Что ждет мир от экспортеров Казахстана?

Во времена, когда для увеличения продаж уже не нужны магазины, а достаточно иметь доступ к интернету, на экспорт товаров за рубеж необходимо смотреть под другим углом. Формула успеха теперь включает не только правильное распределение ресурсов, хороший маркетинг и выгодную логистику. Умение экспортера увидеть новые возможности применения новых технологий стало дополнительным условием успеха. Казахстанским производителям именно этот период должен сыграть на руку, так как относительно низкие цены, в совокупности с высоким уровнем понимания и применения новых технологий, могут помочь смелым энтузиастам покорять зарубежные рынки.

С глубокой верой в развитие казахстанского экспорта и желанием помочь нашим читателям-потенциальным экспортерам, National Business провел опрос посольств, дипмиссий и консульств Казахстана за рубежом, чтобы выяснить, что кроме нефти и зерна в других странах ждут от казахстанцев, какую поддержку можно получить от государства и каковы особенности ведения бизнеса в этих странах. Мы намеренно обратились к тем представительствам, которые не входят в топ-5 по товарообороту с Казахстаном, но определенно имеют потенциал.

Сегодня мы продолжаем публиковать серию статей, в которых подробно расскажем какие товары казахстанских производителей ждут в других странах. Первую статью этой серии об Австрии, Бельгии и Болгарии вы сможете прочесть здесь.

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

Интерес корейских бизнесменов весьма обширный. Следует отметить, что Корея является нетто импортером сырьевых ресурсов, сырья и полуфабрикатов, а значит Казахстан может быть хорошим источником природных ресурсов в нефтегазовой, горнодобывающей, металлургической и обрабатывающей отраслях.

Между тем, в последнее время наблюдается интерес корейских бизнесменов к таким сферам казахстанской экономики, как транспорт и логистика, строительство, в том числе инфраструктурных объектов, информация и связь, сельское хозяйство, финансовая и страховая деятельность и многие другие. Республики Корея не является сугубо экспортоориентированной экономикой. В прошлом году объем торгового оборота Республики Корея составил $ 901,2 млрд., при этом экспорт — чуть больше половины, $495,5 млрд. Основными странами, поставляющими свои товары в Южную Корею, являются Китай (21,4%), Япония (11,7%), США (10,6%), Германия (4,7%), Тайвань (4%), Саудовская Аравия (3,9%) и Австралия (3,7%).

Наблюдается увеличение импорта продуктов питания, которые дешевле производимых в стране. По данным Министерства продовольствия, сельского и лесного хозяйства Республики Корея, в прошлом году уровень самообеспечения страны зерновыми составил 48,4%. Это на 7% меньше, чем в 2000 году. Что касается кормовых зерновых культур, то зависимость от импорта составляет 97%. Уровень самообеспечения говядиной составил примерно 37%. Отметка упала ниже 40% впервые с 2003 года. Корейцы всё меньше покупают корейскую говядину, подорожавшую из-за снижения поставок. Напротив, в прошлом году импорт говядины из Австралии и США вырос на 21% в годовом исчислении.

Почти половина рынка морепродуктов занята продукцией из Китая, в то время как в 2010 году на импорт приходилось лишь 20% рынка морепродуктов. Аналогичная ситуация наблюдается и в производстве фруктов, пива и соусов. За исключением яблок, дынь и клубники. Здесь можно отметить успешный опыт Узбекистана по поставке фруктов и ягод на южнокорейский рынок.

Что касается Казахстана, доля нашего экспорта в структуре общего южнокорейского экспорта составляет 0,7 %. Однако в посольстве считают, что имеются все предпосылки для достижения более высоких показателей товарооборота, в частности экспорта из Казахстана в Корею.

Посольством ведется активная работа по изучению структуры рынка Южной Кореи. Налаживаются контакты с ассоциациями импортеров и экспортеров, торговыми организациями и крупными торговыми сетями. Проводится работа по развитию транспортного сообщения, преимущественно через развитие связей торговых ассоциаций, морских портов Инчон и Пусан с казахстанским терминалом в порту Ляньюнган (КНР).

В целом географическая отдаленность, неразвитость и дороговизна транзита, в совокупности с высокой конкуренцией на южнокорейском рынке и защитными мерами в отношении сельхозпродукции делает южнокорейское направление малоперспективным в краткосрочном будущем. При этом вовлеченность южнокорейской экономики в глобальные цепочки добавленной стоимости, стабильный спрос на обработанную, в том числе на металлургическую, химическую, нефтехимическую и пищевую продукцию позволяет утверждать, что Корея должна быть приоритетным направлением для экспорта казахстанской продукции в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Об экспорте услуг из Казахстана в Корею, пока, к сожалению, говорить не приходится. Сегодня Казахстан экспортирует в Корею только сырьевые ресурсы. Структура казахстанского экспорта в Южную Корею представлена следующим образом:
— нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, – 41,9 %,
— феррохром, содержащий более 4 мас.% углерода, – 31,3%;
— прочий феррохром – 10,5%;
— ферросиликохром – 6,3%;
— титан необработанный и изделия из титана – 8,6%.

Какую поддержку оказывает Посольство Казахстана

Посольство регулярно проводит семинары, выставки, роуд-шоу, двусторонние переговоры на площадках крупных международных мероприятий, направленные на установление экономического сотрудничества между казахстанскими и корейскими бизнесменами. Одним из самых значимых недавних мероприятий стал визит Главы государства Н.А.Назарбаева в Республику Корея в ноябре 2016 года.

В ходе визита Президент провел встречу с «капитанами южнокорейского бизнеса», Глава государства дал конкретный месседж корейским чеболям (южнокорейские промышленные конгломераты) о взаимовыгодной перспективе сотрудничества бизнесов двух стран в новых мировых экономических условиях и с новой динамикой развития Казахстана.

Кроме того, в Южной Корее проводится множество международных выставок. Тематика данных мероприятий разнообразная: сельское хозяйство, туризм, машиностроение, косметология, транспорт, фармакология и многие другие. Все они могут быть полезны для налаживания контактов и новых договоренностей.

Особенности ведения бизнеса

Основная сложность при организации встречи с корейскими бизнесменами – это сам процесс организации встречи или достижение договоренности о встрече. Здесь сложно наладить контакт с помощью телефонного звонка или письма, необходима личная встреча, о которой договариваются через посредника.

В качестве посредника чаще всего выступает Посольство. Корейцы не любят и не могут оперативно планировать встречу. Как правило, перед визитом бизнес-делегаций из Казахстана сотрудники посольства проводят предварительную встречу с компаниями, в ходе которой казахстанская сторона должна получить максимальную информацию о компании, статусе лица, с кем планируется встреча.

На южнокорейском направлении, равно как и в других странах с редкими языками, бизнес и профильных специалистов, знающих традиции, язык, обычаи, деловой этикет и правила ведения бизнеса намного меньше, чем в англоязычных странах. Казахстанские компании зачастую сталкиваются с проблемой непонимания своих деловых партнеров, в результате складывается ситуация, когда нашим предпринимателям легче продолжать бизнес на изученных и проверенных зарубежных рынках, что негативно сказывается на торгово-экономическом и инвестиционном присутствии РК в Южной Корее. В связи с этим, необходим действующий механизм, основанный на профессионально-кадровом обеспечении в области делового администрирования.

Проблема гендерного равенства присутствует почти в каждой стране мира, отличие только в степени неравенства. Учитывая, что Корея – восточная страна, отличительные черты в ведении бизнеса имеются. Однако сегодня, все больше южнокорейских женщин успешно вовлечены в политику и бизнес на равных правах с мужчинами.

РЕСПУБЛИКА ИНДОНЕЗИЯ

Индонезийских бизнесменов интересует зерновая, фармацевтическая, нефтегазовая и горно-металлургическая отрасли Казахстана. “Страна тысячи островов” имеет огромный потенциал для развития экспорта казахстанских товаров в силу высокой численности населения (250 млн.человек), а также возрастающей доли среднего класса. В первую очередь, считают в казахстанском посольстве, необходимо направить все усилия на продвижение экспорта пшеницы, мяса, живого скота и нефти. В дальнейшем спросом могут пользоваться хлопок, черные и цветные металлы, продукция химической и других отраслей, объемы импорта которых неуклонно растут в Индонезии.

Двустороннее торгово-экономическое сотрудничество Индонезии и Казахстана развивается динамично. За январь-май 2017 года товарооборот составил $12,1 млн., что на 68% выше, чем за аналогичный период 2016 года. К сожалению, в общем объеме двусторонней торговли пока преобладает казахстанский импорт, тем не менее, казахстанские услуги уже вызывают интерес индонезийских бизнесменов. Совсем скоро на крупнейшем архипелаге начнет работу компания «Aviata.kz». В посольстве надеются, что этот положительный опыт будет служить примером для других казахстанских предпринимателей.

Какую поддержку оказывает Посольство Казахстана

Заседание Казахстанско-Индонезийского бизнес совета и деловой форум в рамках Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству станут началом новых договоренностей между бизнесменами двух стран. При содействии посольства начата работа по совместному производству фармацевтической продукции и разработке горнорудных месторождений в Казахстане.
Индонезия, как и Казахстан, является страной с экспортно ориентированной экономикой. Здесь регулярно проводится множество различных международных выставок и конференций, среди которых можно выделить следующие: «Trade Expo Indonesia», «Indonesia International Home Product Fair», «E2ecommerce Indonesia», «Oil & Gas Indonesia», «Mining Indonesia». Как правило, во всех указанных выставках принимают участие как экспортеры, так и индонезийские крупные импортеры, а значит на этих площадках можно провести переговоры и заключить двусторонние контракты.

Особенности ведения бизнеса

Несмотря на то, что Индонезия является самой многочисленной мусульманской страной, она также является третьей крупной демократией в мире, поэтому гендерное неравенство здесь отсутствует. Средний возраст руководителей компаний варьируется от 35 до 45 лет.

МАЛАЙЗИЯ

Одно из перспективных направлений казахстанского экспорта в Малайзию — нефтегазовая отрасль, включая добычу и переработку, а также нефтегазовый сервис. Другое многообещающее сотрудничество может сложиться в области институционального и законодательного развития халал-индустрии. Наша страна в будущем может стать «халал-хабом» Центрально-Азиатского региона. В этой связи сотрудничество с Малайзией поможет выработать механизм формирования соответствующей экосистемы.

Перспективным является сотрудничество в сфере возобновляемых источников энергии. Кроме того, посольство Казахстана уделяет большое внимание привлечению ведущих финансовых институтов, суверенных и инвестиционных фондов Малайзии для развития исламских финансовых инструментов и диверсификации источников финансирования.

По итогам 2016 г. товарооборот между странами составил $84 млн. (2015 г. – $96,9 млн.), из них на долю экспорта РК пришлось — $0,112 млн., импорта из Малайзии – $83,8 млн. По данным Национального банка РК, малазийские прямые инвестиции в экономику Казахстана за 2016 г. составили $13,1 млн. против -$0,4 млн. в 2015 г. Основные инвестиции были направлены в нефтегазовую сферу, строительство, инфраструктуру и сельское хозяйство. Крупные компании инвесторы: «Markmore Energy Labuan Limited», «Reach Enegry», «Agrostan Farms Sdn. Bhd.».
За 5 месяцев 2017г. наблюдается рост взаимной торговли на 20%, $35,5 млн., по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., $30,9 млн. По-прежнему, более 99% двустороннего товарооборота приходится на экспорт малазийских товаров. Структура казахстанского экспорта включает изделия из черных металлов, приборы геодезические и измерительные, инструменты, фитинги для труб. При этом казахстанцы импортируют из Малайзии: пальмовое масло, смазочные материалы, изделия из резины, одежда, мебель, электротехнические товары и электроника, приборы и запчасти.

Какую поддержку оказывает Посольство Казахстана

Посольство регулярно информирует бизнесменов Малайзии об инвестиционном климате в РК, возможностях торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Одновременно с этим осуществляется тесное взаимодействие с Торгово-промышленной палатой Малайзии, Агентством по развитию инвестиций (MIDA), Агентством по развитию внешней торговли (MATRADE), Министерством внешней торговли и промышленности (MITI).

Благодаря содействию посольства акимат Мангистауской области заключил договора с компаниями «Markmore Energy Labuan Limited» и «Kenmakmur Holding Sdn. Bhd.» на строительство завода по производству метанола и завода по производству сжиженного природного газа. Акимат Жамбылской области договорился с компанией «Agrostan Farms Sdn. Bhd.» о развитии фермерского хозяйства по выращиванию крупного рогатого скота в Жамбылской области. В декабре 2016 г. компания «Reach Energy» приобрела 60% акций на сумму $154,9 млн. в проекте по разработке нефтегазового месторождения в РК.

На базе казахстанско-малазийского Делового совета планируется создание постоянно действующего Шоу-рума с экспортной продукцией РК. Кроме того, ожидается запуск интернет платформы с информацией об инвестиционном и экспортном потенциале РК с максимальным охватом деловых кругов Малайзии.

Международная выставка туризма «MATTA Fair 2017», Куала-Лумпур, демонстрирует современные продукты, новые технологии, услуги и революционные инновации в туристическом бизнесе. Международная выставка сельскохозяйственной продукции «AGRI MALAYSIA 2017» обеспечивает участникам и инвесторам полный обзор и анализ возможностей регионального рынка продовольствия, птицеводства, молочного животноводства и др., дает возможность прямых встреч с экспертами, специалистами, аналитиками, перспективными бизнес партнерами. Международная выставка по «зеленым» технологиям «IGEM 2017» получила признание в качестве крупнейшей экспозиции в области «зеленых» технологий и экологических продуктов, а также является платформой для формирования и продвижения ноу-хау в области альтернативной энергетики в Юго-Восточной Азии.

Особенности ведения бизнеса

При обмене визитными карточками в начале встречи нужно подавать и принимать их обеими руками. Важно внимательно изучить полученную визитку. Приветствовать женщину в Малайзии следует небольшим поклоном. Пожать руку женщине можно только, если она сама её протянула к приветствию. Стоит также отметить, что малайцы стараются избегать дискуссий и споров в обсуждении рабочих вопросов.
Согласно Федеральной конституция Малайзии от 1957 г., женщины имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом с мужчинами. Средний возраст руководителей экспортных компаний составляет 35-40 лет.

Комментарии доступны только участникам клуба NB