Дневник наблюдений. Движение денежных средств

Многие компании преждевременно закрылись потому, что должным образом не управляли движением своих денежных средств. Как оградить бизнес от такой участи?

История компании Home Depot

Мы разбираем бизнес-кейсы на протяжении 25 лет. Один из любимых – о проблемах, возникших в 1985 году из-за «скорости сгорания денежных средств» у американской Home Depot – крупнейшей компании по продаже стройматериалов и инструментов для ремонта. Home Depot оказалась на грани гибели.

Скорость сгорания ее денежных средств в тот год составила $12 млн в месяц. В 1985-м компания заняла $92 млн, и это в дополнение к $120 млн, уже взятым в долг за год до того. Могла ли Home Depot просто продолжать постоянно занимать деньги?

ПРИ СКОРОСТИ СГОРАНИЯ В РАЗМЕРЕ $12 МЛН ЕЖЕМЕСЯЧНО У HOME DEPOT ОСТАВАЛОСЬ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ВСЕГО НА ТРИ НЕДЕЛИ.

На начало 1986 года остаток ее денежных средств составлял $9 млн. При скорости сгорания в размере $12 млн ежемесячно у компании оставалось денежных средств всего на три недели. Три недели, чтобы найти план спасения – организовать новые кредиты, получить дополнительные средства от инвесторов или придумать схему замедления скорости сгорания.

Что же сделала Home Depot? Для начала немного справочной информации.

Категории движения денежных средств

Отчет о движении денежных средств – часть финансовой отчетности. Идея очень проста: сколько денег вы получили и сколько заплатили. Отчет делится на три категории: операционная, инвестиционная и финансовая деятельность.

Операционная деятельность включает действия, которые вы осуществляете каждый день, ваши операции. Вы получаете деньги от своих клиентов и, будем надеяться, получаете большое их количество. Вы выплачиваете зарплату, оплачиваете коммунальные услуги, налоги и проценты.

Под инвестиционной деятельностью в контексте отчета мы в первую очередь имеем в виду инвестиции в производство. За счет выбытия денежных средств от инвестиционной деятельности совершаются покупки новых зданий, новой земли и нового оборудования для повышения производственного потенциала бизнеса.

Финансовая деятельность подразумевает именно те действия, которые приходят на ум при ее упоминании. Я получаю денежные средства, чтобы купить то, что мне нужно в моем бизнесе. Я заимствую некоторую сумму денег. Я получаю новые инвестиции от владельцев. Все это – поступления средств от финансовой деятельности. Выбытие денежных средств включает в себя погашение кредитов, выплату дивидендов.

Управление движением денежных средств от операционной деятельности

Для компании, занимающейся продажей продуктов, рабочим циклом является количество времени, которое проходит от момента покупки товаров до момента получения денежных средств от продажи этих товаров. Продолжительность рабочего цикла равна сумме продолжительности двух различных процессов.

  • Как много времени проходит с момента покупки товаров до их продажи или использования?
  • Как много времени проходит с момента продажи до момента получения денежных средств от этой продажи?

Давайте поговорим о том, что первый отрезок времени часто называют «количеством дней реализации товаров». Поясним на примере. Компания Nike изготавливает спортивную обувь и спортивную одежду. Она производит эти товары, а затем продает их розничным торговым компаниям, как правило, в кредит.

С точки зрения продолжительности рабочего цикла Nike мы должны сначала установить, как много дней проходит с момента закупа сырья до момента продажи готовой обуви и одежды. Используя цифры из финансовых отчетов Nike, можно вычислить, что данный отрезок составляет около 80 дней. Это и есть «количество дней реализации товаров». Затем мы должны определить, как много времени уйдет на получение денежных средств компанией от продаж в розничные торговые точки. В среднем получается около 50 дней. Мы называем данный период «средним сроком получения платежа». Если сложить эти два числа, получится 130 дней, что и составляет продолжительность рабочего цикла компании.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ЦИКЛА NIKE 130 ДНЕЙ, MCDONALD’S – 7 ДНЕЙ ПЛЮС ДВЕ СЕКУНДЫ.

Когда Nike покупает сырье в кредит у поставщиков, то оплачивает его примерно через 40 дней. При этом компания не получит деньги от продажи готовой обуви и одежды раньше, чем истечет в общей сложности 130 дней. Именно поэтому такие компании, как Nike, должны тщательно управлять покупкой и продажей, а также поступлением денежных средств, для того чтобы сбалансировать несоответствие между сроком оплаты за сырье и сроком поступления вырученных средств.

Если Nike намерена управлять движением своих денежных средств от операционной деятельности, она имеет три индикатора, которые может изменить.

  • Количество дней реализации товаров. Чем больше времени затрачивается на производство обуви после покупки материалов, тем больше придется ждать получения денежных средств от ее продажи. Кроме того, компания должна тщательно планировать свое производство, чтобы готовая продукция не залеживалась на складе в течение длительного времени.
  • Средний срок получения платежа. Если компания позволяет своим клиентам (розничным магазинам) откладывать оплату товаров, это означает, что ей придется взять деньги в кредит, чтобы покрыть свои счета во время ожидания поступления платежей от клиентов. Здесь существует тонкий нюанс: балансирование между желанием получить платеж и желанием угодить клиенту, не требуя слишком быстрой оплаты.
  • Количество дней покупки товаров в счет кредиторской задолженности. Управление движением денежных средств от операционной деятельности иногда означает продление времени оплаты поставщикам. Если вы можете продлить это время (которое составляет в среднем 40 дней для Nike), то сохраните свои деньги для оплаты по другим расходам.

Конечно, в устойчивом состоянии Nike и прочие компании могут использовать денежные средства, накопленные от предыдущих продаж, чтобы заплатить за материалы для производства будущих товаров. Но в растущем бизнесе, где оплата производства товаров для будущей реализации больше, чем ресурсы, собранные от прошлых продаж, данное несоответствие может создать большую нехватку объема денежных средств от операционной деятельности.

Чтобы увидеть другую структуру движения средств от операционной деятельности, посмотрим на рабочий цикл компании McDonald’s. Нам нравится структура движения ее денежных средств. С момента покупки сырья (продуктов питания и упаковки) до момента реализации готового продукта (продукты питания, завернутые в упаковку) проходит около семи дней. Получение денежных средств занимает около двух секунд, потому что даже когда клиент использует кредитную или дебетовую карту, McDonald’s практически мгновенно получает электронные деньги. Таким образом, продолжительность рабочего цикла компании составляет семь дней плюс две секунды.

General Motors: гибель и возрождение компании

Мы можем многое узнать о взлетах и падениях General Motors за последние 15 лет, проанализировав свободное движение денежных средств компании. Существует множество способов определения этого показателя, но основное выглядит следующим образом: «движение денежных средств от операционной деятельности минус капитальные затраты».

В начале 2000 года, глядя в будущее General Motors, мы бы увидели компанию с огромными возможностями. С $20 млрд, находящимися в свободном движении, можно сделать что угодно.

Табл. 1. Свободное движение денежных средств General Motors с 1998 по 2001 гг.
Табл. 1. Свободное движение денежных средств General Motors с 1998 по 2001 гг.

В 1999 году General Motors заплатила $1,367 млрд в виде дивидендов. При чистой прибыли в размере $6 млрд мы предсказали бы похожую ситуацию, может быть, с более высокими показателями. Откуда компания получает деньги, чтобы выплатить дивиденды? Конечно… из свободного движения денежных средств.

Чтобы сохранить эти дивиденды в 2001 году, General Motors пришлось бы деньги занимать. Всего за два года General Motors собирается превратиться из компании с неограниченными возможностями в компанию, которая заимствует деньги для выплаты дивидендов. Это ужасающее развитие.

Теперь посмотрим на некоторые цифры свободного движения денежных средств компании несколько лет спустя.

Табл. 2. Свободное движение денежных средств General Motors с 2005 по 2008 гг.
Табл. 2. Свободное движение денежных средств General Motors с 2005 по 2008 гг.

Посмотрите на эти безобразные данные – каков ваш прогноз… как долго можно
суще
ствовать с такой моделью «свободного» движения? Что ж, ни одна компания не может существовать долгое время при затратах в $20 млрд каждый год.

И мы нисколько не удивлены, узнав, что General Motors объявила о своем банкротстве в июле 2009 года. Информация из отчетов о движении денежных средств предоставляет очень хороший обзор общего результата деятельности компании.

Как General Motors провела реструктурирование после банкротства? Что ж, мы можем ответить на вопрос, просто просмотрев все те же данные о движении денежных средств.

Табл. 3. Свободное движение денежных средств General Motors с 2010 по 2014 гг.
Табл. 3. Свободное движение денежных средств General Motors с 2010 по 2014 гг.

Неплохо. Компания имела положительное движение денежных средств от операционной деятельности и положительное свободное движение денежных средств каждый год после банкротства. General Motors вернулась! Теперь General Motors – доходная компания.

Этот пример наглядно демонстрирует, что можно узнать с помощью простого анализа свободного движения денежных средств. Дальнейшее рассмотрение истории компании Home Depot

Итак, что же сделала Home Depot? В действительности было предпринято несколько мер. Но многое из того, что делалось, было сосредоточено на улучшении движения денежных средств от операционной деятельности. В первую очередь, компания запустила систему управления товарно-материальными запасами, которая позволила более тщательно следить за товарами. При рачительном управлении больше не было нужды в запасах, простаивающих в складах-магазинах. Меньшее количество хранящихся товаров означало и меньшее количество покупок. А это значит, что меньше выплачивалось поставщикам за товары, которые просто лежали бы на полках.

В 1986 году Home Depot также активно собирала просроченную дебиторскую задолженность. Дебиторская задолженность – потенциальный источник денежных средств, а Home Depot, безусловно, нуждалась в них.

Компания также сократила накладные расходы, повысила величину прибыли и продлила время, которое требовалось для оплаты поставщикам. Все эти действия улучшили движение денежных средств от операционной деятельности компании и уменьшили скорость их сгорания.

Именно данные изменения спасли Home Depot и стали причиной, по которой компания оказалась 33-й в списке Fortune-500 в 2014 году. В том году компания в неделю (!) генерировала средний избыток объема денежных средств от операций на $130 млн больше, чем требовалось на капитальные затраты.

Итак, что вы должны делать? Наблюдайте за движением денежных средств. Определите движение денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности в вашем бизнесе. Подумайте об операциях и времени, связанном со сбором денежных средств и оплатой счетов. Кроме того, компании, генерирующие большие объемы денежных средств, должны постоянно беспокоиться о выживании, разрабатывать новые продукты и долгосрочную стратегию. Иными словами, состояние движения денежных средств определяет, нужно ли сосредоточиться на серии краткосрочных кризисов или составлять долгосрочный план.

Соавтор: Джеймс Д. Стайс
W. Steve Albrecht профессор бухгалтерского учета,
Школа менеджмента Marriott, Университет Бригама Янга (США)