Социальные сети, пожалуй, самый известный и востребованный проект интернета за всю его историю. Именно они связывают миллионы людей по всему миру, независимо от места проживания, национальности, возраста и пола. А значит, именно они оказывают наибольшее влияние на умы и взгляды своих участников, оставляя далеко позади некогда столь популярные телевидение и прессу. И вот здесь возникает вопрос — если влияние социальных сетей настолько велико, нельзя ли использовать их и в HR-сфере, например, для формирования команды сотрудников и укрепления социальных связей в коллективе?

«Что? Собственная социальная сеть в компании? Да вы шутите, мы сотрудникам «Одноклассники» и Facebook запретили, а вы говорите о корпоративной сети! Они же прекратят работать и целый день станут ерундой заниматься»,

— так или примерно так рассуждают около 40% руководителей отечественных компаний, в которых полностью закрыт доступ ко всем видам соцсетей. При этом сами сотрудники убеждены, что социальные сети не только не помешают их работе, но в состоянии оказать значительную помощь и в профессиональной деятельности, и в общении с коллегами.

Так или иначе, на сегодняшний день популярность корпоративных соцсетей неуклонно растет. Все больше руководителей понимают, что это уже часть корпоративной культуры, такая же, как льготы для работников или бесплатный кофе с плюшками в офисе.

Правильно созданная и поданная соцсеть — отличный инструмент HR-менеджера в формировании сильной команды. Но для этого она должна стать реальным, а не мифическим местом общения сотрудников.

А польза в чем?

Истинная заинтересованность сотрудников появится только тогда, когда они поймут, что корпоративная социальная сеть — это не просто еще одно модное новшество, от которого им ни холодно, ни жарко, а действительно полезный и нужный продукт. В чем же заключается его польза?

Во-первых, сеть может стать настоящей информационной базой, в которую каждый из пользователей имеет возможность легко внести собственную лепту, публикуя профессиональные наработки, результаты деятельности.

При этом с помощью чатов, отзывов и комментариев очень легко делиться мнением по разным вопросам, участвовать в обсуждениях. Это нередко позволяет решать сложные проблемы. Кстати, в отличие от блога, писать посты в сети может практически каждый, здесь не требуются большие статьи. Две-три строчки под силу любому, даже тому, кто не обладает писательским даром.

Согласно статистике, активно пишут и комментируют в корпоративной соцсети до 30% пользователей[1].

Во-вторых, несомненную пользу корпоративная соцсеть дает в сфере адаптации новых сотрудников. На «территории» сети люди быстрее знакомятся друг с другом. Особенно это актуально для крупных компаний с филиалами в других городах или даже странах. Персонал таких транскорпораций не слишком часто пересекается в реальной жизни, а сеть дает им возможность быть на связи, общаться и обмениваться опытом. Каждый новичок, получая доступ в сеть, быстрее становится частью команды. Благодаря дарованному соцсетью праву голоса он уже в начале своего карьерного пути может задавать интересующие его вопросы коллегам, находить специалистов по профилю и налаживать персонифицированные контакты с ними. В результате новый член коллектива получает экспертную поддержку, быстрее адаптируется и быстрее растет.

В-третьих, корпоративная социальная сеть — это настоящий информационный и обучающий центр.

Благодаря системе быстрых оповещений, все ее участники моментально получают информацию о событиях в компании, при этом каждый может публиковать свои собственные новости.

Проведение онлайн-конференций и семинаров в сети — эффективный способ привлечь к обучению как можно больше сотрудников.

В-четвертых, сеть — помощник в поиске и установлении контактов с нужными коллегами. В ней имеется полная контактная база компании, причем найти конкретного человека можно не только по имени и фамилии, но и, например, по должности или подразделению, в котором он работает. Кстати, сеть позволяет подписываться на персональную ленту сотрудника, практически так же, как Facebook.

Как вдохнуть жизнь в корпоративную соцсеть? Переходим к практике

Конечно, в теории все выглядит очень привлекательно, но как же на практике сделать сеть востребованным инструментом? Есть несколько несложных способов, пренебрегать которыми все же нельзя. Например, можно встроить в сеть интерактивные обучающие программы, как общеобразовательные, так и специализированные. Другой эффективный ход — создание раздела «товары и услуги», где публикуются личные объявления сотрудников, например, о сдаче квартиры в аренду, о продаже машины или о поиске попутчиков для поездки. Как показывает практика, такой раздел весьма востребован в соцсетях, ведь иметь дело с коллегой в подобных вопросах не только безопаснее, но иногда и выгоднее.

 «Вдохнуть жизнь» в социальную сеть можно только путем кропотливого труда, изучения интересов всех ее участников. Великолепный материал для размышления, например, дает анализ тем, вызывающих наибольший интерес и активное обсуждение.

Сотрудников можно мотивировать к участию в жизни сети и с помощью экспертных рейтингов — чем больше коллег обращается к конкретному человеку с вопросами, чем больше у него в ленте комментариев и «лайков», тем выше его профессиональный статус. В некоторых социальных сетях содержатся элементы «геймификации», поощряющие сотрудников к участию в них.

Еще одна хитрость, позволяющая сделать сеть востребованной — распространение информации о ее успешном использовании. Например, можно еженедельно публиковать посты о том, какие задачи были решены с помощью сети: закрыта важная вакансия, решена проблема клиента и т.д. Это становится не только доказательством того, что сеть работает, но и дает примеры того, какие вопросы можно решать с ее помощью.

Секретное оружие HR-менеджера

При грамотном внедрении и активном функционировании корпоративной соцсети HR-менеджмент компании получает неплохого помощника в работе с коллективом.

  1. Развитие корпоративной культуры. Появляются новые возможности для корпоративной коммуникации: конкурсы, специальные программы, корпоративное телевидение, фото и видеоотчеты. Информация о самой компании и ее сотрудниках представлена в понятном и структурированном виде. В культуру компании вносится публичность, вырабатывается стиль открытого общения, а не сплетен по отделам. Возникает возможность обратной связи и диалога.
  2. Помощь в адаптации сотрудников. В соцсети, кроме размещения материалов о компании, можно проводить мониторинг контактов новичка с его наставником и коллегами.
  3. Оценка сотрудников. Сеть позволяет искать и находить проблемных сотрудников с деструктивным поведением, а также лидеров мнений. Руководство получает возможность оценить профессиональные компетенции сотрудника по тому, как он ведет себя в сети, какие и сколько материалов он публикует, какова его профессиональная оценка со стороны других пользователей.
  4. Удержание сотрудников. Соцсеть создает новые социальные связи, формирует эмоциональные «привязки» каждого сотрудника внутри компании и дает возможность мониторинга форумов и комментариев для выявления проблем и оценки их «градуса». В сети видна сфера интересов каждого работника и групп. Есть возможность без проблем получать обратную связь с сотрудниками, изучать и анализировать их удовлетворенность, поддерживать и тестировать внесение изменений в работе.
  5. Управление знаниями персонала. В сети создаются эксперт-центры по разным областям работы компании с возможностью общения и обсуждения для всех участников. Кроме того, можно легко создать базу знаний по любым сферам, актуальную даже в том случае, если компанию покидают ключевые сотрудники.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в тех компаниях, где корпоративные социальные сети уже имеются, сотрудники не только не отвлекаются на нерабочие темы, но и используют сети в основном для общения по производственным вопросам. Так, корпорация Procter&Gamble, количество сотрудников которой насчитывает 140 тысяч человек в 160 странах, существенно повысила производительность по географически распределенным проектам, внедрив социальную сеть[2]. А в известной медицинской страховой компании Humana, 26 тысяч пользователей сети 70% времени тратят не на личные разговоры, а на обсуждение именно рабочих вопросов[3].

В заключение стоит сказать, что корпоративная социальная сеть – не только необходимый инструмент для бизнеса, но и полезное решение для самих сотрудников. Если персонал не видит мотивации использовать продукт, то результаты внедрения окажутся ниже ожидаемых.

И наоборот, сеть с широкими возможностями, помогающая сотрудникам закрывать нерабочие потребности, свободно получать информацию и общаться, будет не только эффективна, но и популярна внутри компании.

Например, в корпоративной социальной сети Loqui Business предусмотрены функции, помогающие коллегам лучше узнавать друг друга и находить единомышленников. Сотрудники пользуются разделами товаров и услуг, ищут компанию для совместных занятий спортом и изучению языков, а также используют гео функции для просмотра и размещения рабочей и личной информации с привязкой к карте. Всё это находит живой отклик у людей, помогает сплочению коллектива и, как следствие, влияет на мотивацию, вовлеченность и эффективность командной работы.

 

 

[1] http://hrm.ru/korporativnye-socialnye-instrumenty-i-ikh-rol-v-kompanii

[2] http://hrm.ru/korporativnaja-socialnaja-set-biznes-primenenie

[3] https://adindex.ru/publication/opinion/internet/2014/04/18/109306.phtml

Комментарии доступны только участникам клуба NB