Одна из крупнейших стран региона, с тридцати двухмиллионным населением и огромными природными запасами. Страна имеет потенциал. Как новое руководство Узбекистана собирается его реализовать?

В начале 2017 года была принята стратегия развития на ближайшие пять лет. Документ явился своеобразной декларацией текущих проблем и задач, которые руководство страны поставило в список приоритетов для решения.

В частности, в стратегии указаны вопросы, касающиеся бизнеса: валютная либерализация с применением рыночных механизмов, снижение налогового бремени и совершенствование налогового администрирования. По прошествии почти девяти месяцев можно констатировать существенное продвижение в данных направлениях.

Валютная либерализация

Страна была открыта для инвестиций с момента обретения независимости в 1991 году. Однако у инвесторов, вошедших на рынок, остро вставал вопрос не только репатриации прибыли, но и решения текущих валютных платежей за импортированные товары и услуги. Причины были просты — отсутствие конвертации, строгий валютный контроль, забюрократизированность процесса и наличие четырех обменных курсов.

Кроме того, существовала обязательная продажа валютной выручки государству по официальному курсу. Развитие внешнеэкономической деятельности ввиду данных факторов было сдержано, а импорт отличался высокой стоимостью и сложностью транзакций по сравнению с другими странами.

В течение 2017 года вышло несколько решений, которые сначала снизили размеры обязательных продаж валютной выручки от экспорта, а с первого августа полностью отменили (за исключением стратегических товаров). 2 сентября Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал Указ «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики». Нормативный акт вводит рыночные механизмы формирования обменного курса и возможность без ограничений конвертировать валюту для проведения текущих международных операций для компаний.

Через несколько дней официальный курс поднялся с отметки 4 210,35 сумов до 8 100 сумов за 1 доллар.

При обсуждении вопроса эффекта валютной либерализации эксперты отмечали, что бизнес-структуры уже давно перестроились под «рыночный курс» и цены товаров и услуг, участвующих в потребительской корзине, не привязывались к официальному курсу. В документах предусмотрено, что определение всех цен и расчетов за товары, работы и услуги на территории Узбекистана производятся исключительно в сумах.

К примеру, сотовые операторы, которые привязывали тарифы к официальному курсу, зафиксировали тарифные планы в сумах на первые числа сентября. Стоит отметить, что практика установления цен и расчетов в иностранной валюте за некоторые виды товаров (машины) и услуг (авиабилеты) была отменена с выходом Указа.

Налоговая реформа

В стране существуют две системы налогообложения для компаний: общая и упрощенная. Общая система налогообложения насчитывает более 10 видов налогов и различных платежей, такие как НДС, налог на прибыль, налоги на воду, имущество, землю. Малый бизнес имеет право применять упрощенную систему в случае соответствия критериям численности персонала. При этом, как правило малый бизнес в упрощенном виде уплачивает Единый Налоговый Платеж, рассчитанный от выручки. Кроме того, малый бизнес имеет право выбора — быть плательщиком НДС или нет.

В последнее время многие эксперты выражают озабоченность тем, что налоговая система «перекошена» в сторону малого бизнеса.

В частности, любой предприниматель при подсчете сталкивается не только с большим количеством налогов общей системы, но и с растущими ставками и/или расширяющейся налоговой базой. Несколько лет назад государство предприняло попытку привлечь малый бизнес на общую систему, отменив некоторые отчисления.

Однако, как мы видим на практике, многие предпочитают оставаться на «упрощёнке».

В случае роста бизнеса, происходит дробление компании на несколько компаний. Общая система продолжает оставаться категорией для системообразующих компаний с весьма сложным налоговым администрированием. Сегодня уже существует мнение и обсуждается вопрос о более серьезном развитии класса среднего бизнеса, который обеспечит переход от категории малого к крупному предприятию.

В целом, налоговая система сложная, часто меняется и правила не до конца определены. При этом стоит отметить, что руководство страны понимает текущие проблемы и создало специальную экспертную группу для пересмотра налоговой системы. Одной из текущих задач определено создание эффективной налоговой системы для благоприятного инвестиционного климата.

Для инвестиций сегодня действует 7 свободных экономических зон, 4 специальных зоны для фармацевтических компаний, инновационный парк и техно-парк, специальные малые зоны и туристические зоны по всей стране. Указанные зоны предоставляют ряд налоговых и таможенных льгот и послаблений при вложении определенного уровня инвестиций. Некоторые из зон предоставляют продление преференций при активном экспорте продукции на внешние рынки.

Таможенная реформа

Текущие нормативные документы определяют, что таможенные ставки привязаны к официальному курсу Центрального Банка. В начале сентября 2017 года после подписания документа о валютной либерализации, многие импортеры столкнулись с проблемой хранения и рентабельностью поставок. В течение нескольких недель были отменены или снижены таможенные пошлины и акцизы на ряд товаров. Мера затронула сахар, муку, мясо и прочие товары народного потребления. На данный момент обсуждается документ с отменой или снижением дополнительной категории товаров. Ввиду весьма сложного валютного регулирования и сложной системы таможенной очистки, процессы поставок затрудняются. В ходе обсуждений некоторые эксперты отметили, что для создания полноценного инвестиционного климата необходимо также пересмотреть таможенные процедуры. В целом, можно отметить, что таможенные органы более активно реагируют на запросы предпринимателей и пересматривают процедуры в связи с валютной реформой.

Казахстан — Узбекистан

За последний год связь между Казахстаном и Узбекистаном приобрела новый толчок — за первые восемь месяцев 2017 года товарооборот между странами превысил 2 миллиарда долларов и возрос на 35 процентов. Многие международные компании, базирующиеся регионально в Казахстане, и крупные казахстанские компании рассматривают Узбекистан, как один из крупнейших рынков с существенным потенциалом. Страна стремительно меняется, а руководство полно решимости в создании необходимых условий для развития бизнеса. Недавняя встреча глав двух государств только подтвердила высокий интерес наших стран к взаимовыгодному сотрудничеству.

Комментарии доступны только участникам клуба NB