В современных условиях роль финансового менеджмента растет. В настоящее время это комплексное управление финансовой деятельностью предприятия, направленное на то, чтобы сохранить и приумножить эффект от основной деятельности, нивелировать финансовые риски и поддерживать постоянную платежеспособность.

Основными направлениями деятельности финансовой службы являются: управление денежными потоками, бюджетирование и контроллинг, бухгалтерский учет, отчетность (как регуляторная, так и управленческая); оценка и контроль эффективности деятельности предприятия в целом и его отдельных бизнес-единиц.

Как повысить эффективность финансовой службы, являющейся типичным центром управленческих затрат? Для этого есть два пути. Первый путь — простой и очевидный: необходимо снизить управленческие затраты. Сделать это проще всего, сократив трудоемкость выполняемых финансистами операций. Второй путь — менее прямолинейный: необходимо повысить качество управленческих решений и скорость реагирования на внешние и внутренние инциденты (изменение законодательства и рыночной конъюнктуры, изменение платежеспособности контрагентов, слияния-поглощения компаний и др). Финансовая служба должна стать не просто собирателем данных, не просто быстро и безошибочно осуществлять платежи и готовить отчетность, но и стать драйвером роста бизнеса компании. 
Начнем с очевидного.

На рисунке показаны задачи, которые отнимают больше всего времени и привлекают наибольшее внимание CFO .

По данным исследования, проведенного компанией PwC совместно с Клубом CFO. 

 

Как видно, рейтинг наиболее трудоемких задач возглавляет анализ эффективности бизнес-единиц предприятия (его выделили более 60% CFO), далее следуют: стратегическое планирование, отчетность о товарных остатках, финансовая отчетность, риск-менеджмент и управленческая отчетность.

Высокая трудоемкость этих задач обусловлена сложностью получения необходимых данных, их низкой достоверностью и несогласованностью, а также использованием «непрофильного» программного обеспечения.

Excel остается основным инструментом для обработки данных более чем для 70% предприятий.

Среднестатистические финансовые службы тратят от 20 до 50% рабочего времени на сбор необходимых данных. В то время, как продвинутые команды, применяющие современные ИТ-инструменты, — только 5%. Неоправданно высокие временные затраты приходятся даже на такую, казалось бы, стандартную задачу, как закрытие учетного периода.

Только 20% предприятий закрывают учетный период за 1-3 дня, а каждому четвертому предприятию для этого требуется более 7 рабочих дней.

Процесс бюджетирования, требующий консолидации бюджетов, многочисленных корректировок и согласований, затягивается у половины предприятий на два месяца и более. Сократить время выполнения этих задач помогут специализированные ИТ-решения — инструменты бизнес-аналитики на основе финансового хранилища данных. Такие решения принято относить к классу CPM (Corporate performance management) систем — систем для управления эффективностью бизнеса. Они поддерживают такие функции, как:

• Финансовая консолидация — сбор в единое хранилище данных всех, необходимых для последующей обработки, финансовых данных (данных бухгалтерского и оперативного учета, необходимых внешних данных, включая котировки валют, нормативные показатели, цены, в том числе трансфертные). Функция консолидации особенно важна для предприятий со сложной организационной и финансовой структурой, многофилиальных предприятий и холдингов. Особое внимание следует обратить на обязательное обеспечение качества переносимых в хранилище данных (ХД). Перед загрузкой в ХД данные проходят обязательные проверки на согласованность и бизнес-консистентность. Последующая работа ведется с единым источником качественной финансовой информации, упрощается и ускоряется доступ к данным. Только за счет экономии времени на сбор данных эффективность финансовой службы может быть повышена возрастает от 4 до 10 раз (по оценкам PwC)

• Сверки и управление закрытием учетных периодов — подтверждение достоверности сальдо и оборотов по счетам бухгалтерского учета, выполнение межформенного контроля, выявление ошибок в первичных учетных данных. При этом сокращаются затраты на поиск и исправление ошибок (которые, по оценкам компании Intersoft Lab, зачастую сопоставимы с затратами на получение исходных данных).

• Формирование финансовой отчетности — т.е. отчетности, полученной по данным бухгалтерского учета для регуляторов, инвесторов и менеджмента всех уровней. При этом обеспечивается поддержка регуляторных требований по предоставлению отчетности. Отчетность формируется в автоматическом режиме и требует привлечения специалистов финансового департамента только на этапе контроля прототипа готового отчета. Эффект – сокращение сроков подготовки отчетности и повышение ее качества.

• Формирование управленческой отчетности — т.е. расчет показателей управленческого учета по методике предприятия. Попутно может выполняться обогащение учетных данных дополнительными аналитическими признаками, выполнение корректировок финансового результата. Финансовый департамент получает управленческий баланс, отчет о прибылях и убытках и все необходимые управленческие отчеты с возможностью детализации любого показателя до первичных учетных данных. Эффект – сокращение сроков подготовки отчетности и повышение ее информативности для менеджмента всех уровней.

• Анализ доходности — анализ прибыльности с применением моделей трансфертного управления ресурсами, аллокаций накладных расходов, функционально-стоимостного анализа. Применение адаптированных для предприятия моделей позволяет решить наиболее трудоемкую задачу финансистов — оценить рентабельность подразделений, а также при необходимости продуктов и продуктовых групп, бизнес-направлений, клиентов и пр., вычислить себестоимость процессов предприятия.

• Бюджетирование и финансовое планирование — т.е. коллективное планирование бюджетов, планирование бизнес-деятельности и хозяйственной деятельности, автоматическое согласование консолидация планов. Эффект от реализации этой функции выражается в сокращении длительности цикла планирования, получения более реалистичных и обоснованных планов.

В заключение — несколько слов о втором пути повышения эффективности. CPM-решения не просто ускоряют выполнение базовых операций, но и открывают ранее недоступные аналитические возможности за счет повышения гранулярности собираемых исходных данных и использования специальной информационной модели. Осуществляется переход от плоского двумерного представления финансовых данных к их многомерному представлению. Накопление в хранилище данных исторической информации обеспечивает возможность отслеживать динамику показателей, и использовать мощный инструментарий прогнозной аналитики.

Качество управленческих решений и оперативность их принятия естественным образом повышается при применении инструментов бизнес-аналитики, поскольку рутинные операции сбора данных, расчета показателей и выверки результатов не будут отнимать время, позволяя сотрудникам финансовой службы во главе с CFO сосредоточиться на главном — анализе данных. Оперативность представления и детальность управленческой отчетности обеспечивают быструю и адекватную реакцию на внешние и внутренние изменения. Финансовые менеджеры осознают роль ИТ в обеспечении их профессиональной деятельности. 84% CFO считает автоматизацию основным способом повышения эффективности финансовой службы.

Комментарии доступны только участникам клуба NB