Отраслевой обзор сектора IT и телекоммуникаций рэнкинга крупнейших компаний Казахстана NB500 2016

Показать рэнкинг крупнейших компаний отрасли

IT и телекоммуникации сегодня, пожалуй, одна из наиболее динамично развивающихся отраслей как в глобальной, так и в казахстанской экономике. Дальновидность, принятие верных и своевременных стратегических решений становятся факторами, как никогда способными предопределять и успех, и провал многих компаний.

1

Глобальные тренды в отрасли IT и телекоммуникаций

С момента рождения первого электрического телефона во второй половине XIX века телекоммуникационная отрасль еще ни разу не подвергалась столь значительным изменениям.

Меньше чем за два десятилетия произошел стремительный рост и всеобщее проникновение мобильных телефонов, начался закат фиксированной голосовой связи, свершилась революция в области мобильных устройств, взрывной рост трафика данных,  бурное развитие социальных сетей и ОТТ-приложений, радикальным образом изменились способы потребления аудио- и видеоконтента.

Телекоммуникационные операторы, обеспечивая фундаментальное условие для развития отрасли – наличие повсеместной связи, оказались в центре этих изменений, однако далеко не во всех случаях смогли обратить их себе на пользу.

Пожалуй, основной вызов для телеком-операторов сегодня – ослабление связи между провайдером и абонентом. Готовность абонентов платить за телекоммуникационные услуги снижается. Цена становится основным критерием при смене провайдера. Уже сегодня в США ценовой фактор является причиной 56% валового притока абонентов, тогда как еще два года назад он занимал 37%. Одновременно снижается средний доход на абонента практически на всех телекоммуникационных рынках – примерно на 3% в год. Абоненты становятся «агностиками» в области технологий соединения и предпочитают те из них, которые в данный момент предоставляют наиболее качественный пользовательский опыт. Телефонный номер, вероятно, потеряет значение к 2020 году, а преобладающим способом коммуникации станут OTT-приложения.

Ценовой фактор является причиной 56% валового притока абонентов в США .

Одновременно крупные технологические компании рассматривают возможность выхода на рынок телекоммуникаций (например, Google Fi, Apple Sim).

На этом фоне капитальные затраты операторов, стоящих перед необходимостью увеличивать емкость сети и внедрять новые технологии, будут расти.

Наиболее дальновидные из них предпринимают попытки адаптации к происходящим в отрасли кардинальным изменениям. Стратегия таких операторов базируется на использовании своих структурных преимуществ: наличии доступа к абоненту и абонентским данным, сети продаж и обслуживания, регулярных финансовых взаиморасчетов с абонентами и пр. Используя эти преимущества, компании ищут способы дифференцироваться в восприятии абонентов за счет пользовательского опыта или дополнительных услуг, или выйти на смежные рынки (например, финансовых услуг).

Статистика по рэнкингу

В рэнкинг NB500 вошли 15 компаний из IT и телекома с доходами от  5,2 млрд до 189,8 млрд тенге. Выручка всех компаний отраслевого рэнкинга по сравнению с предыдущим годом сократилась на 5,2% до 680,1 млрд тенге. При этом доля доходов тройки лидеров в общей выручке всех участников отраслевого рэнкинга снизилась с 74% до 69%.

Рис. 1. Общий рынок связи в Казахстане, млн тенге

2

Состояние отрасли в Казахстане

Мобильная связь. Сегмент мобильной связи занимает примерно половину телекоммуникационного рынка РК, и это зрелый рынок. В последний раз он демонстрировал устойчивые темпы роста выше 10% в далекие «нулевые» (вплоть до 2010 года). В 2015 году уровень проникновения мобильной связи составил внушительные 180% и приблизительно 120% пятью годами раньше. За это же время показатель среднего дохода на абонента (ARPU) в тенге у таких ключевых игроков, как АО «Кселл» и ТОО «Кар-Тел» снизился примерно на 25% и 35% соответственно. Сегодня мобильная связь в Казахстане присутствует повсеместно, при этом многие пользователи являются обладателями нескольких сим-карт или даже нескольких мобильных устройств.

