Боязнь начинать, или ловушка умных людей

Один мой друг уволился с работы и решил начать свои бизнес. Я спросил у него, что он хотел бы делать, он ответил, что предоставлять бухгалтерские услуги компаниям. Я предложил ему пару свободных мест в офисе и хотел стать его первым клиентом. Как вы думаете, он начал? У него был опыт, знания, возможность, первый клиент, даже рабочее место, но он не рискнул, не попробовал.

С чего же начинается предпринимательство? Что такое стартап? Вопросы разные, но ответ один – вера. Вера в себя, идею, проект.

Предпринимательство не начинается с умственных способностей, высокого IQ , глубокого понимания какой-то отрасли. Нет прямой корреляции между предпринимательской деятельностью и уровнем интеллекта.

Для предпринимателя куда важнее умение предвидеть, чувствовать, мотивировать, отстраняться от текущих дел, охватывать картину целиком, то есть то, что не измеряет IQ. Наверное, EQ будет здесь более информативным, чем просто коэффициент умственного развития.

Большинство непредпринимателей из моего окружения работают или работали в крупных компаниях. Поэтому, опираясь на свое понимание ведения бизнеса, они начинают у себя в голове обрисовывать стартап с точки зрения корпоративного менеджера, со всеми отделами, должностями и функциями. Как говорит в своих лекциях Стив Бланк (американский предприниматель, создатель восьми успешных стартапов, «крестный отец Кремниевой долины», автор методики развития клиентов), большие компании пишут бизнес-план – и они его пишут, большие компании проводят маркетинговые исследования, и они тоже пытаются их заказывать, тем самым затягивая с запуском стартапа, созданием продукта. Мысленно такие «предприниматели» построили огромную махину, они понимают, как все это дорого содержать, их начинает сковывать страх, им страшно начинать.

Есть люди, склонные к риску, обычно они занимаются экстремальными видами спорта или выбирают профессии с ярко выраженным стремлением преодолевать опасность – каскадеры, спецназовцы. Можно даже определить таких людей с помощью поведенческой модели DISC, где психотипы с высокими показателями DI и пониженными показателями SC обычно более решительны и склонны рисковать. Но это не значит, что люди с высокими показателями SC не могут быть предпринимателями.

Носители гена воина, на которых приходится практически треть населения Земли, в основном мужчины, чаще склонны к финансовому риску, который нередко приводит к успеху.

В бизнесе важно понимать свои сильные и признавать слабые стороны, воспринимать себя таким, какой есть, а не тем, каким бы хотелось быть.

Меня окружает большое количество умных людей – выпускники КТЛ, физмата, лучших западных и местных вузов, призеры республиканских и международных олимпиад. Перед тем как что-то начать, они просчитывают всевозможные риски, образно объединяя их в один большой. Справиться со страхом можно только внутренней уверенностью и верой в бизнес-идею, поэтому воспринимайте каждый риск по отдельности, тогда будет легче их победить, ведь риск – это нереализованная неприятная ситуация в будущем, которая может и не свершиться. Риски, угрожающие нашему здоровью, встречаются везде и всегда, едим ли мы, едем на работу, занимаемся ли спортом. Так почему же некоторые риски мы принимаем как часть нашей жизни, а предпринимательский риск брать страшимся? Объяснение простое – мы не сталкиваемся с ним в обычной жизни, поэтому к нему не приучены. Ко мне каждую неделю обращаются знакомые и незнакомые люди, чтобы оценить их бизнес-идею или получить порцию мотивации, для всех у меня один совет – начинайте, пробуйте, переступите черту, тренируйте предпринимательскую мышцу. Вы уже на несколько шагов впереди остальных: во-первых, поняли, что хотите стать предпринимателями, во вторых, худо-бедно проработали бизнес-идею, в третьих, пришли за советом. К сожалению, я еще не встречал людей, которые учились бы на ошибках других, поэтому начинайте без промедления, отыщите свои «грабли» и перенаступайте на них в самом начале развития бизнеса, это будут самые полезные бизнес-уроки в вашей жизни.

Надеюсь, вы справились со своим страхом и готовы вступить на предпринимательскую стезю. Теперь вам нужно знать о двух основных моделях начала предпринимательской деятельности: призвание и системный подход. В первом случае вы занимаетесь делом всей своей жизни, например, спасаете людей, и понимаете лучше других, как это можно делать, – тогда, запуская свой бизнес, вы будете относиться к нему как к собственному ребенку. Второй подход – вы понимаете, на чем строится бизнес, отчетливо видите и чувствуете бизнес-модель, для вас это четкий алгоритм, вы знаете, какие ресурсы необходимы на входе и что нужно для вашего клиента, заказчика, потребителя на выходе.

Эффективные модели всегда очень просты – также как вода, которая течет под воздействием силы тяжести вниз и поэтому ее продуктивнее сливать, чем качать вверх.

В практике ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), чтобы найти самое эффективное решение, сначала нужно представить идеальный конечный результат (ИКР) и только затем подстраивать его под неидеальные условия. Этот же метод очень эффективен при построении бизнес-модели. Изначально вы не сможете построить эффективную бизнес-модель, ваша задача заложить правильную ДНК в ее основу, немалая часть бизнеса изменится, эволюционирует из-за факторов, которые вы не могли учесть. Вы должны понимать свою бизнес-модель настолько глубоко, что могли бы описать ее на одной странице.

Я помню то смятение, когда увольнялся, чтобы начать свое первое дело. И вот вы тоже решились, но с чего начинать? Мой совет – начните продавать, немного блефовать, затем опять продавать и опять блефовать. Не важно, что вы продаете, продукт или услугу, блефовать вам придется в обоих случаях.

Искусство предпринимателя заключается в том, чтобы реализовывать возможность без ресурсов на ее реализацию.

Вы пришли к потенциальному заказчику, ранее высланная презентация его «зацепила», теперь он хочет убедиться, что вы способны выполнить заказ, он обязательно спросит: «а вы это делали раньше?». Возможно, вы работали над подобными проектами в прошлом, а возможно, видели, как это делали другие. Если ответите неуверенно, то едва ли получите этот заказ. Поэтому у вас только одна возможность – спокойный голос и полная уверенность в своих словах. Верьте всему, что говорите, сами.

Не нужно усложнять все сразу, сложнее так и так станет с ростом оборотов. Параллельно должны расти ваши личные компетенции и компетенции ваших сотрудников.

В отдельно взятых направлениях компетенции ваших сотрудников должны превосходить ваши.

Например, у вас проектно-ориентированная компания, занимается выполнением работ в сфере информационных технологий или строительства. С ростом количества проектов вы начнете углубляться в изучение и внедрение проектного управления, возможно, даже создадите проектный офис, но один другому может быть рознью: иногда такой офис просто статист и фиксирует изменения в проекте, в другом же случае непосредственно ими управляет. Проекты в несколько десятков тысяч долларов и в сотни миллионов долларов не могут управляться одинаково, точно также как задачи более высокого уровня не могут решаться способами более низкого уровня, то есть вы никогда не решите кубическое уравнение методами решения квадратного уравнения. IPMA определяет 42 компетенции, необходимые для успешного управления проектами, PMI подразделяет их на 5 групп, состоящих из 47 процессов управления проектами. Одинаковы ли важны все компетенции для реализации различных проектов? Нет, для успешной реализации маленьких проектов вам важны максимум несколько компетенций, по моему личному мнению, хватит управления сроками и стоимостью из технических компетенций и самоконтроль из персональных.

Никогда не торопитесь с излишней бюрократизацией бизнеса. Текучка кадров, работа с рисками, желание получать предсказуемый результат сами подтолкнут вас к систематизации или стандартизации. Никогда не изобретайте колеса заново, вы потратите на это много времени, а придете к общепризнанному стандарту ISO9001 — система менеджмента качества, в нем вы найдете для себя процессный подход, блок-схемы, внутренний аудит. А чтобы понять, на каком уровне стандартизации бизнеса вы находитесь, поможет стандарт ISO15504 — модель зрелости управления. Абсолютное большинство казахстанских компаний находятся на 0-, 1-, 2- и 3-м уровне. О какой конкурентоспособности можно говорить, когда у нас практически нет местных компаний 4-го и 5-го уровня.

Как-то меня возмутила цена на блюдо из рыбы в новом меню, которая превышала наш средний чек в 1,7 раза. Я спросил причину, оказалось, управленцы ориентировались на модель ценообразования в наших заведениях, согласно которой себестоимость не должна превышать 30%, а согласно логике создания ситуативного меню необходимо предлагать как минимум одно блюдо из рыбы. Так как адекватной альтернативы этому блюду нет, решили его оставить и установить такую цену. Они приняли самостоятельное решение на установленных ранее принципах. Рано или поздно вам придется начать делегировать. Управлять компанией вы можете посредством указаний, задач, проектов или ценностей, данная концепция пересекается с моделью зрелости управления.

Абсолютное большинство никогда не рискнет и не начнет собственный бизнес. Чтобы одолеть страх перед открытием своего дела, нужно понимать природу этого страха, а она очень простa: неизведанное пугает. Лечение данного недуга одно – понимание, что начать бизнес можно и без нескольких сотен страниц бизнес-плана, представляя простейшую модель, как вы собираетесь зарабатывать, не боятся продавать и блефовать. Не нужно изначально усложнять и бюрократизировать свой стартап.

Комментарии доступны только участникам клуба NB