Вытеснят ли смартфоны пластик

До 2016-го казахстанцы оплачивали товары и услуги с мобильного телефона в основном двумя способами: банковская карта и электронный кошелек. Но прошлый год подарил нам совершенно новые возможности: впервые в истории страны мы смогли полноценно платить с помощью баланса телефона. Какие шансы у смартфонов стать самым удобным платежным средством, почему мобильная коммерция так быстро становится популярной в Казахстане и представляет ли она угрозу банковским картам?

Банковские решения

Последние несколько лет именно банковские решения были среди казахстанцев самым популярным способом платить в интернете. Сначала онлайн-оплата с карты на сайте продавца, после – мобильные приложения банков: MyHalyk, B1nk, Homebank, Smartbank, Kaspi.

В Казахстане повторяется мировая тенденция – банки начинают все шире использовать инновационные финтех-решения вплоть до того, что выпускают собственные платежные продукты под отдельным брендом. В России, к примеру, Альфа-Банк сделал платежный продукт RURU, в Казахстане Capital Bank создал по сути свой банкинг, но отдельным продуктом под названием B1nk.

По данным Казкоммерцбанка, количество пользователей их онлайн-услуг в Homebank сравнялось: 50% заходят в личный кабинет с компьютера, 50% – со смартфона. Чем лучше приложение, тем меньше поводов идти в банк. Через мобильный банкинг можно не только оплачивать счета за коммунальные услуги, телефонную связь, интернет, но и делать межбанковские переводы, переводы в валюте, оплачивать кредиты, даже депозиты открывать – все с телефона и без очередей. Возможности банкингов постоянно расширяются, в среднем мобильные приложения насчитывают больше 100 функций. Но в широте ассортимента кроется и сложность: сделать такое многофункциональное приложение удобным не просто. Нередко банки, особенно в развивающихся странах, обращаются в сторонние финтех-компании, для которых сделать и внедрить современное платежное решение легко: они гибче и ближе к инновациям.

Национальный банк Казахстана подсчитал, что в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, количество держателей банковских карт снизилось на 3,7%, – это казахстанцы, которые пошли и целенаправленно избавились от пластика. Выпуск карт по сравнению с аналогичным периодом также сократился – на 7,6%.

Рост держателей и количества выпущенных карт был стабильным только до 2014 года, сейчас тенденция пошла на спад. Это происходит во всем мире, не только у нас в стране: карты как средство оплаты, особенно онлайн, отходят на задний план. Это, конечно, не значит, что уже на следующий год Казахстан совсем откажется от банковских карт, они будут актуальны еще не одно десятилетие. Это значит, что вслед за мировыми рынками у нас появляются альтернативные, более удобные и быстрые способы безналичного расчета, такие как оплата с помощью баланса мобильного (телефона).

Мобильная коммерция

Ровно год назад в Казахстане появилась возможность платить за товары и услуги с помощью баланса телефона. Покупать контент в онлайн-играх, билеты в кино или на концерты, косметику у сетевых корпораций, оплачивать счета за комуслуги – просто отправляя СМС. Для того чтобы сделать платеж, необязательно выходить в интернет и иметь смартфон. Мобильная коммерция позволяет совершать онлайн-оплату с самых простых моделей телефонов.  

Через полгода после появления сервиса им заинтересовались чиновники, был инициирован запуск сразу нескольких социальных проектов: оплата через СМС проезда в автобусах, мест на городских парковках и пополнение электронных транспортных карт «Онай».

Эту возможность наш рынок ждал последние несколько лет. Сейчас Казахстан – единственная страна в Центральной Азии, в которой работает мобильная коммерция. В России мобильные платежи существуют больше 15 лет.

Для сравнения, в 2016 году рынок мобильной коммерции в России составил 215 млн долларов. К 2017 году, по прогнозам экспертов, объем рынка вырастет до 587 млн долларов (статистический портал Statista). Сейчас оборот мобильной коммерции в Казахстане занимает меньше 1% от годового оборота в России.

Но интерес к этому виду оплаты у казахстанцев есть и он растет: с момента запуска в январе 2016 года к январю 2017 года количество уникальных пользователей в среднем выросло на 64%, количество транзакций – на 59%, оборот – на 74% (данные Beeline).

Пока чаще всего казахстанцы платят с помощью баланса телефона за покупку контента в онлайн-играх, проезд в общественном транспорте, счета за интернет, кабельное телевидение, телефонную связь, за размещение на досках объявлений. Для сравнения, в России первое место по объему платежей с баланса телефона делят покупки в онлайн-играх и пожертвования в благотворительные фонды.

Средний чек у платежей в Казахстане разный: от рекламы (274 тенге) до комуслуг (7793 тенге). Скорее всего, в ближайший год средний платеж остановится на двух тысячах тенге – это деньги, которые не жалко потратить с баланса. А самыми популярными станут покупка билетов в кино, на концерты, спортивные мероприятия (уже сейчас билеты на Универсиаду можно купить с помощью баланса телефона), оплата объявлений и проезда в общественном транспорте.

В мировой практике мобильная коммерция активно набирает обороты именно в развивающихся странах: Африка, Кения, Индия, Камбоджа, Вьетнам, здесь сервис в мгновение стал мегапопулярным, потому что большой процент населения не имеет доступа к банковским услугам. Мобильные платежи в этих странах становятся не просто еще одним каналом, а зачастую первым способом онлайн-оплаты для тех, кто хочет иметь возможность пользоваться финсервисами.

Жители развитых стран не так охотно используют мобильные платежи, потому что там есть хорошее проникновение банковских карт.

В Казахстане, в отличие от мирового опыта, целевая аудитория получилась другой: мобильными сервисами в основном пользуются не жители отдаленных населенных пунктов, не имеющие доступа к банковским услугам, а те, кто привык пользоваться картами, но в каких-то ситуациях им удобнее совершить безналичный платеж через телефон.

По прогнозам Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ), оплата с помощью баланса телефона в ближайшее время может занять от 2% до 5% в сегменте транзакций до трех тысяч тенге. В соседней России мобильные платежи уже составляют 35-40% всех онлайн-оплат.

Еще один новый сервис, который, скорее всего, станет очень популярным среди казахстанцев в этом году, – перечисление с баланса на банковскую карту. Сервис работает уже сейчас, пока, правда, только у одного мобильного оператора. Представьте, как это удобно: кто-то должен вам денег, он может просто пополнить баланс вашего телефона на нужную сумму, вы перечисляете деньги себе на карту. Сценарии, которые раньше мы и представить не могли, становятся сейчас реальным сервисом.

Бесконтактные платежи

Один из наиболее актуальных мобильных платежных трендов, который ожидает Казахстан в 2017 году, это технологии бесконтактных платежей ApplePay и SamsungPay. Представьте, как на кассе в супермаркете вы подносите к POS-терминалу не банковскую карту, а телефон. Не нужно вводить код, даже отправлять СМС, как в случае с мобильной коммерцией, подтверждение платежа – отпечаток пальца.

Технология доступна только смартфонам Apple или Samsung со встроенной системой бесконтактных платежей: к ней привязывается банковский счет или несколько счетов. То есть можно собрать все свои средства в одном платежном инструменте.

Наконец, не нужно носить с собой портмоне, наличные, карты. Только смартфон, который и так всегда в кармане. Такие бесконтактные платежи безопаснее, чем оплата картой: ваши данные невозможно украсть, потому что вы нигде не прикладываете физический чип. К одним терминалам карта просто прикладывается, в других нужно провести магнитной полосой внутри. Бесконтактные платежи работают по аналогии: смартфон с ApplePay нужно прикладывать к POS-терминалу, SamsungPay умеет имитировать и магнитную ленту.

В США и Европе бесконтактные платежи ApplePay и SamsungPay работают около двух лет, но широкую популярность получили только в середине 2016 года, когда пользователи оценили простоту использования и скорость проведения транзакций. Чаще всего через телефоны там платят за проезд в транспорте, за товары в супермаркетах и магазинах, в ресторанах и кафе – везде, где клиент смог бы оплатить картой.

В России технология появилась осенью 2016 года с разницей в несколько дней: 29 сентября был запущен сервис SamsungPay, 4 октября – ApplePay.

В октябре 2015 года Казкоммерцбанк начал прием оплат ApplePay, но сервис был доступен только держателям карт американских и российских банков. В феврале 2016 года Visa и Казкоммерцбанк анонсировали запуск бесконтактных платежей с помощью Android-смартфонов с чипом. Сервис работает через специальное приложение, которое создает цифровой дубликат платежной карты. SamsungPay в Казахстане официально еще не представлен.

Оплата через QR-коды – еще одна технология, которая была несколько забыта на время, но сейчас, с ростом популярности бесконтактных платежей, получила вторую жизнь. В Казахстане сервис в тестовом режиме работает в корпоративной столовой одного из мобильных операторов. Посетитель сканирует QR-код и попадает на специально созданную страницу столовой. Кассир называет сумму заказа, покупатель вводит ее в приложении и совершает оплату, кассир получает SMS, которое подтверждает платеж.

В Америке система оплаты с помощью QR-кодов работает на несколько ином уровне. В декабре 2016 года компания Amazon запустила в тестовом режиме первый продуктовый магазин без продавцов и касс. Сканируете на входе в магазин код, берете с полок нужные товары и выходите. Технология автоматически определяет, когда продукты берутся с полок или возвращаются назад, отслеживает их в виртуальной корзине, а деньги списываются с карточки, привязанной к учетной записи пользователя на Amazon. Никаких очередей. Уже в 2017 году планируется открытие такого магазина для широких масс.

Использование мобильных телефонов для онлайн- и офлайн-оплат – это рывок, который ведет к глубоким изменениям во всем мире: платежная инфраструктура никогда не будет такой, как раньше. Пользователи хотят совершать платежи с телефона в любое время, быстро и просто. По исследованиям Google только 9% пользователей останутся в приложении, если их что-то не устроило в его возможностях, в том числе и в способах оплаты. Остальные уйдут к другому продавцу. Бизнес должен поддерживать точки соприкосновения с клиентами, и платежи – как раз один из ключевых моментов, который нельзя исключать из процесса покупки.

В 2017 году, по прогнозу аналитиков международной исследовательской и консалтинговой компании InternationalDataCorporation, мобильные платежи в мире достигнут 1 трлн долларов. В 2015 году объем этого рынка составил 500 млрд долларов.

Смартфоны заменили нам фотоаппараты, телевидение и музыкальные проигрыватели. Сейчас мы являемся свидетелями исторического процесса, когда современные инструменты делают из наших телефонов еще и кошельки.

Комментарии доступны только участникам клуба NB