Научно- исследовательский университет – образовательное учреждение нового типа

Авторы статьи: Б.К. Казбеков, А.Т. Кудышев

В посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана поставлены принципиально новые задачи по обеспечению cовременного уровня развития университетского образования и науки, дальнейшей модернизации многоуровневого образования и воспитания, включая форсированное развитие дошкольного и школьного образования. Одним из действенных мер по выполнению заданий Президента явился  приказ Министра образования и науки РК Об утверждении Типовых правил деятельности организаций высшего и послевузовского образования от 16 октября 2013 года №420, который регламентирует научно-исследовательскую деятельность национальных исследовательских университетов, исследовательских университетов и национальных высших учебных заведений[1]. Во исполнения данного решения МОН РК последовательно осуществляет целенаправленные меры по трансформации ведущих вузов страны в исследовательские университеты (ИУ) по опыту и типу аналогичных научно-образовательных учреждений зарубежных стран.

Цель деятельности университета исследовательского типа как главного источника самого ценного сырья — интеллекта — эффективное функционирование на территории   научно — образовательного учреждения, как национального центра образования, науки и культуры,  где подготовка высококвалифицированных кадров  органично сочетается с современными научными исследованиями и осуществляется в рамках системно-управляемой совокупности интегрированных учебно-инновационных  комплексов, созданных на основе научно-педагогических школ [2, с.24].

 Основными функциями классического университета исследовательского типа принято считать следующие: производство знаний; накопление и хранение знаний; передача знаний; распространение знаний.

Эти четыре основных функции обусловливают деятельность классического университета в подготовке интеллектуальной элиты общества.

Исследовательский  университет — вертикально-интегрированная научно-образовательная структура, образованная на базе классического университета, отличающаяся: 1) мультидисциплинарностью; 2) использованием практики привлечения обучающихся к серьезным исследованиям; 3) практической и/или инновационной направленностью тематики исследований [2, с.26].

По замыслу МОН РК образовательная деятельность ИУ должна базироваться на реализации образовательных программ, содержание которых опирается на результаты научных разработок и направлено на стимулирование творческой активности студентов [1].

В настоящее время в Казахстане одним из реальных претендентов на получение статуса ИУ выступает КазНУ им. аль-Фараби, который уже является ведущим классическим университетом страны. КазНУ — национальный лидер инновационного развития высшего профессионального, послевузовского образования и науки, первый среди высших учебных заведений страны лауреат Премии Президента Республики Казахстан «За достижения в области качества» в номинации «Лучшее предприятие по оказанию образовательных услуг».

В программе “Трансформация классического университета в Национальный исследовательский университет” ректор КазНУ им. аль-Фараби, академик Г.М. Мутанов дает следующее определение: «Исследовательский университет – это современная форма интеграции образования, науки и инновационного производства, характерными чертами которого являются: — Генерация знаний и проведение широкого спектра исследований; — Эффективная система подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологических секторов экономики; — Высокая степень интеграции науки и образования; — Международное признание научной и образовательной деятельности; — Эффективная система коммерциализации научных результатов; — Наличие инновационного ареала; — Междисциплинарное обучение и исследования [3, с.5].

      В данном контексте КазНУ свою миссию видит не только в передаче имеющихся знаний как учебное заведение, но и наработке новых знаний на основе достижений науки. При таком подходе в научный поиск вовлечены не только преподаватели, но и большинство студентов, магистранты и докторанты университета. По сути, сегодня КазНУ уже является исследовательским университетом инновационного типа.

  Согласно Программе трансформации КазНУ им. аль-Фараби в университет исследовательского типа одним из ключевых направлений деятельности подобных ИУ является формирование развитой научной системы, способной генерировать новые фундаментальные и прикладные знания, как основы эффективной инновационной системы состоящей из инновационных кластеров.

Инновационные кластеры – это неформальные объединения инновационных молодых компаний, малых, средних и крупных предприятий, а также исследовательских организаций, действующих в определенном секторе и географическом регионе и призванные стимулировать инновационную деятельность путём расширения и углубления интенсивного взаимодействия между всеми участниками. Такое взаимодействие      выражается       в совместном использовании имеющихся возможностей, ресурсов и инфраструктуры, обмене знаниями и опытом, эффективной передаче технологий, налаживании устойчивых партнёрских связей и распространении информации между участниками кластера [3, с.38].

Одним из важных направлений трансформации КазНУ им. аль-Фараби
в Национальный исследовательский университет является ориентация структуры университета на обеспечение устойчивого инновационного развития национальной экономики Казахстана путем углубленной интеграции образования и науки, а также инновационной организации образовательного пространства через механизм кластеризации в научно-образовательной сфере. Ожидается, что подобные меры позволят расширить интеграцию интеллектуального и финансового капиталов, обеспечат синергетический эффект достигаемых конкурентных преимуществ инновационного кластера.

Ядром создаваемого в числе девяти других кластера «Экономических наук и инновационного бизнеса» выступает Высшая Школа Экономики и Бизнеса (ВШ-ЭБ), которая через вертикальные (цепь покупка-продажи) и горизонтальные связи (кластеры университета) будет взаимодействовать с другими организациями-участниками кластера (Институт экономических исследований, Центр по исследованию проблем фондового рынка, Центр экономического анализа инновационной деятельности, Центр международного сотрудничества и т.д., которые постепенно будут формироваться).

Создаваемый кластер «Экономических наук и инновационного бизнеса» станет одним из основных инструментов повышения конкурентоспособности университета и являет собой новый этап в развитии КазНУ имени аль-Фараби. Преследуемая при этом цель — максимальное использование конкурентных преимуществ создаваемого кластера для обеспечения устойчивых взаимосвязей между наукой, частными бизнес-структурами и реальным сектором экономики.

Данный кластер предполагается задействовать по двум направлениям:

первое – образовательное в рамках Высшей Школы Экономики и Бизнеса, второе – инновационное в рамках Института экономических исследований, для чего предусматривается передача Института экономики МОН РК в структуру формируемого кластера «Экономических наук и инновационного бизнеса».

Основные направления деятельности кластера «Экономических наук и инновационного бизнеса»,  представленные в рамках модели:

                                    Деятельность —- Продукт —-Применение

применительно к Высшей Школе Экономики и Бизнеса рассматривается как:

          Образование—-Специальность —- Инновационное развитие экономики

         В целях реализации данного кластера в ВШ-ЭБ предпринимается обширный комплекс мероприятий. В результате принятия этих мер возникает принципиально новая организационно-экономическая форма подготовки специалистов, разрабатываются экспериментальные образовательные программы, отрабатывается система взаимодействия научно-образовательных структур с органами власти, предприятиями.

В обсуждаемом контексте для нас  интересен опыт накопленный у наших российских коллег в Государственном университете – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), где считают, что качественный прорыв в области научно-исследовательской работы требует, прежде всего, создания устойчивой научной среды, в которой постоянно вращается критическая масса преподавателей, искренне заинтересованных в регулярном ведении исследовательской работы, в том числе имеющей прикладное и практическое значение. Ядром такой группы преподавателей может стать постоянный исследовательский семинар, на котором молодые специалисты (прежде всего – экономисты), получившие современное образование мирового уровня, будут обсуждать и находить решение тех проблем, которые наиболее актуальны для современной России. Для становления и развития этой составляющей крайне важным является также интеграция деятельности этой группы в отечественное экспертное сообщество и мировую научную культуру, что предусматривает расширение научных и профессиональных контактов с ведущими учеными из зарубежных университетов [2, с.22].

Попытки выработки аналогичного инновационного подхода к интеграции науки и образования осуществляются и в ВШ-ЭБ КазНУ им. аль-Фараби. К примеру, на кафедре «Финансы» по гранту МОН РК разрабатывался научно-исследовательский проект «Направление и финансовые механизмы повышения инновационной активности в реальном секторе, как фактора обеспечения конкурентоспособности в контексте глобализации и устойчивого развития национальной экономики Казахстана», в процессе выполнения которого в качестве соисполнителей регулярно привлекались студенты бакавлатуры, магистранты, докторанты Рh/D. Полученные ими в ходе этих исследований  результаты легли в основу или были использованы ими при подготовке  дипломных работ, магистерских и докторских диссертаций. Причем, они принимали деятельное участие не только в исследовательском процессе (что очень важно и полезно для повышения качества приобретаемых учащимися знаний и аналитических навыков), но и принимали активное участие в дискуссиях, работе научных семинаров, круглых столов и научных конференциях с участием крупных отечественных и зарубежных ученых и специалистов, способствующих углублению знаний и расширению их научного кругозора. На основе результатов, выводов и предложений данного проекта был подготовлен и представлен в Администрацию Президента РК научный доклад «Принципы развития финансовой модели Казахстана в условиях глобализации». И, наконец, главным итогом такой обширной апробации, выработанных в указанном исследовании результатов, стали научные статьи и публикации, разработан и летом 2011 года в издательстве «Казақ университетi» выпущен учебник «Государственное регулирование экономики» с реальным казахстанским содержанием, объемом 18,125 п.л. В 2016 году вышло уже второе, дополненное издание учебника «Государственное регулирование экономики».

Поэтому, можно отметить, что сотрудники ВШ-ЭБ КазНУ им. аль-Фараби не только могут вести академические и прикладные исследования с использованием современных методологических и аналитических наработок, известных в мировой экономической науке, но и в состоянии успешно выполнять такие ответственные миссии, как выработка предложений для реформ и аналитическая работа по запросам Правительства РК.

Таким образом, создаваемые научно-исследовательские университеты  можно рассматривать не только как механизм интеграции науки и образования, многократно ускоряющей процессы выработки новых знаний и выпуска компетентных специалистов, способных исходя из национальных интересов принимать ответственные и адекватные сложившимся реалиям политические и экономические решения, но и  как инструмент с помощью которого эти научные достижения, с использованием новых технологий, инноваций, конкурентоспособных менеджеров и специалистов, способствующий обеспечению высокого уровня духовного и культурного развития населения, политический и экономический суверенитет Казахстана.

 

                                                      Литература.

1. Об утверждении Типовых правил деятельности организаций высшего и послевузовского образования. Приказ Министра  образования и науки Республики Казахстан от 16 октября 2013 года №420. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=65208

2.Гневашева В.А. Исследовательский университет (проблема определения). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. —  35 с.

3.Мутанов Г.М. Программа “Трансформация классического университета в Национальный исследовательский университет”. Презентация. КазНУ им. аль-Фараби, Алматы, 2010г.

 

Мақалада ғылым және білім саласындағы жетекші жоғарғы оқу орындарын  зерттеуші университеттерге айналдыру арқылы даму стратегиясынын ұлттык приоритеттерге  сәйкестілігі көрсетілген.  Зерттеуші университетін және инновациялық кластердің оның негізіне қойылған басты ұыймдастырушы механизм ретінде жасаудың методологиялық ұсыныстар және принциптер келтірілген. Осы университеттердің одан әрі дамытатын және олардың қаржылық механизмдерін жетілдіретін шаралар ұсынылған.

 

Conformity of the development strategy of scientific-educational sector through the transformation of leading universities into research universities to the national priorities is presented. Methodological aspects and principles of formation of research university and innovation cluster as the main organizational mechanism which is taken as a principle of its work are cited. The suggestions of that universities further development and their financial mechanisms improvement are given.

В работе показано соответствие стратегии развития научно-образовательной сферы через трансформацию ведущих вузов в    исследовательские университеты национальным приоритетам. Приводятся методологические положения и принципы создания исследовательского университета и инновационного кластера как главного организационного механизма положенного в основу его работы. Даны предложения по дальнейшему развитию этих университетов и совершенствованию их финансовых механизмов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB