Аналитика в госсекторе

Когда речь заходит об аналитических IT-решениях для сбора информации, построения скоринговых карт, противодействия мошенничеству, персональной работы с клиентами, обычно возникают ассоциации с банками и телеком-операторами, где такие инструменты используются наиболее активно. Однако в государственном секторе круг задач для таких решений даже шире, нежели в бизнесе. В частности, одна из важнейших функций государства – это сбор средств в бюджет. Опыт десятков стран подтверждает эффективность применения аналитики для решения задач, связанных с выполнением этой функции.

Бой с тенью

Проблемы сбора налогов, таможенных пошлин всегда были актуальны. Известный американский правитель, государственный деятель и ученый Бенджамин Франклин говорил, что в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов. Но снова и снова находятся те, кто уклоняется от отчислений в бюджет. Объем теневой экономики в Казахстане, по разным оценкам, составляет от 20% до 50% от ВВП. Разброс велик, но даже нижняя граница этого диапазона впечатляет.

В сентябре 2014 года в Казахстане был создан комитет государственных доходов, который вошел в состав Министерства финансов и объединил в себе налоговую и таможенную службы, а также службу экономических расследований. Одной из основных задач комитета как раз и стала минимизация объемов теневой экономики, поскольку данное явление само по себе представляет реальную угрозу экономической безопасности страны.

ОБЪЕМ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В КАЗАХСТАНЕ, ПО РАЗНЫМ ОЦЕНКАМ, СОСТАВЛЯЕТ ОТ 20% ДО 50% ОТ ВВП, И ДАЖЕ НИЖНЯЯ ГРАНИЦА ЭТОГО ДИАПАЗОНА ВПЕЧАТЛЯЕТ.

Если не взять под контроль теневую экономику, это грозит дефицитом бюджета, срывом реализации национальных экономических целей и приоритетов, оттоком иностранных инвестиций, спадом производства, ростом коррупции и экономической преступности. Причем коррупция в этой цепочке последствий особенно опасна, поскольку коррупция и теневая экономика – явления взаимосвязанные и взаимопорождающие друг друга.

Руководство новой структуры с самого начала буквально объявило войну против серых схем, подставных компаний и лжепредприятий. Как и в любой войне, важны стратегия и тактика. В качестве стратегии выступает государственная политика противодействия теневой экономике. В тактике как никогда востребован принцип Александра Суворова «Не числом, а умением!». С одной стороны, необходимо максимально точно выявлять недобросовестных субъектов налогообложения, с другой – нельзя усиливать контроль и проверки бизнеса, особенно в условиях кризиса. Репрессивный подход может только ухудшить ситуацию: карательные меры могут ударить по среднему и малому бизнесу, привести к потерям объема поступлений в бюджет, а также к негативным социально-экономическим последствиям.

Необходимо сделать так, чтобы пребывание в тени было экономически невыгодным или неоправданным, очень рискованным и опасным, иными словами, найти равновесие между наказаниями за неуплату в бюджет и воспитанием осознания обязанностей.

0066-2_opt

Комитет по государственным доходам постоянно внедряет новые инновационные методы борьбы с теневой экономикой, начиная с автоматизации всех бизнес-процессов до контроля операций с наличностью. На самом деле, это очень разумная стратегия, так как перевод всех операций в электронный вид упростит задачи мониторинга и контроля.

Пойти дальше, то есть начать не просто отслеживать нарушения и факты неуплаты и реагировать на них, но и предсказывать их наступление, прогнозировать развитие ситуаций и планировать в соответствии с этим меры и ресурсы, поможет использование аналитических систем. Построив математические модели и проведя статистический анализ данных, специалисты смогут определить косвенные признаки, скрытые взаимозависимости и корреляции, указывающие на потенциальных нарушителей законодательства. Продвинутая аналитическая система позволяет также рассчитать вероятность нарушения и задать приоритетность проведения проверки по подозрительному случаю.

Такими аналитическими системами пользуются таможенные и налоговые органы очень многих стран. В частности, в Китае, Южной Корее, США, Великобритании, Бельгии, Индии, Ирландии, Эстонии, Дании, Швеции, Испании, Финляндии и других странах для более эффективного сбора средств в бюджет используются аналитические инструменты. Они помогают реализовать риск-ориентированный подход, определяя вероятность мошенничества в каждом отдельно взятом случае.

Опыт других стран подтверждает, что внедрение аналитических решений оправдывает себя, быстро окупается и позволяет государству эффективнее исполнять функции управления бюджетом. Так, в Бельгии проект был реализован в министерстве финансов при раскрытии схемы незаконного возврата экспортного налога на добавленную стоимость, известной как «карусель НДС». Потери бюджета от этой схемы оценивались в 1,1 млрд в год.

В КИТАЕ, ЮЖНОЙ КОРЕЕ, США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ ДЛЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО СБОРА СРЕДСТВ В БЮДЖЕТ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

В схему была вовлечена целая сеть фиктивных компаний в нескольких юрисдикциях (Бельгии и Франции), которые занимались последовательной перепродажей одних и тех же товаров друг другу. При перемещении товаров из одной юрисдикции в другую у экспортера возникало право на возмещение НДС, который ранее был уплачен другой аффилированной компанией-посредником. Однако на деле НДС в бюджет никогда не платился, так как компания-посредник являлась типичной фирмой-однодневкой и в одночасье просто «растворялась».

По такой схеме мошенники могли неограниченное число раз перепродавать товар по цепочке и возмещать НДС, организуя своеобразную «карусель». После внедрения аналитического решения и перехода на качественно новый уровень анализа данных к 2012 году объем финансовых потерь снизился на 98% – до18,5 млн.

