Паралич лотерейного рынка РК: причины и следствия

Пожалуй, каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал азартное волнение, держа в руках лотерейный билетик. В такие моменты воображение рисует человеку картины лучшей жизни: роскошный дом с идеальной лужайкой, резвый спортивный автомобиль, возможность заниматься благотворительностью. Для некоторых счастливчиков эти мечты действительно становятся явью, причем бывали случаи, когда счастливый билет находил своего владельца абсолютно случайно, например, был получен в качестве сдачи в магазине.

К сожалению, в Казахстане со второй половины текущего года граждане лишились такой возможности попытать удачу, а правительство навлекло на себя риск столкнуться с рядом существенных проблем.

Лотерейная деятельность в данный момент полностью парализована. Так, в столичных супермаркетах производится даже опечатывание автоматов «Бинго».  Закрыты киоски по продаже лотерейных билетов, не проводятся тиражи лотерей.

Причина заключается во вступлении в силу с 1 ноября 2016 года пунктов 2 и 4 статьи 5 Закона РК от 9 апреля 2016 года №495-V «О лотереях и лотерейной деятельности». В соответствии с пунктом 4 указанного Закона, запрещается проведение лотереи лицом, не являющимся оператором лотереи.

Закон неоднозначный. Еще в начале года эксперты Ассоциации представителей лотерейного и букмекерского бизнеса (АПЛББ) высказывали опасения относительно грядущей монополизации рынка путем назначения единого оператора лотереи правительством РК. Стоит отметить, что средоточие законных прав на проведение лотереи в руках правительства в мировой практике является обычным делом. Однако настораживало именно решение о резком прекращении деятельности всеми нынешними организаторами лотереи при общей непрозрачности процесса выбора единого оператора.

Глядя на текущую ситуацию, кажется, что опасения не были напрасны. Дело в том, что с 13 по 20 октября 2016 года министерство культуры и спорта (МКС) РК провело прием предложений юридических лиц, претендующих на получение статуса оператора лотереи.

В рамках данного тендера к потенциальному оператору было выдвинуто 22 требования. Позитивными являются такие моменты, как ориентированность на защиту финансовых интересов участников лотереи и государства. Так, единый оператор должен иметь договор страхования гражданско-правовой ответственности на сумму призового фонда; располагать резервами для исполнения налоговых обязательств и обязательств по уплате отчислений от проведения лотереи, и не должен иметь просроченной банковской, налоговой, пенсионной и других видов задолженности.

В то же время, присутствуют и просто невыполнимые требования, которые иначе как негативно сказаться не могут. Так, например, пункт 7 предполагает наличие у организатора лотереи лицензии для обеспечения криптографической защиты передаваемой и хранимой информации. Однако запрос в Комитет национальной безопасности (КНБ) показал, что, в соответствии со статьей 28 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК, запрашиваемая деятельность (использование средств криптографической защиты информации и ее хранение) не относится к перечню видов лицензируемой деятельности КНБ.

Т.е. требуется лицензия, которую невозможно получить.

В итоге с 13 по 20 октября МКС получило заявки от 9 претендентов на статус единого оператора. Участвовали в тендере следующие компании:

  1. ТОО «BN Neon Tech»
  2. ОФ «Фонд поддержки ветеранов и инвалидов войны в Афганистане
  3. ТОО Lotos NS
  4. ТОО «Мир лотерей Казахстана»
  5. АО «Сәтті Жұлдыз»
  6. ТОО WTF-Kz
  7. ТОО «LotoExuisite» (Лото Эксквизит)
  8. ТОО «Astana Loto Project»
  9. ТОО «Trade Group Ltd»

На основе анализа предложений, министерство заявило, что ни один из потенциальных операторов лотереи не соответствует предъявляемым требованиям.

