Отраслевой обзор транспортного сектора рэнкинга крупнейших компаний Казахстана NB500 2016

Показать рэнкинг крупнейших компаний отрасли

Значительное уменьшение внешнеторгового товарооборота и снижение экономики страны в 2015 году привели к дальнейшему падению грузооборота. Наиболее пострадавшими секторами оказались воздушные и железнодорожные перевозки, которые уменьшились на 10% и 12,6% соответственно. Для преодоления данных тенденций РК активно ищет возможности наращивания международного транзита через Казахстан.

1

Глобальные тренды

Современный глобальный транспортный рынок формируется в зависимости от трендов железнодорожных, воздушных, сухопутных, а также морских перевозок. Первые три являют собой наибольший интерес для Казахстана.

Несмотря на уменьшение железнодорожного грузооборота в 2015 году во всем мире, в среднесрочной перспективе грузовые перевозки железной дорогой могут получить положительный импульс.

Один из таких возможных трендов – внедрение «умных технологий» для развития железнодорожной отрасли, которые помогают повысить эффективность перевозок. Более того, по данным Министерства информации и коммуникации РК, внедрение информационного технологического сопровождения позволит увеличить транзитный потенциал путем управления транзитным транспортом (маршрутизация транзитного транспорта, планирование движения транзитного транспорта, соблюдение установленного уровня сервиса, обеспечение гарантированного времени прохождения транзитного потока, объединение бортового оборудования, необходимого для управления транзитным транспортом).

Среднегодовой мировой темп роста пассажирооборота составит 4,8% до 2035 года.

Кроме того, растет «контейнеризация» отправок грузов. Например, благодаря тому, что практически во всех странах Евросоюза на грузовые автомобили введены дорожные сборы, предназначенные для регулирования выбросов выхлопных газов,  повышается привлекательность железнодорожных перевозок.

На авиационном рынке, несмотря на цикличность, также ожидается рост. В краткосрочной и среднесрочной перспективе авиационный рынок зависит от темпов экономического роста стран и регионов, в которых авиакомпании осуществляют свою деятельность.

По данным Boeing, в 2015 году общий пассажирооборот вырос на 6,7%. В долгосрочной перспективе ожидается рост рынка, при этом, согласно прогнозам Boeing, среднегодовой мировой темп роста пассажирооборота составит 4,8% до 2035 года. Азиатский и африканский регионы становятся главной движущей силой на глобальном авиационном рынке: Boeing прогнозирует здесь среднегодовой рост пассажирооборота в 6,2% и 6,9% соответственно.

До 2035 года в европейском регионе прогнозируется невысокий рост пассажирооборота на уровне 3,2%. В то же время в СНГ, ближайшем и ключевом авиационном рынке для Казахстана, наблюдается спад. По ожиданиям Boeing, в 2016-2020 годах здесь также будет скромный рост в 3,1% в силу макроэкономических изменений в регионе.

Замедленный экономический рост в России, в частности, ударил по транзитным перевозкам из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Однако впоследствии ситуация должна улучшиться  – как свидетельствует прогноз от Boeing, в течение следующих двух десятилетий среднегодовой рост пассажирооборота в СНГ составит 4,8%.

Табл. 1. Среднегодовой рост пассажирооборота до 2035 года, %

2

Рынок дорожных перевозок также может получить хороший импульс развития при условии реализации стратегии «Один пояс – один путь» со стороны Китая. Вслед за увеличившимся объемом торговли между Китаем и Европой, со стороны КНР последовали инициативы об улучшении дорожной инфраструктуры в целях повышения качества, безопасности, а также скорости доставки товаров. Идея создания экономического пояса вокруг Шелкового пути была официально представлена осенью 2013 года, когда председатель КНР Си Цзиньпин во время своего визита в Астану предложил «создать экономическую зону Великого Шелкового пути, сделать поддерживаемые между евроазиатскими странами экономические связи более тесными…».

В самом Китае инициатива «Один пояс – один путь» быстро получила развитие и сегодня уже является не просто набором инфраструктурных проектов, а приобретает черты комплексной стратегии, становится ключевым элементом внутренней и внешнеэкономической политики страны.

Статистика по рэнкингу

В отраслевой рэнкинг NB500 2015 года вошло 29 логистических компаний с показателями доходов от 5,3 млрд до 760,5 млрд тенге. Суммарный доход участников рэнкинга нынешнего года составил 1 628 млрд тенге (-1% к 2014 году). При этом три крупнейшие компании рэнкинга – АО «НК «Казахстан темир жолы», АО «НК «Казавтожол» и АО «Эйр Астана» заработали 70% от этой суммы – 1 139 млрд тенге.

Состояние сектора в Казахстане

В целом 2015 год был сложным для транспортного сектора Казахстана. В связи с тем, что железнодорожный транспорт в основном используется для перевозки сырьевых товаров, он естественным образом становится привязанным к циклическим процессам, происходящим в экономике и сырьевых отраслях в частности.

В связи с этим на данный момент ситуация в железнодорожном секторе Казахстана в основном ухудшается. В 2015 году негативные глобальные экономические тенденции, а также многочисленные санкции в отношении стран – торговых партнеров Казахстана продолжили оказывать негативное влияние на перевозки внутри страны и казахстанский экспорт. Более того, снижение мировых цен на уголь и железорудное сырье, составляющих большую часть всех грузов, отправленных ж/д транспортом, только усилило эффект, так как сделало казахстанские сырьевые товары с низкой добавленной стоимостью неконкурентоспособными как на глобальном, так и на региональном рынке. Россия стала, по возможности, замещать казахстанский уголь кузбасским, а транспортировка железорудного сырья на экспорт продолжила получать выгодный тариф в тот же Китай. В результате  товарооборот с Россией и Беларусью, на долю которых приходится более 50% объема перевозок железнодорожным транспортом, снизился на 27,8% и 37,8% соответственно. В общем внешнеторговый оборот Республики Казахстан уменьшился на 37% в сравнении с показателями 2014 года, а грузооборот железнодорожного транспорта уменьшился на 4,7%.

Рис. 1. Внешнеторговый оборот, млрд $

3

Рис. 2. Грузооборот железнодорожного транспорта, млрд ткм

4

На рынке авиационных грузоперевозок также наблюдается ухудшение. По результатам 2015 года, грузооборот упал на 13,3% в сравнении с 2014-м. Это частично связано с дальнейшим переходом на альтернативные, более дешевые виды транспортировки товаров. Однако в отличие от грузоперевозок, динамика пассажирских перевозок воздушными видами транспорта в Казахстане положительная, в 2015 году рост пассажирооборота составил 5,4%.

Рис. 3. Пассажирооборот воздушного транспорта, млрд пкм

5

А вот судьба рынка сухопутных дорожных перевозок Казахстана во многом зависит от реализации инициативы «Западная Европа – Западный Китай», так как один из многочисленных путей из Поднебесной в Европу лежит через Казахстан. В нашей стране реализация международного коридора «Западная Европа – Западный Китай» органично дополняет инициативу «Один пояс – один путь». К тому же имеется определенный потенциал в синергии с госпрограммой «Нурлы жол», призванной развивать транспортную инфраструктуру и автодороги страны. И уже в 2015 году Китай и Казахстан добились первых результатов в этом направлении, причем глава КНР заявил, что «…Китай намерен продвигать состыковку формирования экономического пояса Шелкового пути с казахстанской программой «Нурлы жол».

Сейчас продолжается  строительство международного коридора «Западная Европа – Западный Китай» протяженностью 8 445 км, из которых 3 425 км приходятся на Китай, 2 787 км – на Казахстан и 2 233 км – на Россию. Китай уже завершил строительство своего участка, Казахстан планирует сделать это до конца 2016 года, на данный момент заканчивается строительство дороги Хоргос – Алматы. Более того, Казахстан объявил, что на маршруте Шелкового пути, проходящем через территорию страны, будет построен новый город Нуркент, в котором к 2025 году будут проживать около 155 тыс. жителей.

Однако с российской стороны существует явная задержка со строительством своего участка дороги. Россия намерена закончить его только к 2020 году, более того, в РФ не совсем уверены в экономической обоснованности проекта для России. Это означает, что в лучшем случае до открытия сквозного транзита в Европу через Россию Казахстану предстоит ждать 3-4 года, сохраняя качество трассы. В связи с этим перспективы коридора «Западная Европа – Западный Китай» остаются неясными, однако построенная дорога явно пригодится для внутренних рейсов, а также для перевозок в направлении «Центральная Азия – Китай».

Лидеры отрасли

 В 2015 году, как и в предыдущем, рэнкинг транспортных компаний возглавляет АО «НК «КТЖ». Доходы группы компаний КТЖ составили 811 млрд тенге, что ниже уровня 2014 года на 13,5% по причине снижения доходов от грузовых перевозок, которые, в свою очередь, упали на 15,4% и составили 629  млрд тенге.

В 2015 году КТЖ нарастила уровень доходов от транзитных перевозок до $706 млн.

В связи с уменьшением объемов экспорта, а также растущим потенциалом транзитного маршрута «Европа – Китай» компания направила усилия на диверсификацию и наращивание объема транзитных контейнерных перевозок. В 2015 году в направлении Китай – Европа – Китай перевезено 47,4 тыс. ДФЭ [1], что в два раза превосходит годовой объем 2014-го. Более того, в компании прогнозируют, что в 2016 году объем перевозок контейнеров в этом направлении вырастет еще в 2,5 раза. КТЖ также ввела новые транзитные контейнерные поезда в направлении Ирана и Кавказа. В результате в 2015 году компания нарастила уровень доходов от транзитных перевозок до $706 млн, что составило значительную долю в структуре ее доходов.

В 2015 году проводились действия по сокращению расходов КТЖ, которые привели к улучшению финансовых показателей. Положительный эффект составил 169 млрд тенге.

КТЖ является диверсифицированным вертикально интегрированным холдингом, включающим в себя инфраструктуру, диспетчеризацию, локомотивное хозяйство – АО «Локомотив», вагонного оператора «КТТ», а также машиностроительные и инфраструктурные заводы (например, завод по производству локомотивов, рельсобалочный завод и пр.) В конце 2015 года была разработана программа приватизации, которая нацелена на сохранение в компании профильных активов  и продажу непрофильных.

В 2015 году на вторую строчку в отраслевом рейтинге поднялся национальный оператор по управлению автомобильными дорогами – АО «НК «Казавтожол». В 2015 году компанией было построено и реконструировано 399 км и отремонтировано 1 116 км дорог республиканского значения. Было сдано 13 проектов протяженностью 399 км, что больше показателя прошлого года на 159 км, или 40%. За 2015 год компания сумела нарастить свои доходы почти в полтора раза  заработав 214,5 млрд тенге. При этом, как и в прошлом году, показатель чистой прибыли остается отрицательным и составляет 7,9 млн тенге. До конца 2016 года в компании планируется определить наиболее подходящую тарифную политику на платных дорогах страны. На данный момент платным является только участок Астана – Петропавловск – Астана – Щучинск, однако планируется вводить платные тарифы на дороги международного значения. Стоит отметить, что в 2015 году компания полностью передана в доверительное управление КТЖ.

Наилучшим индикатором динамики авиационных перевозок в стране является «Эйр Астана». За 2015 год пассажиропоток компании вырос на 2%, однако уровень грузоперевозок упал на 12%. В итоге компания опустилась на третью строчку в отраслевом рейтинге NB 500. В целом для «Эйр Астаны» 2015 год выдался сложнее предыдущего – ввиду внешних факторов, снизилось количество международных транзитных пассажиров, во многом из-за упомянутого замедления роста экономик стран СНГ и, в частности, России.

Однако несмотря на сложные экономические условия, а также появление нового конкурента в лице Qazaq Air, доходы компании упали всего на 2% и составили 163,7 млрд тенге, а вот операционная прибыль упала практически в четыре раза и составила 4,8 млрд тенге. При этом чистая прибыль возросла в три раза – до 10,4 млрд млн тенге, благодаря жесткому контролю за расходами, успешной политике хеджирования валютных рисков и увеличению финансовых доходов.

Будучи обладателем одного из самых молодых авиапарков в мире, компания сделала следующий шаг в этом направлении, приняв решение о замене устаревшего флота. В течение года компания подписала договор на поставку 11 самолетов Airbus 320 NEO, начиная с 2016 года и по 2019 год включительно. Эти самолеты в первую очередь заменят существующий парк, включая часть сильно устаревших и дорогих в обслуживании «Боинг-757», в соответствии с долгосрочной стратегией развития авиакомпании. NB


[1] Двадцатифутовый эквивалент (TEU от англ. twenty-foot equivalent unit) – условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств.

Методология исследования
ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB