Как победить коррупцию в Казахстане

Проблема коррупции в той или иной степени решаема в любом обществе, при любом политическом и экономическом устройстве страны. Положительный опыт таких стран, как Сингапур, Португалия и Швеция это подтверждает.

Разумеется, полное уничтожение невозможно и результат следует измерять уровнем. Невозможно, потому что человек, в силу своей природы, неидеален, а в условиях общества и тем более микрообщества, подвержен влиянию окружения, принимая, согласно принципам бихевиоризма, модель поведения внутри этой среды.

Реформировать общество – задача крайне сложная, но для борьбы с коррупцией необходимая.

Если рассматривать эту задачу во временных рамках, с поэтапным осуществлением и с позиции меритократии и присущих ей принципов, то реформация осуществима.

Метаболизм должен начаться с микрообществ, где коррупция может процветать в разной степени и на разных уровнях, но именно такие социальные группы формируют общество в целом, а победа в войне всегда куется множеством побед в отдельных сражениях. Стратегия борьбы должна иметь долгосрочный характер, а мультитактичность, то есть параллельное использование различных мер борьбы, должна быть обеспечена безупречным контролем исполнения.

Предлагаемая нами модель включает в себя некоторые меры, с успехом применявшиеся правительствами разных стран, наиболее преуспевших в сражении с главным тормозом экономического развития – коррупцией. Исследовав их опыт и применив метод наложения, мы попробовали найти наиболее подходящие для нашей страны рецепты, разделив весь процесс на четыре этапа: проблема, инъекция, акселерация и управляемый дрифт.

Каждый из этапов иллюстрируется особым ситуационным фоном взаимодействия принципала (в данном случае государства), агента (исполнительных органов власти) и субъекта (пользователя государственными услугами – физическое, юридическое или должностное лицо).

Для каждого этапа предлагаются определенные мероприятия, осуществление которых обязательно и критически важно для успешного проведения следующей фазы противодействия.

Проблема

2015-06-03 11-10-54 NB-1web.pdfЭтап, на котором общество осознает коррупцию, ощущает ее и признает ее как данность и рутину. Принципал на данном этапе вступает в конфликт интересов с агентом. То есть государство как орган не в состоянии самостоятельно осуществлять контроль над функционированием системы, для чего «нанимает» агента, который призван блюсти закон и правила. Однако неудовлетворенный агент не принимает условия игры и в силу относительной независимости восполняет свой финансовый вакуум, находя островки безнаказанности. Учитывая, что агент рассматривается в данном случае как государственный орган, понятно, что внутри агента образуется субсистема, или микрообщество, в котором модель взаимозависимости и попустительства укореняется, создавая впечатление, что эту субсистему невозможно исправить.

Инъекция

Это этап закладывания фундамента, когда для благоприятного рождения метаморфоз в микрообществах принципал с помощью ответственного органа, состоящего из меритократов, впрыскивает в систему «питательный раствор» из ряда мер, направленных на формирование необходимого базиса для перехода на следующий этап.

1. Независимый контроль меритократов и профильных объединений как основа всех преобразований в системе. Эта мера критична и является хребтом всей борьбы с коррупцией.

2. Повышение заработной платы агентов. Не дает одномоментной эффективности, но с учетом комплексности мероприятий в среднесрочной перспективе приносит результат.

3. Ужесточение уголовной и административной ответственности для агента. Эта мера должна привлекать особое внимание инженеров борьбы с коррупцией, быть строгой и бескомпромиссной. В некоторых случаях репрессиям должны быть подвергнуты целые департаменты. Обязательной должна быть пропаганда в СМИ, освещение всех без исключения случаев уголовного наказания коррумпированных чиновников.

4. Максимальный перевод услуг в онлайн, минуя личный контакт субъекта с агентом. Эта мера сейчас применяется, но ее развитие требует ускорения и расширения.

5. Жесткое соблюдение агентом сроков исполнения услуг, вплоть до возмещения затрат субъекту в случае их нарушения. В наши дни такая мера применяется в органах налоговой службы, когда, например, оформление юридического лица занимает 45 минут. При такой скорости оформления у субъекта не возникает желания платить за ускорение процедуры. Мера должна распространяться на все возможные операции, где бюрократические барьеры можно упразднить.

6. Устранение двусмысленности законодательных формулировок. Тактика работы с поправками должна включать сбор информации из корпоративного поля и от компетентной адвокатуры, которые непосредственно заинтересованы в четких формулировках законов и кодексов.

7. Широкое информирование субъектов об их правах, обязанностях. Использование всех возможных путей освещения основных прав и обязанностей субъектов, в том числе через СМИ, бюллетени, распространяемые почтой поквартирно.

8. Единый по всей стране телефон доверия (например, 505) для подачи субъектом сигналов о вымогательстве взятки и нарушениях со стороны агента; определенное количество сигналов о действиях агента – возбуждение проверки со стороны принципала; презумпция виновности чиновника; повторяющиеся проверки должны вести к кадровой чистке на высшем уровне.

9. Бихевиоризм в рамках микрообщества каждого агента должен быть изучен и полностью исправлен до состояния когнитивного отторжения коррупционной деятельности путем постоянной ротации кадров, внедрения скрытых наблюдателей, уголовного и административного преследования нарушителей, финансового поощрения кадров, не спровоцировавших ни одного сигнала о нарушении.

10. Формирование в сознании детей психологического блока на взяточничество. Эта мера долгосрочная, но совершенно необходимая.

Акселерация

Эта фаза возможна только при положительном результате этапа инъекции. На сформированном фундаменте становятся осуществимыми следующие меры.

1. Широкое применение идей меритократии, прием на работу в высшие судебные органы высококвалифицированных специалистов, прошедших тестирование, имеющих опыт и чистую репутацию.

2. Заработная плата чиновников растет вместе с ростом занимаемой позиции. Низший уровень зарплаты в судебных органах должен превышать уровень средней зарплаты по стране в 7-10 раз. Высший уровень должен превышать уровень оплаты топ-менеджеров международных корпораций и банков.

3. Горизонтальное разделение властей. Агенты предоставляют одни и те же государственные услуги параллельно друг другу, что рождает конкурентную среду, в которой коррупция не может развиваться. В результате внешнего мониторинга самые коррумпированные агенты подвергаются тотальной чистке своего управляющего аппарата.

4. Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть легко признан виновным и осужден. Реализация этой меры лишь кажется утопичной. Сингапур, который начал такие реформы сразу, без формирования рассмотренного выше фундамента, являлся страной, всецело погрязшей в коррупции, но управляемой меритократами, и достиг положительного результата. Малайзия также добилась успехов в формировании независимой судебной системы именно с помощью этой меры, но тому предшествовало, как и в нашем случае, определенное количество предварительных шагов, таких, например, как юридический ликбез общества и массированное развитие частного бизнеса. При этом пропагандировалось, что вред, наносимый коррупцией, смертелен для бизнеса.

5. Внешний контроль осуществляется посредством СМИ, независимого контроля меритократов и гражданского сигнализирования. Это решающая мера, призванная завершить процесс активного наступления и перейти к этапу мониторинга и контроля.

Управляемый дрифт

Последний из этапов, подразумевающий поддержание достигнутых результатов. Процессы, проходящие на этой стадии, сводятся к строгому наблюдению за естественным формированием, прогрессом или регрессом общества, предупреждением рисков возникновения коррупции и дальнейшим положительным трансформированием системы.

Открытым остается лишь вопрос стоимости осуществления всех мероприятий модели, но ответ на него требует детальной проработки, на которую уйдет множество человеко-часов. Однако следует понимать – средства, затраченные на борьбу с коррупцией, являются инвестициями в будущее, эффект от которых легко превысит ущерб, наносимый ею сейчас.