Предисловие NB. Перед вами 10-е из 20 интервью, которое выходит в рамках спецпроекта «B2G — от бизнеса государству». Мы решили поговорить с руководителями крупных и небольших отечественных компаний о том, каким они хотят видеть будущее Казахстана. Мы просим их высказать объективную критику работе государства, дать конструктивные советы, предложить эффективные методы решения общеизвестных проблем, в числе которых коррупция, безответственность, неорганизованность и безынициативность. Мы считаем, что эти люди, будучи практиками — одни из немногих, кто знает как решать такие проблемы. В июне, когда мы опубликуем все 20 интервью на сайте, мы напечатаем специальный выпуск журнала, где будут только эти интервью и отправим его заказным письмом по более чем 1000 адресам: всем в аппаратах президента и премьер-министра, всем министрам и их заместителям, главам комитетов и их заместителям, парламентариям, акимам городов, областей и их заместителям, управленцам всех структур Самрук-Казына, правлению Нацбанка и еще 1000 копий в крупнейшие компании Казахстана по версии NB500.

Справка NB:

ЖАКСЫБЕК ДАУРЕН АДИЛБЕКУЛЫ

Председатель совета директоров АО «Цеснабанк»

Родился 30 июня 1978 года в Целинограде. В 2000-м окончил American University (Вашингтон, США). Изучал кредитный анализ в New York University. Работал в RZB Finance LLC в Нью-Йорке, в Raiffeisen Zentralbank в Вене. В АО «Цеснабанк» трудится с 2005 года.

Интервьюер — Денис Кулькин, главный редактор National Business

 

ДК: — Какой Вы хотите видеть экономику Казахстана через 5 и десять лет?

ДЖ: — Экономика должна быть здоровой, конкурентоспособной, инновационной. Я согласен, что эффективность сырьевой направленности казахстанской экономики исчерпывает себя, поэтому на первый план должно выйти повышение внутренней эффективности с акцентом на технологичность и инновационность. Государство стремится создать новую модель экономического роста, направленную на глобальную конкурентоспособность страны. Я считаю, что для этого у нас есть достаточно много сильных сторон и большой потенциал к развитию.

Такие высокие цели должны достигаться командой единомышленников. Все мы: банкиры, журналисты, государственные  служащие, учителя, врачи, инженеры, ученые – все работающие казахстанцы должны быть объединены этой идеей, мы должны вместе идти, поддерживать друг друга, развиваться.

Патриоты, профессионалы своего дела – это и есть базис для развития экономики в частности и страны в целом.

 

ДК: — Какую роль в этой новой экономике будет играть финансовый сектор, и какими, по Вашему мнению, будут банки?

 

ДЖ: — Все в жизни меняется слишком быстро и предугадать что будет – очень сложно. Однозначно, мы осознаем,  что роль банков меняется достаточно серьезно. Как пример, кто бы подумал 10 лет назад, что казахстанский банковский сектор будет так активно консолидироваться.

IT–технологии уже сейчас меняют финансовую отрасль, но в будущем цифровизация затронет абсолютно все сферы деятельности банка, начиная от методов предоставления продуктов и услуг, обслуживания физических и юридических лиц, заканчивая внутренними бизнес-процессами. Клиенты будут выбирать те банки, которые не просто предоставляют услуги digital banking, а тех, кто сможет обеспечить высочайший уровень кибербезопасности.

Мы защитили наши банки пуленепробиваемыми стеклами, надежными замками, биометрическими технологиями, но уже сейчас этого недостаточно.

Сегодня банки взламывают при помощи смартфона с выходом в  Интернет, причем сделать это можно из любой точки земного шара.

В прошлом году Казахстан занял 6-ю позицию в списке стран, пользователи которых наиболее часто подвергаются веб-атакам. Киберпреступность становится все более профессиональной, хакеры атакуют системы видеонаблюдения, банкоматы, корпоративные сети. Банковское сообщество стран СНГ обсуждает вопросы защиты от киберпреступности на законодательном уровне. В контексте возрастающего роста влияния информационных технологий кибербезопасность становится главным и общим вызовом для банков всего мира.

Новые технологии заставляют нас предоставлять услуги более дешевые, ­­­более удобные, конкуренция между банками будет усиливаться, что, в конечном счете, позитивно отразиться на наших клиентах.

Fintech изменит банковский сектор кардинально, мы будем уходить от бюрократии, станем более гибкими и быстрыми. Только так банки смогут адаптироваться к новым реалиям и успешно выполнять новые задачи.