Под критерии отбора не подошло даже ТОО «LotoExuisite», имеющее договор с международным разработчиком программного обеспечения IB Exquisite Technologies, а это единственная компания, представившая методику проверки честности лотереи для покупателей билетов и интегрировавшая ее на сайт АПЛББ. IB Exquisite Technologies также представила в распоряжение редакции заключения экспертизы программного обеспечения и юридическое заключение о соответствии закону  РК «О лотереях и лотерейной деятельности». В соответствии с анализом Ассоциации, именно эта компания является единственным представителем отрасли, полностью соответствующим новому законодательству.

Ряд компаний-претендентов направил в МКС запрос с целью выяснения, по каким именно критериям заявки были отбракованы. Однако ответ получен не был.

Гораздо интереснее ситуация выглядит, если принять во внимание жалобу АПЛББ, адресованную Генеральному прокурору РК Асанову Жакипу Кажмановичу. Жалоба ставит под вопрос законность проведения такого конкурса и легитимность предъявляемых требований.

Дело в том, что, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона РК «О лотереях и лотерейной деятельности», правительство РК определяет оператора лотереи и срок предоставления ему права проведения лотереи. Согласно пункту 1 статьи 10 Конституционного закона РК «О правительстве РК», правительство РК на основе и во исполнение Конституции Республики, законов, актов президента, иных нормативных правовых актов издает нормативные и индивидуальные постановления. Следовательно, исходя из содержания Закона РК «О лотереях и лотерейной деятельности», только правительство РК вправе определять оператора лотереи своим индивидуальным постановлением.

Однако, нарушив свою компетенцию, МКС РК установило критерии соответствия для потенциальных операторов лотереи (в т.ч. заранее невыполнимые) путем дачи объявления на своем официальном сайте, а также подвело итоги конкурса по определению оператора лотереи.

В жалобе также приводится ответ КНБ, подтвердивший невозможность соответствия 7-му требованию в силу того, что требуемую лицензию никто не выдает.

Ответ прокуратуры подтвердил, что разработка требований к операторам лотереи и прием потенциальных предложений от них выходят за пределы полномочий Министерства культуры и спорта.

Статья 6 Закона действительно предусматривает компетенцию Правительства на определение оператора, однако порядок реализации этой нормы не регламентирован.

В заключение говорится, что Генеральной прокуратурой направлено письмо в адрес премьер-министра с рекомендацией принятия нормативно-правового акта, регламентирующего порядок определения оператора лотереи и срока предоставления ему права проведения лотереи, а также усилению государственного контроля за лотерейной деятельностью.

В данный момент, с 22 по 30 ноября, проходит второй этап приема заявок от потенциальных операторов лотереи, однако предъявляемые требования (в т.ч. невыполнимые) за месяц не изменились. Таким образом, единый оператор вряд ли будет определен и в декабре, а в случае выбора оператора, сам конкурс может быть признан нелегитимным.

Ситуация весьма удручающая, т.к. по данным АПЛББ в отрасли трудится более 15 тыс. человек, а количество действующих предприятий (ИП и ТОО) составляет 3476 единиц. Соответственно, в результате поспешной реализации не до конца продуманного законодательства, над страной навис риск увеличения безработицы и повышения криминогенной обстановки.

Страдает также государственный бюджет. Ежемесячные потери от прекращения поступления налоговых и прочих платежей могут превысить 2 млрд тенге.

Стоит ли говорить, что ни о каких запланированных в законе отчислениях на развитие спорта речи и вовсе быть не может?

Если ситуация не изменится, негативные последствия обязательно реализуются, ведь уже сейчас ни один лотерейный билет не может продаваться легально.

В этой связи, АПЛББ опубликовала обращение к президенту РК Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, в котором предлагает в качестве меры установить переходный период и подготовку участников отрасли к требованиям нового закона, а также рассмотреть вопрос о продлении срока действия лицензий на организацию и проведение лотерей до 01 ноября 2017 года.

Источники:

1) Aplbb.kz

2) Newtimes.kz

3) Nur.kz

4) Mks.gov.kz

5) Zakon.kz

На правах рекламы

 

 

 

 

 

 

Комментарии доступны только участникам клуба NB