Основные тенденции рынка Алматы

• Положительный рост объемов розничной торговли.
• Ввод в эксплуатацию новых торговых объектов.
• Ведется активное строительство новых ритейл проектов, открытие которых запланировано на 2017-2018 гг.
• Рост интереса девелоперов к созданию офисных проектов, включающих в состав относительно высокий объем торговых помещений: МФК Kaisar Plaza, Ramstore All In и Abylai Khan Plaza.

Наблюдается интерес управляющих компаний крупных торговых центров к смене существующих якорных арендаторов, не отвечающих требованиям по качеству и набору услуг.

• Сохраняется интерес к рынку г.Алматы со стороны международных брендов.
• Рост спроса на помещения high street retail со стороны операторов объектов общепита.
• Продолжается поиск арендаторов в крупные строящиеся торговые объекты, открытие которых запланировано до конца 2017 года.

Объем розничной торговли г. Алматы в 3К 2017 года по прогнозам вырастет на 16% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, и увеличится на 8% по сравнению с 4К 2016 года, составив около 658,5 млрд. тенге.

 

Источник: Colliers International на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК. Данные за сентябрь 2017 года приняты экспертно.
 

Существующие и будущие объемы торговых площадей

По состоянию на 3К 2017г. совокупное предложение торговых площадей (GBA) на рынке г.  Алматы составляет более 1,36 млн. кв.м., функционирует 31* значимый торговый объект. В 3К 2017г. состоялось открытие торгово-фермерского центра MART Village, общей площадью 40 000 кв.м., который расположился в Турксибском районе по ул. Рихарда Зорге. Уникальностью центра стал фреш-маркет (продуктовый рынок) общей площадью 6 000 кв.м., где продаются продукты питания от фермеров производителей. Остальные торговые площади предназначены для торговли строительными материалами, мебелью, бытовой техникой, одеждой и обувью. Также в 3К 2017 г. состоялось открытие второй очереди ТРЦ MOSKVA, включающей новый кинотеатр сети Kinopark.

На данный момент в г. Алматы на завершающей стадии строительства находятся пять значимых торговых объектов, ввод которых запланирован на конец 2017-начало 2018 года. В ближайшей перспективе ожидается завершение реконструкции бывшего ТРЦ Рамстор, который после реконструкции станет мультифункциональным коммерческим объектом под названием Ramstore ALL In общей площадью 25 000 кв.м. В данном объекте появятся торговых около 14 000 кв.м. торговой площади, включающие площади формата стрит-ритейл. В ближайшее время планируется открытие крупного торгово-развлекательного центра Forum, торгового центра Passage de Paris и части строящейся третьей очереди Апорт Молл. Продолжается реконструкция ТРЦ Алмалы, завершение которой планируется к середине 2018 года.

Источник: Colliers International

Также необходимо отметить, что на рынке торговой недвижимости города Алматы имеется проект ТРЦ Алма-Ата общей площадью 110 000 кв.м., расположенный на пр. Абая, уг. ул. Розыбакиева, строительство которого заморожено на раннем этапе. Будущее предложение также может пополниться торговыми площадями нового крупного ТРЦ, строительство которого запланировано на Кульджинской трассе в районе Алматинского аэропорта.

Источник: Colliers International

Арендные ставки

В текущих условиях рынка основная масса арендаторов провела переговоры с собственниками ТРЦ по отмене привязки арендных ставок к доллару США и их последующей фиксации в тенге, либо отказа от фиксированных арендных ставок и перехода на оплату аренды в виде процента от товарооборота.
Собственники ТРЦ не всегда готовы идти на отмену привязки аренды к курсу доллара США, что может быть обусловлено наличием валютных обязательств. На данный момент, в большинстве случаев ставки объявляются в национальной валюте.

Арендодатели зачастую идут на пересмотр условий в случае переговоров только с крупными якорными операторами, чье присутствие может повысить посещаемость и узнаваемость торгового объекта.

Выводы и перспективы развития

Развитие рынка торговой недвижимости г. Алматы в 3К 2017 г. имело положительный характер, о чем свидетельствовали следующие факторы:
• Открытие торгово-фермерского центра Mart Village;
• Открытие второй очереди ТРЦ Moskva;
• Высокие темпы строительства 3 очереди Aport Mall;
• Заявление о планах по входу на рынок международных операторов формата DIY — Leroy Merlin и OBI;
• Положительная динамика роста объемов розничной торговли;
• Продолжается процесс привлечения арендаторов в крупный ТРЦ Forum Almaty, открытие которого запланировано на 4 квартал 2017 года.

С точки зрения увеличения конкуренции на рынке торговой недвижимости необходимо отметить, что только качественное предложение профессионально разработанных концептуальных торгово-развлекательных центров из числа всех запланированных торговых объектов смогут составить конкуренцию тем объектам, которые находятся примерно в одной зоне охвата и ориентируются на аналогичный сегмент посетителей. Новым ТРЦ необходимо продумывать чем они будут качественно отличаться и что нового они могут предложить своим посетителям. С существующими концептуальными ТРЦ за посетителей смогут побороться те проекты, которые смогут предложить хороший tenant-mix, который отвечает потребностям именно целевой аудитории; приятную атмосферу, которая складывается из многих составляющих, включая архитектурный облик, качественные общественные пространства, и вплоть до банально качественного освещения, воздуха и акустики внутри ТРЦ; а также интересные концепции развлечения и общепита для времяпровождения посетителей, так как все больше людей посещают торговые центры для досуга, а не только для шопинга.

Основные тенденции рынка Астаны

• Успешное проведение и завершение специализированной международной выставки «ЭКСПО-2017» в 3К 2017 года в Астане.
• Значительный рост объемов розничной торговли во втором и третьем квартале 2017 года по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года/
• Активное строительство новых ритейл проектов, открытие которых запланировано на конец 2017 – начало 2018 гг.
• Рост спроса на торговые помещения формата «high street» со стороны операторов объектов общепита.
• Значительное снижение посещаемости торговых объектов в районе проведения «ЭКСПО-2017» после завершения выставки.

Объем розничной торговли г. Астана в 3К 2017 года по прогнозам увеличится на 37.9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, и увеличится на 3% по сравнению со 2К 2017 года, составив 289,5 млрд. тенге.

Источник: Colliers International на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК. Данные за сентябрь 2017 года приняты экспертно.

Существующие и будущие объемы торговых площадей

По состоянию на 3К 2017г. совокупное предложение торговых площадей (GBA) на рынке г. Астана составляет около 600 000 кв.м., функционирует 13 крупных торговых и торгово-развлекательных центров.
В Астане продолжается строительство еще двух торговых объектов проектов – многофункциональный проект «Abu Dhabi Plaza», включающий 25 300 кв.м. торговых площадей и полноформатный ТРЦ «Республика Плаза» общей площадью около 100 000 кв.м.

Торговый компонент многофункционально проекта Talan Towers еще не функционирует, хотя официальное открытие комплекса уже состоялось.
Несмотря на явные признаки высокого насыщения рынка торговой недвижимости в левобережной части города Астана, наблюдается высокий спрос со стороны местных и международных ритейлеров на торговые помещения в строящемся ТРЦ «Республика Плаза» ввиду высокого качества строительства и продуманной концепции, а также удачного местоположения проекта в правобережной части города Астана.

Источник: Colliers International

Арендные ставки

В текущих условиях рынка основная масса арендаторов ведет переговоры с собственниками ТРЦ по отмене привязки арендных ставок к доллару США и их последующей фиксации в тенге, либо отказа от фиксированных арендных ставок и перехода на процент от товарооборота. Однако на наш взгляд собственники ТРЦ не готовы идти на такие шаги, что также обусловлено наличием валютных кредитов. На данный момент во время переговоров в большинстве случаев ставки объявляются в национальной валюте.

Арендодатели зачастую идут на пересмотр условий в случае переговоров с крупными якорными операторами, чье присутствие может повысить посещаемость и узнаваемость проекта.

Выводы и перспективы развития

Рынок розничной торговли и торговой недвижимости г. Астана получил сильный импульс развития благодаря проведению международной выставки «ЭКСПО-2017». Данное мероприятие привлекло множество местных и иностранных туристов, что значительно повлияло на рост объемов розничной торговли. Положительному развитию рынка также свидетельствует интерес местных и международных ритейлеров к планируемым к открытию новым концептуальным торговым проектам с конкурентоспособным местоположением. Наблюдается высокий интерес ритейлеров с продукцией категории «mass market», в то время как для привлечения крупных брендовых операторов в более дорогих сегментах, собственнику проекта необходимо предлагать наиболее выгодные условия аренды что, зачастую, не является целесообразным с рыночной и финансовой точки зрения.

В то же самое время, наблюдается значительная концентрация торговых объектов в Есильском районе города. С точки зрения увеличения конкуренции на рынке торговой недвижимости необходимо отметить, что только качественное предложение профессионально разработанных концептуальных торгово-развлекательных центров из числа всех запланированных торговых объектов смогут составить конкуренцию тем объектам, которые находятся примерно в одной зоне охвата и ориентируются на аналогичный сегмент посетителей.

Новым ТРЦ необходимо продумывать чем они будут качественно отличаться и что нового они могут предложить своим посетителям. С существующими концептуальными ТРЦ за посетителей смогут побороться те проекты, которые смогут предложить хороший tenant-mix, который отвечает потребностям именно целевой аудитории; приятную атмосферу, которая складывается из многих составляющих, включая архитектурный облик, качественные общественные пространства, и вплоть до банально качественного освещения, воздуха и акустики внутри ТРЦ; а также интересные концепции развлечения и общепита для времяпровождения посетителей, так как все больше людей посещают торговые центры для досуга, а не только для шопинга.

Комментарии доступны только участникам клуба NB