Один из основных современных трендов развития IT – это Big Data. Банки научатся эффективно работать с базами данных, ведь у нас хранятся терабайты информации, которые благодаря анализу позволят узнать очень многое о предпочтениях клиентов. Мы сможем перейти на абсолютно новый качественный уровень клиентоориентированности, ускорить оценку кредитных рисков и принятие решений, внедрять «умную» рекламу и многое другое. Будет продолжать расти роль CRM-систем.

Уже сейчас есть примеры в мировой практике, когда банковское обслуживание осуществляется в социальных сетях.  

Посещаемость традиционных офисов естественным образом сократится, но думаю,  все-таки они не исчезнут. Решения по сложным финансовым вопросам клиенты будут  предпочитать принимать с помощью советов профессионалов, все-таки чувство доверия, которое возникает при живом общении в таких случаях трудно заменить технологиями. Я думаю офлайн-обслуживание из технического эволюционирует в консультационное. Менеджеры не будут обрабатывать платежи и переводы, а будут выстраивать партнерские отношения, предлагать клиентам более персонифицированные финансовые инструменты, подстраивать услуги под их предпочтения.

Консолидация банков и оздоровление сектора в целом – это то, что остро необходимо для Казахстана сейчас. Мы видим проблемы и решаем их. Я очень надеюсь, что «перезагрузка» создаст основу для дальнейшего устойчивого развития финансовой системы в условиях новых мировых тенденций.

Мы наблюдаем рост национальной экономики. Будучи оптимистом, я надеюсь, что все эти изменения в будущем позитивно повлияют на развитие банковского сектора в Казахстане.

 

ДК: — Какие законы и их пункты мешают экономике и сектору расти? Что требует доработки, и какие новые акты нужны?

 

ДЖ: — Государство должно продолжить процесс цифровизации – перевода своих услуг на IT-платформы, чтобы все граждане, предприниматели могли быстро и легко получать необходимые справки, оплачивать штрафы, сдавать налоговую отчетность и прочее. Процессы оказания государственных услуг должны быть максимально оптимизированы. Необходимо сократить сроки и перечень документов, исключить дублирующиеся процедуры, где-то исключить обязательное физическое присутствие. У нас есть успешные примеры трансформации государственных органов и квазигосударственных компаний, которые стали эффективными именно благодаря IT-преобразованиям.

По банковскому сектору опять же повторюсь – именно сейчас происходят глобальные изменения, требования со стороны регулятора ужесточаются. НБРК готов содействовать тем банкам, которые берут на себя ответственность. Лидер Нации, Президент Республики Казахстан, Назарбаев Нурсултан Абишевич поставил задачу обеспечить прозрачность акционеров и усилить капитализацию. Все это будет закрепляться на законодательном уровне. Самым важным направлением в преобразованиях является совершенствование системы корпоративного управления. А это управление рисками и бизнес­процессами, развитие технологичности банка, повышение качества обслуживания, совершенствование банковской продуктовой линейки и кадровой политики.

 

ДК: — Готово ли наше общество к декларируемым государством реформам? Как бороться с коррупцией и какие еще Вы видите барьеры на пути развития нашей страны?

 

ДЖ: — Конечно, готово. Ни в коем случае нельзя тормозить, любое промедление лишает нас конкурентоспособности. За 25 лет независимости Казахстана был заложен фундамент, экономика выросла, политическая стабильность есть – пора действовать. У Цеснабанка много совместных с государством проектов: финансирование МСБ совместно с Фондом «Даму», сотрудничество с Государственной образовательной накопительной системой, участие в программе «Нурлы жер» и многие другие. Наш Банк готов всегда поддержать инициативы государства по повышению благосостояния граждан и роста экономики Казахстана. Я в качестве Председателя Регионального Совета палаты предпринимателей г. Астаны курирую различные вопросы развития предпринимательства, и могу сказать, что действительно наблюдаю снижение административных барьеров, налоговых обязательств, а, следовательно, минимизацию коррупционных действий. Политика по дерегулированию бизнеса поддержана Елбасы Назарбаевым Нурсултаном Абишевичем в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

Что касается коррупции – это, конечно, очень негативное явление, которое определенно тормозит развитие любой страны. На сегодня разработаны инструменты по борьбе с ней, это и телефоны доверия, видеорегистрация, общественные и журналистские проекты, прозрачные схемы закупок и тендеров, переход с традиционного обслуживания в digital-пространство и многое другое. Мы двигаемся к всеобщему декларированию доходов и имущества, которое внедрят с 2020 года для всех  казахстанцев. Все это минимизирует риски коррупционных действий. На самом деле барьеры у нас в голове.

