Методология составления рэнкинга крупнейших компаний Казахстана NB500

Основные положения по проекту NB500

Основной критерий составления рэнкинга NB500 – консолидированный доход от реализации продукции (работ, услуг) в 2016 году, полученный компанией вне зависимости от формы собственности, организационно-правовой и отраслевой принадлежности. Когда же этот показатель в силу специфики деятельности компании не может быть применен, мы используем наиболее близкий к нему по экономическому смыслу показатель из финансовой отчетности (табл.  1).

Табл. 1. Определение дохода от реализации в специальных случаях

1

Место в рэнкинге определяется путем ранжирования компаний в зависимости от величины консолидированного дохода от реализации продукции (работ, услуг). Помимо дохода от реализации, в таблице приведены данные совокупного дохода (убытка) за год, активы на начало и на конец года, собственный капитал на начало и на конец года. В таблице также представлены три финансовых коэффициента: ROA (доходность активов), ROE (доходность капитала), ROS (доходность продаж). Методику расчета коэффициентов смотрите в табл.  2.

Табл. 2. Методика расчета коэффициентов

2

Мы принимаем во внимание традиционное использование в приведенных выше формулах показателя чистой прибыли вместо совокупного дохода. Однако считаем необходимым использовать для расчета коэффициентов за 2016 год именно совокупный доход, т.к. у ряда компаний данный показатель, в отличие от предыдущих лет, существенно отличается от чистой прибыли за счет одного важного фактора — дохода от курсовой разницы, полученного в результате девальвации тенге. Если компания представляет собой холдинг, то порядковый номер в рэнкинге присваивается только головной компании, а дочерние компании холдинга и их подразделения сгруппированы и приведены ниже для информации. Под понятием «дочерняя компания» в рэнкинге NB500 подразумевается юридическое лицо, которое принадлежит головной компании на 51% и более. Если компания входит в иностранный холдинг, ей будет присваиваться номер рэнкинга на основе ее собственных показателей. Исключение составляют иностранные холдинговые компании, которые создавались исключительно для вывода казахстанского холдинга на листинг одной из международных бирж. В этом случае номер рэнкинга будет присваиваться иностранной холдинговой компании с раскрытием структуры холдинга. Компании-нерезиденты (филиалы иностранных компаний) участвуют в рэнкинге только в части доходов, получаемых на территории Республики Казахстан. Учитывая опыт прошлых лет, мы ожидали, что часть крупных компаний, по которым нет сведений в публичном доступе, по тем или иным причинам не предоставит данные по своим финансовым результатам за 2016 год. Для помещения этих компаний на соответствующее место в рэнкинге мы использовали экспертные методы оценки дохода компании.

В качестве валюты рэнкинга используется казахстанский тенге. Доход от реализации также представлен в долларах США в пересчете по курсу 342,16 (среднегодовой курс Нацбанка РК за 2016 год), если доход в долларах США не приведен в отчетности компании. В противном случае он будет взят из отчетности. Если отчетность компании представлена в иностранной валюте, она конвертируется в тенге с использованием следующих курсов:

  • по статьям отчета о финансовом положении (активы и капитал) используется курс на дату отчета (в частности, курс USD/KZT на 01.01.2016 составил 340,01, а на 31.12.2016 – 333,29);
  • для показателей из отчета о совокупном доходе (доход от реализации продукции и совокупный доход за год) используется среднегодовой курс (для USD/KZT – 342,16);
  • если финансовый год компании начинается не 1 января, то используется подход, описанный выше, применительно к соответствующим датам предоставления отчетности.

Этапы сбора информации

1. Анкетирование. Мы высылали компаниям анкету, которая включает четыре финансовых показателя по итогам 2016 года (доход от реализации продукции (работ, услуг), совокупный доход, активы на начало и на конец года, собственный капитал на начало и на конец года) и информацию по холдинговой структуре компании для составления рэнкинга.

2. Встречи-консультации с компаниями для выявления и формулирования трудностей, которые испытывают компании в рамках целей проекта, и выработки предложений по их решению. При отборе компаний для встреч мы ориентировались на следующие факторы:

  • желание компании встретиться и поделиться своими взглядами на проблемы корпоративного сектора и предложениями по их решению;
  • направленность нынешнего проекта NB500 на несырьевые компании.

На основе встреч-консультаций с участниками рэнкинга качественно оценивалось влияние внешних и внутренних факторов на выживаемость и развитие компаний в Казахстане. Помимо этого, собирались варианты решений, предлагаемые компаниями.

3. Сбор данных из открытых источников. Помимо информации, предоставленной компаниями, мы использовали финансовую отчетность, размещенную в следующих открытых источниках: в депозитарии финансовой отчетности, на фондовых биржах (KASE, LSE и др.), на сайтах компаний и в других.

4. В случае отказа компаний в предоставлении данных и отсутствия их в открытых источниках мы применяли косвенный метод оценки, основанный на экспертных мнениях, в том числе с использованием публичной информации о производственных показателях и рыночных позициях компаний.

5. Финальные коррективы в полученные расчетным путем данные вносили эксперты корпоративного сектора – представители отраслевых ассоциаций, банков и инвестиционных компаний. Таким образом, оценивалась адекватность расчетных показателей по доходу от реализации продукции (работ, услуг) компаний и корректность структуры холдингов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB