Отраслевой обзор обрабатывающей промышленности рэнкинга крупнейших компаний Казахстана NB500 2016

Показать рэнкинг крупнейших компаний отрасли

2015 год сложился по-разному для компаний-участниц нынешнего отраслевого рэнкинга NB500, но общий тренд не радует: совместная выручка быстрорастущего в прошлом сектора снизилась на 7,8%. Особенно сильно это сказалось на прошлогоднем лидере АО «Азия Авто», место которого уверенно занял флагман оборонной отрасли страны «НК «Казахстан Инжиниринг».

1

Глобальные тренды в обрабатывающей промышленности

После ощутимой просадки во время мирового кризиса 2008 года глобальный производственный сектор стабильно прибавляет около 2% в год по абсолютному показателю ВДС (около $12 трлн в 2014 году), хотя и наблюдается некоторое снижение темпов роста. В то же время постепенный переход развивающихся экономик в число развитых с закономерным ростом их непроизводственных отраслей объясняет планомерное снижение доли сектора в общем ВВП (14,7% в 2014-м против 16,8% в 2010-м и 19,2% в начале века). При этом продукция сектора остается основной позицией международной торговли (около 70%).

Рис. 1. ВДС глобального производственного сектора

2

Бурное развитие информационных технологий определило вектор развития отрасли на ближайшее будущее. Глобальный масштаб изменений, который они сулят для индустрии, позволяет говорить о том, что мы находимся на пороге новой, четвертой индустриальной революции, получившей название Industry 4.0 и характеризующейся четырьмя основными чертами.

  • На порядок возросшие возможности по связыванию отдельных элементов производственной цепочки в единую цифровую сеть (концепция «интернета вещей») позволят собирать огромные массивы данных об актуальном состоянии системы в реальном времени. Источниками такой информации, помимо сотрудников, станут сами производственные машины и отдельные датчики.
  • Высокопроизводительная вычислительная техника сможет эффективно и быстро анализировать такие данные, позволяя значительно оптимизировать использование ресурсов и оборудования на производстве, повысить качество продукции.
  • Новые форматы взаимодействия человека и техники, такие как сенсорные интерфейсы, технологии дополненной и виртуальной реальности, смогут значительно расширить возможности персонала в контроле ресурсов, процессов и разработке новых продуктов.
  • Дальнейшее развитие получат концепция проектирования в цифровой среде и методы перевода такой информации в реальное производство (включая продвинутую робототехнику и трехмерную печать).

Следует отдельно выделить несколько важных трендов в машиностроении. Во-первых, современная конъюнктура отрасли требует последовательного выхода игроков на региональный и/или глобальный рынки. Таким образом, компании могут выйти на необходимые им масштабы производства и поддерживать технологический уровень продукции, позволяющий оставаться конкурентоспособными. Также стоит выделить рост значимости послепродажной поддержки и сервисной составляющей, покрывающих расходы исследований, продаж, маркетинга и клиентской поддержки, что особенно четко проявляется на развитых рынках. Наконец, внимания заслуживает активное распространение концепции стандартизации продукции и перехода к модульным решениям, позволяющим в итоге существенно повысить маржинальность товаров.

В современном автопроме, в частности, также можно выделить три четких направления развития. Планомерно идет формирование целостных систем полного автопилота, причем свои наработки в сфере имеют как крупные OEM-производители (например, Audi, Ford, Mercedes), так и независимые компании (Mobileye, Comma One и другие). Все интенсивнее идет работа по массовому переходу транспорта на чистую тягу. Наконец, развитие концепций каршеринга (краткосрочная аренда автомобиля), карпулинга (поиск попутчиков) и мобильных сервисов такси уже в ближайшее десятилетие может и вовсе изменить облик крупнейших городов, сделав владение автомобилем необязательным. При этом широчайшее распространение цифровых технологий сегодня практически полностью размыло границы между традиционной автопромышленностью и высокотехнологичной электроникой. Так, например, еще с 2012 года Google активно тестирует свои автономные автомобили на публичных дорогах сразу нескольких штатов США, а Tesla, ставшая пионером массового коммерчески обоснованного электромобилестроения с моделью S, изначально позиционировала свою продукцию скорее как гаджеты, чем автомобили.

В секторе электроники продажи продолжают расти, однако расстановка сил меняется: в изменившейся конъюнктуре рынка компании первого эшелона все сильнее чувствуют давление со стороны крупных китайских производителей электроники, в последние годы значительно подтянувших качество и наполнение продукции и агрессивно расширяющих свое присутствие практически во всех сегментах, но при этом остающихся более привлекательными по цене. Технологии дополненной и виртуальной реальности, а также носимые гаджеты продолжают бурно развиваться, однако говорить о массовости, которую эксперты предсказывали для них несколько лет назад, пока не приходится.

Статистика по рэнкингу

В рэнкинг NB500 2016 года сумели попасть 75 компаний обрабатывающего сектора. Суммарная выручка производств, попавших в список, при этом снизилась на 7,8% до 949 млрд тенге. Крупнейшие десять компаний сумели заработать лишь 344 млрд тенге, что на 71 млрд (17%) меньше показателя прошлого года.

Основные тенденции отрасли

По итогам 2015 года обрабатывающая промышленность заняла чуть больше 10% ВВП страны, став по этому показателю второй среди промышленных секторов, уступив горнодобывающей промышленности и разработке карьеров. Прирост физического объема продукции отрасли составил всего 0,2%, однако это единственный сектор, сумевший показать положительную динамику (в среднем по промышленности -1,6%). Это способствовало росту доли обрабатывающего сектора в республиканском объеме промышленной продукции с 32,9% (6,1 трлн тенге) в 2014 году до 40% (6 трлн тенге) в 2015-м.

Рис. 2. Структура промышленного производства обрабатывающего сектора, 2015 г.

3

Локомотивом обрабатывающей промышленности остается металлургия, доходы которой в 2015 году составили 2,1 трлн тенге, или 35,8% сектора. При этом показатели продуктивности отрасли стабильно положительны: физический объем продукции за год вырос в среднем на 14,3%, доход – на 11,9%, а основным драйвером роста явились благородные и цветные металлы, ответственные за две трети дохода отрасли (+23,4% и +18,7% соответственно). За этот же период показатели отечественного машиностроения, стабильно росшего с 2009 года в среднем на 26,3% в год, упали сразу на 27% до 662 млрд тенге. Экономические колебания также отразились на внешнеторговом балансе отрасли: экспорт и импорт в прошлом году просели на 53% и 32% соответственно. В итоге республика закончила 2015 год в статусе нетто-импортера машиностроительной продукции в размере $11,2 млрд.

Рис. 3. Объем производства и внешнеторговый баланс машиностроения РК, млн $

4

Крайне негативный эффект на обрабатывающую отрасль оказала волатильность валюты в 2014-2015 годах. Первым ударом стала сильная позиция тенге относительно российского рубля после его девальвации в конце 2014 года, когда казахстанская промышленность вмиг стала неконкурентоспособной в сравнении с предприятиями северного соседа. Последовавший переход к свободному курсу тенге в августе 2015-го нивелировал эту разницу, но значительно снизил локальную покупательную способность и объемы государственной поддержки по различным направлениям, зачастую субсидировавшей закуп продукции местных производителей. Однако в 2016 году курс относительно стабилен, экономика постепенно привыкает к новым реалиям, а слабость тенге к мировым валютам создает благоприятные условия для реализации экспортного потенциала.

Рис. 4. Динамика курса американского доллара, евро и российского рубля к национальной валюте

5

Лидеры отрасли

Машиностроение. Новый лидер рэнкинга всей обрабатывающей отрасли и машиностроения в частности, АО «НК «Казахстан инжиниринг» (KИ), поднявшееся на три строчки за прошедший год, смог нарастить доход сразу на 65% до 63,5 млрд тенге относительно показателя 2014 года. Однако в итоге компания все равно оказалась убыточной в 2015-м, признав отрицательную прибыль в 8,3 млрд тенге.

Одним из основных драйверов роста компании является ее ключевой заказчик – оборонная система страны, несмотря на кризис стабильно наращивающая бюджет. В том числе это касается модернизации, закупа и обновления техники, основным исполнителем которых и является КИ. Флагман машиностроения республики по итогам 2015 года занимает более 10% всей отрасли. При этом с 2010 года, когда 100%-ный пакет акций компании был передан в доверительное управление Министерства обороны РК, его выручка увеличилась в 4,1 раза, а производительность труда – в три. Широчайшее портфолио компании включает продукцию военного, гражданского и двойного назначения для покрытия нужд заказчика на земле, воде и в воздухе. В конце 2015 года оно пополнилось образцами бронированной колесной техники, которую будут выпускать на новейшем предприятии холдинга, открытом совместно с южноафриканской Paramount Group.

Другой лидер казахстанского машиностроения, холдинг Alageum, по итогам 2015 года снова поднялся на третье место отраслевого рэнкинга NB500. Даже с учетом падения выручки сразу на 21% до 41,1 млрд тенге, компания сумела сохранить положительную прибыль на уровне 1,1 млрд тенге. Став в 2015-м одним из 28 участников государственной программы «Лидеры конкурентоспособности – национальные чемпионы», холдинг заявил о намерении запустить первое в Казахстане предприятие по выпуску силовых трансформаторов. Другим достижением поддержки нацчемпионов также можно считать успешные переговоры Alageum с иранскими предпринимателями, по результатам которых были достигнуты договоренности о создании нового совместного предприятия в Шымкенте по производству трансформаторных масел.

Автомобилестроение. Падение прошлогоднего лидера рэнкинга и крупнейшего автосборочного предприятия Казахстана завода «Азия Авто» (снижение доходов на 65% до 36,1 млрд тенге и почти рекордный по отрасли убыток в 21,3 млрд тенге) сразу на четыре строчки наглядно показывает текущее состояние автомобильной отрасли страны. Валютные колебания 2014-2015 годов привели к тому, что продажи новых автомобилей официальными дилерами в 2015-м снизились почти на 40%, а в этом году – уже на 60%. На фоне падения продаж автосборочные предприятия были вынуждены соразмерно перестроить планы выпуска продукции: производство легковых автомобилей сократилось в среднем на 60%, и при сохранении существующего тренда суммарный выпуск в нынешнем году прогнозируется на уровне 7,5-8 тыс. машин, что даже ниже показателей 2011 года.

Рис. 5. Выпуск продукции автомобилестроения

6

Негативный эффект ощутило на себе еще одно крупное предприятие отрасли, АО «Агромашхолдинг», потерявшее за год сразу 14 позиций в отраслевом рэнкинге. На этом фоне крайне интересна положительная динамика другого завода группы Allur Auto – ТОО «СарыаркаАвтоПром». Очевидно, значительное расширение линейки производимых автомобилей за счет популярных моделей Hyundai, Geely и JAC позволило предприятию за прошедший год нарастить продажи на впечатляющие 127% и подняться с 42-й на 11-ю строчку отраслевого рейтинга.

В столь непростых рыночных условиях поддержку сектору оказывает государство: в апреле 2015 года была запущена программа льготного кредитования для поддержки продаж автомобилей, выпущенных на территории республики. На начало октября текущего года Банком развития Казахстана согласовано около 8 тыс. заявок на сумму 29,2 млрд тенге, 51% которых пришелся на АО «Азия Авто», 35% – на ТОО «СарыаркаАвтоПром» и 14% – на АО «Агромашхолдинг». Другим рычагом поддержки сектора стало введение барьеров на самостоятельный ввоз авто из зарубежья – с 2016 года в силу вступили утилизационный сбор на все импортируемые автомобили и налог на первичную регистрацию. Данные нормативные акты призваны нивелировать выигрыш от курсовой разницы при покупке авто в России, а также сделать приобретение старых автомобилей за рубежом непривлекательным.

Электроника. Компания LG Electronics Almaty Kazakhstan, выпускающая телевизоры, холодильники, стиральные машины и кондиционеры в Алматы, снова оказалась на второй строчке отраслевого рэнкинга с результатом в 44,4 млрд тенге выручки в 2015 году (-16% к 2014-му). Однако важнее то, что компания уже несколько лет подряд заявляет об отрицательной прибыли: с 2012-го убыток компании превышает 1 млрд тенге ежегодно.

В целом, 2015 год оказался непростым и для всей корпорации LG Electronics: после нескольких лет стабильного роста продаж на уровне 9% в год корпорация закончила прошлый год отчетом о падении выручки на 11% до $50 млрд и убытке в $20 млн. В то же время LGEAK продолжает поддерживать высокий технологический уровень модельной линейки в Казахстане. Например, производственная линия в Алматы уже успешно выпускает экраны на основе технологии органических светодиодов (OLED) с разрешением 4K и Ultra HD, также поддерживающие возможности смарт-телевидения. Это позволило компании на конкурсе «Лучший товар Казахстана» занять первое место в категории «Лучший товар народного потребления». NB

Методология исследования
ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB