Консалтинг: к кому идти, кого бояться

Услуги консалтинговых агентств сегодня довольно популярны как среди крупных компаний, так и в сфере малого бизнеса. Однако отношение к ним довольно неоднозначное. Кто-то считает, что для роста бизнесу необходим постоянный процесс обучения и новых внедрений, а кто-то ничего, кроме пустой траты денег и шарлатанства, в консалтинге не видит. Кто прав?

Рынок консалтинговых услуг в Казахстане развивается достаточно быстро

Конечно, в чем-то мы отстаём от России, Европы и Америки, но в целом консалтинг в тренде. Консультантов в разных сферах, начиная от маркетинга и продаж и заканчивая автоматизацией и организационным развитием, сегодня очень много. Развитие консалтингового рынка говорит о том, что малый и средний бизнес тоже развиваются. Иначе не было бы спроса на услуги консультантов.

Малому и среднему бизнесу, который хочет быстрее вырасти, систематизировать и улучшить свои бизнес-процессы, не обойтись без помощи профессионалов в этих вопросах.

Потому что суть роста бизнеса заключается в том, чтобы как можно быстрее и эффективнее делегировать все, что не является профильным для собственника и сконцентрироваться на главном. А главное – это продукт, который производит компания.

Работа с клиентами, сервис, удовлетворенность – это, конечно, очень важно. Но когда предприниматель тратит все свое время на поиск персонала, его обучение, борется с текучкой кадров – это вовсе не хорошо для бизнеса. Операционные процессы, которые отнимают много сил, времени и энергии, лучше отдавать профильным специалистам, которые внедрят и настроят систему так, чтобы она работала.

Конечно, не каждый может себе такое позволить. На первых этапах развития компании, когда бизнес еще совсем небольшой, многое придется делать самому, для того чтобы понять, как работает механизм предпринимательства.

Но в дальнейшем, когда компании нужно расти не на 5-10% в год, а в разы быстрее, очень важно создать команду, которая будет способствовать быстрому развитию бизнеса.

Мы не раз слышали от партнеров истории о том, как тяжело найти подходящие кадры, как сложно их обучать, и есть ли смысл – они ведь все равно уходят рано или поздно. Это очевидный результат отсутствия системного подхода к бизнесу. А систематизацию любого уровня как раз создают консультанты. Они привносят свою экспертизу в бизнес и делают его системным, а значит, более быстрым и понятным.

Не всегда этот вклад настолько значительный, как хотелось бы. Потому что многое зависит от уровня профессионализма консультанта, от команды, если она есть, от опыта и экспертизы.

Чем больше опыта у консультанта, тем выше вероятность успеха того или иного проекта.

Чем меньше опыта – тем выше риск. Это нужно учитывать при выборе консультанта или консалтинговой компании.

Важно также, обращаясь к услугам консалтинга, исходить из фактора скорости. Проблема в том, что большая часть консультантов, которые сейчас работают на рынке – это фрилансеры. Они трудятся на себя, взаимодействуют с клиентом напрямую и отвечают своей головой, своей репутацией за результат, который ему принесут. Консультанты-фрилансеры, работающие в одиночку, редко могут вести несколько проектов одновременно. В то же время консалтинговых агентств, которые выступают командой, не так уж много и стоят они дороже. Так что, если хотите индивидуального подхода, полного внимания к вашему проекту и скорости, стоит решить, сколько вы готовы на это потратить.

Существует несколько моделей консалтинга

  1. Обучение – консультанты проводят тренинги для руководства и персонала.
  2. Коучинг – разновидность обучения, при котором консультант задает вопросы и ведет слушателей к тому, чтобы они сделали определенные выводы сами.
  3. Консалтинг под ключ – заказывается определенная услуга «от и до», например, исследование, построение отдела продаж или сервис. Дается конкретное решение в конкретные сроки. Это самый дорогостоящий вид консалтинга, так как здесь работа идет не на процесс, а на результат.

Кому нельзя доверять в консалтинге?

В сети полно кричащих заголовков в духе «стань миллионером за два дня». Насмотревшись на таких консультантов в Америке, Украине, России и Казахстане, я убедился, что чем громче кричит человек, тем меньше он делает.

Да, это продающие заголовки, это маркетинг, это призыв к действию. Но, к сожалению, чем больше обещает заголовок, тем ниже вероятность, что вы это получите.

Потому что консалтинговый проект – это кропотливый труд, это те же проблемы, с которыми сталкивается и сам собственник, только здесь команда, которая на них специализируется и делает все чуть лучше и быстрее.

Специализация – важный показатель надежности консалтинговой компании

Мы специализируемся на создании команды по развитию бизнеса, но при этом не сильны в вопросах оптимизации финансов. Хотя есть консультанты, которые занимаются именно финансовой составляющей. И в этом нет ничего плохого. Попытка охватить все никакой пользы, кроме расширения кругозора, не приносит. Но когда консультанты заточены под определенную специализацию, тогда и результаты выше.

Что касается гарантий, то если вы слышите обещание стопроцентной гарантии, это, скорее всего, просто тренинг. Вы его стопроцентно пройдете, а получится что-то сделать самому или нет дальше, целиком зависит от вас. Но если вы хотите работать с командой, которая будет выстраивать за вас все, то здесь многое зависит от разных факторов: от ситуации на рынке, управленческих решений, клиентов, сотрудников и т.д. Поэтому главная гарантия консалтинговой компании – это ее бренд и репутация, которую нужно отстаивать, чтобы работать дальше и не потерять клиентскую базу.

Вообще проблема выбора и вопрос доверия определяются некой условной шкалой риска и успеха. Особенно это касается сложных проектов. Да, риск очень высокий, но если он оправдывает себя, то и дивиденды от успеха тоже очень высоки.

В то же время нужно понимать – если у эксперта был опыт создания или ведения такого проекта, то любые опасения практически сводятся к нулю.

Если же вы берете молодого консультанта, который только начинает работать с малым бизнесом, и отдаете ему крупный проект, то здесь всегда есть определенная угроза. Хотя это не говорит о том, что такому специалисту совсем нельзя доверять. Нужно смотреть, какие у него клиенты, какие кейсы и насколько они актуальны. Актуальность важна, потому что буквально за несколько месяцев ситуация на рынке может кардинально измениться, и вчерашнее предложение уже не будет отвечать реалиям действительности.

Цена вопроса

Любые консалтинговые и информационные услуги стоят недешево. Цена зависит от опыта, уровня и ранга консультанта. К примеру, международный эксперт, такой как гуру сервиса Джон Шоул, обойдется в копеечку, даже если не будет лично присутствовать, а отправит своих представителей. То же самое можно сказать и о других раскрученных консультантах из Европы, России и Украины. Однако всегда есть альтернативное решение. И это решение можно найти здесь, в Казахстане.

Конечно, и у нас более опытные компании с наработанной репутацией стоят дороже, чем новички, хотя зачастую результаты тех и других одинаковы. Именно поэтому при выборе консультантов нужно смотреть не только на опыт и количество кейсов, но и, самое главное, на отрицательные итоги. Положительные результаты есть у всех и всегда: все молодцы, у всех успешные кейсы. Но ценность отрицательного опыта, который мало кто хочет признавать, намного выше. Именно отрицательный опыт дает толчок к развитию, именно на его основе можно чему-то научиться и вырасти в профессиональном плане.

 

Комментарии доступны только участникам клуба NB