Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)
Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)

1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Полноправными его членами являются Казахстан, Россия, Беларусь и Армения. В ближайшей перспективе – присоединение к ЕАЭС Кыргызстана и Таджикистана. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор основных изменений в наиболее важных для бизнеса сферах.

Таможенное регулирование

Таможенное регулирование в ЕАЭС будет осуществляться в соответствии с новой редакцией Таможенного кодекса ЕАЭС, международными договорами и актами, а также с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе. Предполагается, что новый кодекс будет введен в действие с начала 2016 года. В настоящее время ведется активная работа над его проектом.

Согласно комментариям рабочей группы, разрабатывающей проект Таможенного кодекса, в новом документе приоритет будет отдан электронному таможенному декларированию, совершению таможенных операций информационными системами соответствующих органов, взаимному признанию уполномоченных экономических операторов, использованию механизма «одного окна», фокусированию на пост-таможенном контроле и т. д.

СОГЛАСНО КОММЕНТАРИЯМ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ, РАЗРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОЕКТ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА, В НОВОМ ДОКУМЕНТЕ ПРИОРИТЕТ БУДЕТ ОТДАН ЭЛЕКТРОННОМУ ТАМОЖЕННОМУ ДЕКЛАРИРОВАНИЮ.

В перспективе рассматривается возможность исключить предоставление при таможенном декларировании документов о подтверждении соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (ТС).

Техническое регулирование

Штрихами остановимся на основах функционирования технического регулирования на единой территории ЕАЭС. Так, государства-члены ЕАЭС:

  • утверждают единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС (Единый перечень). Для такой продукции разрабатываются технические регламенты, которые имеют прямое действие на территории ЕАЭС. Дополнительные требования в отношении продукции, включенной в Единый перечень, национальными законодательствами предъявляться не могут;
  • самостоятельно вырабатывают техническое регулирование в отношении продукции, которая не включена в Единый перечень;
  • взаимно признают документы подтверждения соответствия на продукцию, которая не включена в Единый перечень;
  • гармонизируют правила проведения работ по оценке соответствия и взаимно признают аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия;
  • гармонизируют систему измерений;
  • утверждают единые документы соответствия продукции и единый знак соответствия продукции техническому регулированию;
  • гармонизируют национальные законодательства в области установления ответственности за нарушение требований технических регламентов.

Регулирование финансовых рынков

В рамках договора государства-члены осуществляют согласованное регулирование финансового рынка. Финансовый рынок, согласно договору, охватывает деятельность в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг. Государства-члены предусматривают в договоре основные принципы и цели регулирования финансового рынка, в частности:

  • углубление интеграции и отсутствие дискриминации в отношении доступа на финансовые рынки государств-членов;
  • гарантии прав потребителей финансовых услуг;
  • создание условий для взаимного признания лицензий в отраслях финансового рынка на территории ЕАЭС;
  • определение подхода к регулированию финансовых рисков в соответствии с международными стандартами;
  • определение требований к осуществлению финансовой деятельности (в частности, пруденциальных требований);
  • единый подход к надзору за деятельностью участников финансового рынка;
  • обеспечение прозрачности деятельности участников финансового рынка.

В банковском секторе государства-члены будут руководствоваться наилучшей международной практикой и основополагающими принципами эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору.

Со временем, после достижения определенного уровня интеграции законодательства, государствам-членам также представится возможным создание единого финансового регулятора на территории ЕАЭС. Сегодня государствами-членами в рамках договора согласован и оставлен в силе ряд действующих ограничений при осуществлении деятельности на их финансовых рынках. В частности, в отношении финансового рынка Казахстана до неопределенного срока будут продолжать действовать такие ограничения, как:

  • запрет на осуществление банковской деятельности на территории республики через филиалы иностранных банков;
  • страхование имущественного интереса казахстанских резидентов на территории страны только казахстанскими страховыми компаниями;
  • требование к организационно-правовой форме финансовых компаний и т.д.

До тех пор, пока будут оставаться в силе ограничения на финансовых рынках государств-членов, полностью раскрыть потенциал договора о ЕАЭС невозможно. Либерализация национального законодательства, заложенная в этом договоре, выглядит относительной.

ДО ТЕХ ПОР, ПОКА БУДУТ ОСТАВАТЬСЯ В СИЛЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ, ПОЛНОСТЬЮ РАСКРЫТЬ ПОТЕНЦИАЛ ДОГОВОРА НЕВОЗМОЖНО.

Энергетика

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе планируется поэтапное формирование общих рынков электроэнергетики, газа, нефти и нефтепродуктов. Разработка концепций и программ формирования таких рынков запланирована на 2015-2018 годы. Предварительно договор установил следующие сроки для вступления в силу общих рынков: к 1 июля 2019-го – рынок электроэнергетики, а к 1 июля 2025 года – рынки газа, нефти и нефтепродуктов.

Налоги и налогообложение

В части налогообложения договор о ЕАЭС регулирует порядок взимания косвенных налогов: НДС, акцизов при экспорте и импорте товаров, оказании услуг. Для этих целей в качестве приложения к договору принят Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля их уплаты при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Этот документ включил в себя с небольшими изменениями действующие в настоящее время протоколы ТС:

  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в ТС.

При этом в договоре приведены случаи, при которых косвенные налоги на импорт не взимаются. Важное уточнение сделано в отношении освобождения от налогообложения импорта товаров, передаваемых в пределах одного юридического лица. В действующем законодательстве такое уточнение отсутствует, что создает проблемы при передаче товаров между филиалами одного юридического лица, находящимися в разных государствах.

В отношении налогообложения физических лиц договор предусматривает удержание налогов с резидентов одного государства-члена, работающих по найму в другом государстве-члене по ставкам, установленным законодательством государства, в котором осуществляется такая работа.

Государственные закупки

Для экономического союза вопросы свободного движения товаров и услуг, в том числе для государственных нужд, являются основными. Договор направлен на то, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ, например, казахстанским поставщикам к закупкам для государственных нужд, осуществляемым в России и Беларуси, и наоборот.

ДОГОВОР НАПРАВЛЕН НА ТО, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕСПРЕПЯТСТВЕННЫЙ ДОСТУП, НАПРИМЕР, КАЗАХСТАНСКИМ ПОСТАВЩИКАМ К ЗАКУПКАМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫМ В РОССИИ И БЕЛАРУСИ, И НАОБОРОТ.

Эту цель государства-члены ЕАЭС достигают следующим образом:

  • предоставление национального режима поставщикам государств-членов, не должно быть преференций отечественным поставщикам;
  • гармонизация законодательства (установление единых требований к участникам закупок и закупкам, критериев допуска на торговые площадки, требований к определению победителей, а также способов проведения закупок для государственных нужд и т. д.);
  • организация единого ресурса в интернете, который даст доступ ко всей информации по закупкам для госнужд каждого государства-члена;
  • взаимное признание электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного из государств-членов, что обеспечит свободный доступ к электронным закупкам в каждом государстве;
  • установление единых требований к проведению закупок в электронном формате, включая общий перечень продукции, закупки которой осуществляются способом электронного аукциона;
  • ведение единого реестра недобросовестных поставщиков.

Отметим, что изъятие из национального режима для компаний из государств-членов договора возможно только на срок не более двух лет. При этом Евразийская экономическая комиссия может отменить акт государства-члена, устанавливающий изъятие из национального режима.

Действие договора не распространяется на закупки, информация о которых составляет государственную тайну, а также закупки, осуществляемые национальными банками государств-членов.

Местное содержание в контрактах на недропользование

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, в отношении контрактов на недропользование Казахстан сохраняет определенные требования по казахстанскому содержанию (на условиях, которые будут предусмотрены протоколом о присоединении республики к ВТО). При этом по контрактам на недропользование, заключенным до вступления в силу договора, то есть до 1 января 2015 года, применяются условия таких контрактов. Что касается контрактов, заключенных после вступления в силу договора, то по ним будут применяться следующие условия:

  • Казахстан сохраняет право требовать закупки услуг у казахстанских юридических лиц:
  • в отношении контрактов на твердые полезные ископаемые – не более 50%;
  • в отношении контрактов на углеводороды:
  • » до 1 января 2016 года – не более 70%,
  • » с 1 января 2016 года до присоединения Казахстана к ВТО – не более 60%,
  • » с момента присоединения Казахстана к ВТО – не более 50%.
  • Недропользователь должен условно уменьшать на 20% цену конкурсной заявки казахстанского юридического лица, если от общего числа его квалифицированных работников гражданами Казахстана являются, по крайней мере:
  • в течение шести лет с момента присоединения Казахстана к ВТО – 75%,
  • по истечении этого срока – 50%.
  • В условиях проведения конкурса на предоставление права недропользования Казахстан не будет устанавливать минимальное казахстанское содержание в кадрах или услугах, превышающее 50%. При определении победителя конкурса предложения уровня казахстанского содержания в кадрах и услугах более 50% учитываться не будут.
  • Требования по казахстанскому содержанию в соответствии с контрактами сохраняются до 1 января 2023 года, если иное не будет предусмотрено протоколом о присоединении Казахстана к ВТО.

Местное содержание в закупках ФНБ «Самрук-Казына»

Действующие требования по местному содержанию в закупках ФНБ «Самрук-Казына» и организаций, 50% и более голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат ФНБ «Самрук-Казына», а также в компаниях, которые прямо или косвенно принадлежат государству, сохраняются до 1 января 2016 года, если иное не будет предусмотрено протоколом о присоединении Казахстана к ВТО.

Авторы

 

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB