Все предприятия начинают с малого

У вас есть отличная идея. Мир в ожидании вашего продукта или услуги. Вы накопили достаточно денег, чтобы сдвинуть вашу идею с мертвой точки. У вас есть место расположения, и вы сделали свою рекламу. Вы уверены, что ваш бизнес будет успешным. И тем не менее, часто бывает так, что через некоторое время вы становитесь банкротом. Цифры от Бюро статистики труда США показывают, что около половины новых предприятий прекращают свое существование в течение первых пяти лет коммерческой деятельности.

Да, большинство субъектов малого предпринимательства в конечном счете терпят неудачу. И вместе с тем идут сбережения и мечты человека, который начал свое дело. В рассматриваемой статье мы описываем пять финансовых и бухгалтерских ошибок, которые следует избегать, чтобы увеличить вероятность процветания малого бизнеса. Конечно, наиболее распространенной причиной безуспешности малых предприятий является то, что основной продукт или услуга просто не удовлетворяют потребностям рынка. Иными словами, клиенты не нуждаются в таких продуктах или услугах. Но небольшие компании также часто прекращают свою деятельность из-за предсказуемых и предотвратимых финансовых и бухгалтерских ошибок, а именно недостаточного капитала, неэффективного управления денежными средствами, неэффективного учета и систем контроля, неправильного установления цен на продукцию и неконтролируемого роста.

Все предприятия начинают с малого

Хотя крайне важно помнить, что большинство малых предприятий терпят крах, также важно помнить, что все успешные предприятия начинают с малого. Вот несколько историй, с которыми вы, вероятно, знакомы.

Компания Apple была основана в 1976 году двумя друзьями, Стивом Джобсом и Стивом Возняком, работая в гараже дома родителей Стива Джобса в Лос-Альтосе, штат Калифорния.

Первое соглашение о финансировании Apple пришло тогда, когда Стив Джобс убедил поставщика электронных деталей продать ему детали в долг.

Вместе с тем, стороны договорились о том, что Джобс заплатит за них, когда он и Стив Возняк продадут первую партию готовых компьютеров «Apple 1».

В 1981 году компания Microsoft занималась программным обеспечением и состояла из 32 человек. Компания недавно переехала в Бельвью, штат Вашингтон из своей первоначальной штаб-квартиры в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Microsoft была основана в 1975 году двумя друзьями, Биллом Гейтсом и Полом Алленом. Когда корпорация IBM выпустила свой мощный персональный компьютер «IBM» в 1981 году, IBM решила не разрабатывать операционную систему самой, а привлекла для выполнения этой задачи тогда еще начинающую Microsoft. Остальное, как говорится, уже история. Microsoft использовала свои позиции в качестве основного поставщика операционных систем для персональных компьютеров, чтобы стать одной из самых влиятельных компаний нашего времени.

Корпорация Exxon Mobil была создана в Кливленде еще в 1862 году благодаря предпринимательскому потенциалу одного человека, Джона Д. Рокфеллера. Маленькая нефтяная компания, начатая Рокфеллером всего лишь 4 000 тыс. долл. США из его личных сбережений, в конечном итоге настолько увеличилась, что федеральное правительство США решило преобразовать компанию в монополию и расформировало ее на несколько частей.

Обе корпорации Exxon Mobil и Chevron являются наследием первоначальной нефтяной компании Standard Oil, основанной Рокфеллером.

Компания Wal-Mart также была создана в силу предприимчивости одного человека, Сэма Уолтона. После Второй мировой войны, Сэм занял 20 000 тыс. долл. США у своего тестя и приобрел универсальный магазин в Ньюпорте, штат Арканзас. К 1962 году Сэм Уолтон построил целую сеть из 16 универсальных магазинов. Сэм убедился, что существуют большие возможности в открытии дисконтных розничных точек торговли в небольших городах США, а также в городах, которые не были замечены такой традиционной сетью розничной торговли, как Sears. Уолтон предложил свою идею двум торговым сетям, но не смог вызвать никакого интереса. В конце концов, ему пришлось профинансировать начало деятельности своего первого дисконтного магазина за счет своих средств, вложив 95% капитала, затем 3% от своего недоверчивого брата Бада и 2% от управляющего магазином, которого он нанял. Первый магазин Wal-Mart открыл свои двери 2 июля 1962 года.

В итоге, компании Apple, Microsoft, Exxon Mobil и Wal-Mart были образованы благодаря изобретательному потенциалу лишь шести человек. Они были действительно небольшими предприятиями. Но теперь эти четыре компании, которые начинали, как малые предприятия, имеют общую рыночную капитализацию более 1,5 трлн. долл. США. Печально, но факт в том, что другие предприниматели с бизнес-идеями, по крайней мере такими же блестящими, как у Джона Д. Рокфеллера и Сэма Уолтона, никогда не имели полноценной возможности расширить свои компании, потому что на ранних стадиях роста им мешали предсказуемые и предотвратимые финансовые и бухгалтерские проблемы.

Стоит отметить, что совсем необязательно для предприятия стать большим и известным, чтобы быть успешным.

Стабильный малый и средний бизнес являются основой общества. Надежная небольшая компания может обеспечить рабочими местами семей, друзей и соседей. Родители или дедушки и бабушки могут не переживать за успех малого предприятия с устойчивым финансовым положением при переходе его к следующему поколению. В связи с этим, независимо от того, как вы определяете деловой «успех», для каждой успешной истории приходятся десятки мелких предприятий, которые прекращают свое существование, прежде чем они когда-либо действительно начинают развиваться.

В данной статье мы выделяем пять обычных проблем финансов и бухгалтерского учета, которые побуждают новые предприятия испытывать трудности. Разумеется, это не исчерпывающий список, но эти пять проблем по всей видимости постоянно возникают при обсуждении затруднений, с которыми сталкивается малый бизнес. Этими пятью проблемами являются (1) недостаточный капитал, (2) неэффективное управление денежными средствами, (3) неэффективный учет и системы контроля, (4) неправильное установление цен на продукцию и (5) неконтролируемый рост. Эти вопросы часто взаимосвязаны. Неконтролируемый рост может усугубить неэффективное управление денежными средствами. Ненадлежащее управление денежными средствами может быть вызвано неэффективным учетом и системами контроля. И так далее. Хотя эти темы иногда связаны между собой, мы будем затрагивать каждую из них в отдельности.

Недостаточный капитал

Один из наших друзей недавно начал свое дело дальних автогрузоперевозок. У него есть грузовик, и он договорился с водителем, чтобы тот выполнял заказы для него. Своих клиентов он находит в компаниях, которые хотят доставлять товары на большие расстояния, но в тоже время не имеют достаточно большой потребности нанимать одну из крупных транспортных компаний. Наш друг говорит, что самой трудной частью его бизнеса является поиск нужных клиентов, которые хотят, чтобы их товары были отправлены в нужное место и готовы платить нужную цену. Соответственно, функции его бизнеса по планированию и переговорам по контрактам очень интересны, но это темы для отдельного разговора.

Давайте поговорим о финансировании этого малого предприятия. Первоначально, наш друг думал, что ему хватит $35 000 тыс., чтобы начать бизнес автогрузоперевозок. Он рассчитывал использовать эти деньги для покупки подержанного грузовика, его фронтальной части и кабины для водителя.

Но потом он узнал, что такие грузовики стоимостью $35 000 тыс. не будут совместимы с нормами выбросов в Калифорнии.

Количество потенциальных отгрузок, которые он мог бы совершить будет намного ограничено, если грузовик не сможет ездить в Калифорнии. Это означало, что необходимо приобрести новый грузовой автомобиль стоимостью $52 000 тыс. 

Таким образом, наш друг должен был обеспечить еще большее финансирование деятельности своего предприятия. Но это еще не все. Ему нужно было купить прицеп за $10 000 тыс., а также брезент, ремни и цепи за дополнительные $2 500 тыс. . В целом, нашему другу понадобилось $64 500 тыс., чтобы запустить это дело. К счастью, у него были такие средства. Но если бы первоначально у него было скажем, $50 000 тыс., весь бизнес целиком прекратил бы свое существование сразу же из-за отсутствия финансирования.

Потенциальные индивидуальные предприниматели часто не думают обо всех затратах, необходимых для начала операционной деятельности.

В результате, многие малые предприятия с хорошими идеями прекращают свою деятельность из-за недостатка первоначального капитала.

Давайте рассмотрим все денежные расходы, чтобы начать свое дело. Зачастую, арендная плата должна быть выплачена за несколько месяцев вперед. Такие расходы, как коммунальные платежи, оборудование, которое возможно потребуется приобрести или арендовать, заработная плата работников и покупка товарно-материальных запасов чрезвычайно важны. Все эти расходы должны оплачиваться, в то время как владелец малого предприятия ждет потенциальных клиентов, чтобы сначала они нашли его, затем купили у него, и, наконец, заплатили ему.

Многие компании вынуждены закрыться, прежде чем они смогут узнать, имеет ли их бизнес-модель возможность продемонстрировать успех. У них просто заканчиваются деньги!

По своей натуре, предприниматели настроены оптимистично… даже ОЧЕНЬ оптимистично.

В результате, они, как правило, переоценивают поступления денежных средств и недооценивают их отток. Они игнорируют тот факт, что при основании компании пройдет время, прежде чем денежные средства начнут поступать в нее. Но их отток происходит незамедлительно.

Сколько денежных средств достаточно на открытие своей компании? Ответ на этот вопрос может прийти только путем тщательного составления бюджета поступлений денежных средств и их оттока. В рамках первоначального процесса бизнес-планирования крайне важно, чтобы предприниматель сел и внимательно и реалистично распланировал ожидаемые поступления денежных средств и их отток, по крайней мере в течение первых шести месяцев деятельности нового предприятия. Данный анализ потребностей в денежных средствах на начальном этапе позволит владельцу определить их любую прогнозируемую нехватку, и в течение достаточного времени организовать необходимое финансирование либо от партнеров или от кредиторов.

Кстати, если вы планируете идти в банк, чтобы профинансировать ваше новое предприятие, одна из первых вещей, которую они у вас спросят будет ваш прогноз движения денежных средств. Им будет интересно знать, каким капиталом вы располагаете в настоящее время. Если вы планируете просить друзей или семью вкладывать деньги, они спросят о вашем прогнозе движения денежных средств (если они дальновидны). Для того, чтобы привлечь капитал из внешних источников, опять же вам нужен прогноз движения денежных средств. Вы также можете подготовить его для себя лично. Подобный анализ позволит определить, сколько средств вам понадобится для того, чтобы спокойно пережить первые несколько месяцев, затруднительных для нового предприятия.

Читать всю серию:

Часть 2. Неэффективное управление денежными средствами (Скоро)

Часть 3. Неэффективный учет и системы контроля (Скоро)

Часть 4. Неправильное установление цен на продукцию (Скоро)

Часть 5. Неконтролируемый рост (Скоро)

Авторы серии статей: 

Эрл К. Стайс
Профессор бухгалтерского учета и финансов компании Ernst & Young
Высшая школа бизнеса
Назарбаев Университет
Астана, Казахстан

Еркен Арыстан
Ассистент по исследовательской деятельности
Высшая школа бизнеса
Назарбаев Университет
Астана, Казахстан

Дерральд Стайс
Школа бизнеса и управления
Гонконгский университет науки и технологии

Джеймс Д. Стайс
Профессор бухгалтерского учета Стива В. Альбрехта
Школа управления Марриотт
Университет Бригама Янга
Прово, штат Юта, США