В данном случае было внедрено антифрод-решение, в основе работы которого лежит гибридный подход. Он позволяет сочетать и комбинировать множество методов для выявления разных видов мошенничества и с более высокой точностью и производительностью определять вероятность уклонения от выплат или незаконного запроса на возмещение налога. То есть, с одной стороны, специалисты выявляют больше случаев мошенничества, с другой – снижается вероятность ложной тревоги и общее количество проверок.

Что касается дальнейшего совершенствования механизмов выявления, в Бельгии и Великобритании был создан центр компетенций по выработке лучших решений по противодействию мошенничеству, который собирает и анализирует опыт различных стран, а также постоянно совершенствует методологию, так как криминальные структуры, задействованные в теневой экономике, также постоянно совершенствуют свои методы обхода законов.

Убрать таможенные барьеры

В конце 2014 года, в условиях резкого падения мировых цен на нефть, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о новой политике государства «Нұрлы жол». Проект «Нұрлы жол транзит» нацелен на усиление и реализацию транзитного потенциала страны, использование преимуществ географического положения между Китаем и Европой.

Казахстан стремится стать крупнейшим деловым и транзитным хабом Центральной Азии, увеличив к 2020 году транзитные перевозки вдвое – с 16 млн до 30 млн тонн. Для достижения этой цели были разработаны «100 конкретных шагов», которые предусматривают привлечение крупнейших мировых компаний к развитию транспортных коридоров и рынков мультимодальных перевозок, в том числе к созданию международного авиационного хаба.

0066-1_optОгромные государственные инвестиции направлены на проект возрождения Шелкового пути, развитие мультимодального Евразийского трансконтинентального коридора, который позволяет связать Европу и Азию и привлечь дополнительный объем транзитного грузопотока от общего товарооборота Китай – ЕС – Китай. Большие государственные средства выделяются на развитие таких транспортно-логистических проектов, как строительство станции Достык, МЦПС «Хоргос» и автокоридора Западная Европа – Западный Китай.

При этом, помимо инфраструктуры, важны также экономический климат и процессы работы логистических, транспортных и таможенных органов. Транспортный бизнес – это сервис, который соприкасается с государственными функциями и качество которого зависит от качества работы государственных служб. Соответственно, в задачи государства входит не только защита своих интересов по обеспечению безопасности и сбору пошлин, но и стимулирование торговли путем сокращения барьеров, улучшения внешнеторгового администрирования и обеспечения быстрого прохождения таможенных процедур. Иными словами, важно сочетать эффективную сервисную модель и риск-ориентированный подход.

Посмотрим, как эту задачу решили, например, в Южной Корее. Таможенная служба Южной Кореи отвечает за таможенное оформление импортных товаров, сбор пошлин на границе, а также контролирует внешнеторговые операции, выявляя нарушения прав интеллектуальной собственности, незаконные операции с иностранной валютой, отмывание денег, указание ложных сведений о происхождении товаров. За последнее десятилетие объем импорта товаров практически удвоился и в 2013 году составил $516,6 млрд (по данным Корейской ассоциации международной торговли), в то время как количество сотрудников таможенной службы оставалось прежним. Нужно было понять, как проводить меньше досмотров грузов, повысив при этом точность выявления контрабанды, недобросовестно заполненных документов и, как следствие, собираемость пошлин.

Было внедрено решение углубленной аналитики, работающее на базе риск-ориентированных методов и уже упомянутого гибридного подхода к выявлению мошенничества. С его помощью корейские таможенники достаточно точно выявляют попытки ввоза незаконного груза или занижения декларируемой стоимости. При этом количество параметров, по которым определяется целесообразность физического досмотра грузов, возросло с 77 до 163. Благодаря применению гибких и точных инструментов анализа данных, уровень обнаружения контрабанды возрос более чем на 20%, что ничуть не увеличило время проведения таможенных процедур. Описанные методы помогли налогово-таможенной службе увеличить точность обнаружения нарушений на 50% (с 25% до 75%) и привлечь зарубежные грузопотоки и инвестиции.

БЛАГОДАРЯ ПРИМЕНЕНИЮ ГИБКИХ И ТОЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ АНАЛИЗА ДАННЫХ, УРОВЕНЬ ОБНАРУЖЕНИЯ КОНТРАБАНДЫ ВОЗРОС В ЮЖНОЙ КОРЕЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 20%.

Внедрение мощных аналитических систем и риск-ориентированного подхода существенно облегчит процесс таможенного оформления и таможенного контроля, тем самым повысит пропускные способности пунктов пропуска на государственной границе Казахстана.

Как показывает мировой опыт, внедрение аналитических систем повышает эффективность работы государственных органов, предоставляет единый прозрачный механизм принятия решений, исключающий человеческий фактор, и тем самым позволяет обеспечить собираемость налогов и пошлин, повысить добровольность уплаты и снизить количество проверок. Повышение эффективности и прозрачности работы государственных служб будет способствовать формированию более здорового инвестиционного и предпринимательского климата, позволит большему числу компаний выйти из тени и честно вести бизнес, а это, в свою очередь, повлечет за собой улучшение международных индексов – Doing Business, Logistic Performance Index и др.

Позитивным фактом является то, что внедрению таких систем уделено особое внимание во внутренних стратегических планах страны. Например, в списке стратегических инициатив «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» есть план по внедрению систем управления рисками и отмене плановых проверок. Эти меры позитивно повлияют на развитие бизнеса в стране и показатели удовлетворенности работой государственных органов.