Альберт Эйнштейн говорил, что мы никогда не сумеем решить возникшую проблему, если сохраним то же мышление и тот же подход, который привёл нас к этой проблеме.

Вот над этим нужно работать, надо искоренить само отношение к этому явлению, пропагандировать нулевую терпимость к коррупции в сознании казахстанцев. В нашем Банке, например, я возглавляю первичную партийную организацию партии «Нұр Отан» и в рамках встреч с членами партии мы транслируем тезисы Программы противодействия коррупции» на 2015-2025 годы. В рамках утвержденной Программы, направленной на практическое воплощение целей и задач, поставленных Президентом страны – Лидером партии Н. А. Назарбаевым в «Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», решаются основные задачи по созданию общественной инфраструктуры противодействия коррупции и защиты прав граждан, привлечению к ответственности лиц, невзирая на их должности, открытому обсуждению проблем с коррупцией. Могу подтвердить, что партия «Нур Отан» держит руку на пульсе и активно работает по этому направлению.

 

ДК: — Бизнесменов какого толка и качества не хватает нашей стране, и что, по Вашему мнению, мешает малому бизнесу расти?

 

ДЖ: — Бизнесмены, прежде всего, должны обладать панорамным мышлением. Я имею в виду не только базовую финансовую грамотность и знание своей отрасли. И даже уже недостаточно просто иметь престижное зарубежное образование. Бизнесмен должен понимать куда двигается мир, жить тенденциями, ориентироваться в них как рыба в воде. Опять же IT-грамотность выходит на первый план. Знать несколько языков – значит быть открытым миру, новым знаниям, новым знакомствам. Английский язык – это уже стандарт, самые солидные газеты, журналы, исследования  – все это, как правило, издается на английском языке. Бенджамин Франклин считал самые выгодные инвестиции  – в знания, и я призываю предпринимателей вкладывать в первую очередь в самообразование и саморазвитие, тогда они смогут не только генерировать идеи, но и успешно претворять их в жизнь. Я, как банкир, с радостью поддержу толковые проекты продвинутых людей. 

Модель бизнеса «купить дешевле – продать дороже» изжила себя, это пройденный этап начала становления рыночной экономики Казахстана.

Будущее за новшествами, за креативными, нестандартными решениями. Один из самых гениальных новаторов Стив Джобс говорил, что инновация отличает лидера от последователя, и я согласен с этим.

Я читаю много литературы, особенно про людей, которые изменили мир, создали что-то новое. Их мысли мне близки, они отражают мое мировоззрение и вдохновляют меня. Мне нравится, что молодые казахстанцы путешествуют по миру, становятся знаменитыми в других странах в сферах шоу-бизнеса, спорта, режиссуры, работают в Google и Apple, перенимают зарубежный опыт и за ними, я считаю, будущее Казахстана.  

Пока МСБ на пути становления. Опять же определена роль МСБ – они должны стать драйвером экономики. Для создания соответствующих условий внедряются принципы Yellow Pages Rule по опыту Сингапура[1], государство будет постепенно выходить из тех отраслей, которые могут работать по модели свободной конкуренции. Приватизация открывает новые возможности для развития экономики именно в тот момент, когда она остро нуждается в частных инвестициях и в частной инициативе.

Происходящая в Казахстане передача доли государственных активов в частный сектор должна помочь подъему МСБ. Опять же немаловажна поддержка со стороны банков в виде предоставления финансирования, гарантий, деловых консультаций.

И МСБ, и финансовые институты, и государство вместе работают над улучшением бизнес-климата. Впечатляющий результат это то, что Казахстан по итогам кризисного 2016 года в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business 2017» (примечание автора: Doing Business – ежегодное исследование группы Всемирного банка, оценивающее в 189 странах простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе 11 индикаторов) повысил свой рейтинг на целых 16 пунктов по сравнению с «Doing Business 2016» и занял 35-ю позицию. Тенденция наступления следующей волны развития экономики Казахстана очевидна, самое главное, чтобы все ее участники работали сообща, прислушиваясь друг к другу, и преследовали единую цель – построение фундамента для светлого будущего казахстанцев.

[1] Основные принципы Yellow Pages Rule:

  • ограничения создания дочерних структур госкомпаниями;
  • невмешательства государства в те сферы экономики, где представлен бизнес;
  • усиления роли антимонопольного органа.

Комментарии доступны только участникам клуба NB