявил собственник сети Нурлан Смагулов. В частности, планируется расширение и обновление кинотеатра – вместо 3 475 кв.м. и 8 залов он займет площадь 8 570 кв. м., на которой разместят 15 залов на 2 136 посадочных мест. Кроме того, площадь фудкорта будет увеличена в два раза и составит 3 660 кв.м. на 1 010 мест.

Поскольку сеть MEGA по праву считается пионером отечественного рынка ритейла, в ближайшей перспективе можно с уверенностью ожидать появления новых адептов концепции, в которой «хлеб и зрелища» становятся определяющими факторами успеха ТРЦ.

Разнообразие предложения в сфере общепита, т.е. увеличение числа концептуальных кафе и ресторанов в составе ТРЦ. Просто фаст-фудом сейчас никого не удивишь, и поэтому собственники ТРЦ стараются не отставать от глобальных гастрономических трендов, приглашая в качестве арендаторов нишевых и концептуальных операторов.

В качестве примера можно назвать ресто-барную концепцию в ТРЦ Dostyk Plaza, которая сейчас находится на стадии активной реализации. Общая площадь всех помещений предлагаемого посетителям «food experience» – свыше 3 000 кв.м., плюс летняя терраса на 1 000 кв.м., что немало даже по меркам ТРЦ Dostyk Plaza, одного из самых крупных ритейл объектов нашего города.

Изменения в составе и качестве арендаторов фэшн-галереи также неизбежны. Сегодня на рынке г. Алматы функционирует 31 торговый объект, общей площадью более 1,64 млн кв.м. В период с 2012-го по 2018 г. совокупный прирост торговых площадей составил 113,6%. Обострившаяся конкуренция и конъюнктура рынка требуют от девелоперов и собственников ТРЦ формирования уникального торгового предложения. Дизайнерские бутики, концепт-сторы, поп-апы и ярмарки – вот они новые «желания» современного потребителя, который ищет всё больше и больше возможностей для проявления своей индивидуальности.

График 3. Динамика роста современных торговых площадей (GBA в кв.м.) в г. Алматы

Источник: Colliers International

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня именно тенденция перехода ТРЦ на новый уровень своего существования определяет дальнейшее развитие рынка ритейла. Трансформация ТРЦ очевидна: от места, для совершения покупок, к месту, куда люди приходят в поисках положительных эмоций, уникальных впечатлений, оригинальных товаров и услуг. Конечно, всё больше розничных продаж будет уходить в интернет, но тяга к получению впечатлений от всех аспектов повседневной жизни не позволит онлайн шопингу окончательно вытеснить «физические покупки». Возможно, следующим этапом эволюции ритейла станет сочетание нескольких каналов продаж в рамках единой площадки, что уже делают такие мировые гиганты торговли, как Amazon.

 

Комментарии доступны только участникам клуба NB