В 2015-2016 годах на мобильном рынке произошло насколько важных структурных изменений. В I квартале 2016-го завершилась сделка по слиянию третьего и четвертого по величине доходов мобильных операторов – ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (бренд Tele2) и АО «Алтел» (бренд «Алтел 4G»). В результате сделки 51% голосующих акций и операционный менеджмент в объединенной компании перешли к оператору Tele2, а к АО «Казахтелеком» – 49% голосующих акций.

Рис. 2. Рынок мобильной связи, млн тенге

3

Сделка в значительной степени изменила ландшафт отрасли, так как количество конкурентов снизилось до трех. Такая структура, при прочих равных условиях, более выгодна для отрасли в целом, поскольку смещает распределение сил на рынке в пользу операторов. В то же время объединение двух атакующих операторов привело к усилению их рыночных позиций в конкурентной борьбе с двумя другими более крупными игроками, создавая дополнительное давление на их долю рынка и маржинальность. Еще одним фактором, способным обострить конкуренцию и подтолкнуть перераспределение рыночных долей в пользу «атакующего игрока», стало введение с 2016 года услуги по переносу абонентских номеров (MNP).

В 2015-2016 годах «Алтел» утратил фактическую монополию на предоставление услуг передачи данных в формате 4G/LTE. В 2016-м «Кселл» и «Кар-Тел» приступили к совместному строительству сети 4G/LTE в Казахстане, что поможет ускорить вывод услуг LTE на рынок, а также улучшить экономику необходимых для этого капитальных и эксплуатационных затрат. По ожиданиям самих компаний, до конца 2016 года совместная сеть позволит охватить порядка 30% населения Казахстана услугами связи нового поколения. К настоящему моменту оба оператора уже предлагают формат LTE в крупных городах страны.

Еще одним важным событием прошлого года стало объявление об уходе с рынка шведской компании Telia Sonera, являющейся мажоритарным акционером АО «Кселл». Данный шаг – часть более глобальной стратегии шведского игрока по сокращению своего присутствия в евразийском регионе, куда компания относит Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузию, Молдову, Таджикистан и Непал. Дополнительной ясности, кому Telia Sonera реализует свою долю в казахстанском активе, в 2016 году не появилось, поэтому последствия приобретения новыми инвесторами крупнейшего провайдера мобильной связи еще предстоит оценить.

Важнейшим макроэкономическим фактором, повлиявшим на операционные результаты всех без исключения участников рынка связи Казахстана, стала произошедшая в 2015 году девальвация тенге. Чувствительность отрасли к ослаблению национальной валюты продиктована сочетанием выручки, номинированной в тенге, и большого объема затрат, выраженных в валюте (поставщиками оборудования и услуг для операторов во многих случаях выступают глобальные технологические компании).

Произошедшие изменения существенным образом отразились на показателях отрасли. В первую очередь, рынок мобильной связи в тенге (без учета мобильного интернета) в 2015 году сократился, по некоторым оценкам, на 5%. Во-вторых, наблюдалась постепенная утрата абонентской базы традиционными лидерами отрасли и продолжающийся рост базы в пользу «атакующих игроков». Так, снижение абонентской базы у «Кселл» составило примерно 7,5% в 2015-м, продолжается оно и в 2016 году. Потеря абонентской базы у «Кар-Тел» менее ярко выражена, но все же составляет, по данным компании, 4,3% на конец I квартала 2016-го (по сравнению с тем же периодом годом ранее). В то же время рост числа абонентов объединенной после слияния «Алтел» и «Мобайл Телеком-Сервис» компании только за I квартал 2016 года достиг 3%.

На фоне общего сокращения сегмента мобильного «голоса», роста сегмента мобильного интернета и изменений в рыночных долях среди игроков уровень средней выручки на абонента (ARPU) по итогам 2015 года вырос только у оператора «Алтел» в составе АО «Казахтелеком» на 9%. В то же время показатели ARPU у «Кселл» и «Кар-Тел» претерпели снижение на 8% и 13% соответственно. Показатель «маржа EBITDA» снизился у этих двух компаний соответственно на 7,6 и 0,7 процентных пункта до 48,6% и 45,5%. Данный показатель у «Мобайл Телеком-Сервис», по сведениям компании, остался без изменений на уровне 3,2%.

Фиксированная связь. На рынке фиксированной связи наблюдается разнонаправленная динамика в части голосовых услуг и услуг по предоставлению широкополосного доступа в интернет (ШПД). Так, в сегменте фиксированной телефонной связи продолжает наблюдаться отток, начавшийся в 2013-2014 годах, который был вызван повышением доступности услуг мобильной связи, конкуренцией со стороны как мобильного, так и фиксированного интернета, а также интернет-приложений, заменяющих традиционные голосовые услуги. По итогам 2015 года количество фиксированных линий среди абонентов «Казахтелекома», который является доминирующим игроком в данном сегменте, сократилось примерно на 0,2 млн, или на 4,5% по сравнению с годом ранее. Доля рынка у лидера сегмента на конец 2015 года составила свыше 90%.

Рис. 3. Рынок фиксированной связи, млн тенге

4

В то же время объем рынка фиксированного интернета в 2015 году увеличился на 6% в сравнении с предыдущим периодом. С учетом того, что общая база абонентов на рынке выросла менее чем на 1%, большая часть роста связана с увеличением средней выручки с каждого абонента. При этом число абонентов фиксированного доступа в интернет у АО «Казахтелеком» сократилось на 40 тыс., или на 2,6%. Снижение абонентской базы лидера связано с ростом конкуренции в данном сегменте со стороны ТОО «Кар-Тел». Рост количества фиксированных интернет-подключений «Кар-Тел» на конец I квартала 2016 года в сравнении с концом 2014 года составил порядка 30%.

В целом рынок фиксированного доступа в интернет в Казахстане остается достаточно привлекательным. По состоянию на конец 2015-го уровень проникновения для городского населения был равен порядка 42 из 100 домохозяйств. В то же время для сельской местности данный показатель находился на уровне 13 из 100 домохозяйств. При этом доля рынка у крупнейшего игрока АО «Казахтелеком» составляет свыше 70%, что в совокупности с текущим уровнем проникновения может привлечь на рынок новых «атакующих» игроков в данном сегменте.

Лидеры отрасли

В рэнкинге крупнейших компаний отрасли IT и телекоммуникаций по итогам 2015 года произошли некоторые изменения. Первые четыре позиции по размеру выручки по-прежнему занимают АО «Казахтелеком», АО «Кселл», ТОО «Кар-Тел» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис».

Значительно улучшили свое положение в отраслевом рэнкинге такие компании, как «Алма-ТВ» (с 11-го на 9-е место), ТОО «Хуавей-Астана» (с 13-го на 11-е место), ТОО «CBS» (с 16-го на 13-е место). Напротив, АО «Логиком», АО «Астел» и ТОО «TNS-Intec» сдали позиции, переместившись с 5-го на 7-е место, с 9-го на 11-е  и с 10-го на 15-е место соответственно.

«Казахтелеком» опережает по выручке «Кселл» на 21,3 млрд тенге, в сравнении с 20,6 млрд тенге годом ранее. Чистая прибыль национального оператора за 2015 год достигла 24,2 млрд тенге – это на 17,5 млрд тенге, или на 260% больше, чем в 2014 году. При почти одинаковом уровне совокупной выручки себестоимость услуг в сравнении с предыдущим годом сократилась на 6,4 млрд тенге, общие и административные расходы – на 1,5 млрд тенге. Дополнительными значимыми факторами стали уменьшение убытков от переоценки валют (на 7,1 млрд тенге) и убытка от прекращенной деятельности (на 4,7 млрд тенге). NB

Методология исследования
ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB