Есть идея?

Открытие собственного дела предполагает значительные вложения. И не всегда денежные, зачастую платить приходится своей энергией, нервами и временем. На раскрутку могут уйти месяцы, если не годы. Неплохим решением здесь может стать приобретение франшизы. Платишь роялти – получаешь готовую бизнес-модель, базирующуюся на популярной торговой марке. Красота! Но так ли все просто? Постараемся разобраться, что представляет собой данная индустрия и как чувствует себя рынок франчайзинга в Казахстане.

В 2015 году объем глобального рынка франчайзинга стремился к $3,96 трлн1, приходясь более чем на 30 тыс. франшизодателей. Сегодня наибольшая доля в индустрии у компаний, работающих в ресторанном бизнесе (заведения быстрого питания, 20%), предоставляющих персональные услуги (15%) и занятых розничной торговлей (13%). На сферу недвижимости и услуг для бизнеса приходится по 12%.

В региональном разрезе ведущее положение по числу франчайзеров занимают Азия и Европа, причем азиатский регион начал «править бал» совсем недавно – еще в 2013 году доля европейцев составляла 36% против 32% для Азии. Третье место за США.

92709
Рис. 1. Деление франчайзинговых учреждений по секторам, 2016 г.

Абсолютный мировой лидер по количеству франчайзинговых систем – Китай (около 4,6 тыс. сетей). Соединенные Штаты занимают второе место – 3122 сети. Южная Корея на третьей позиции – 2575 сетей. Бразилия не входит в первую тройку, но заслуживает внимания, поскольку из 1,7 тыс. компаний, действующих в стране по системе франчайзинга, примерно девять из десяти являются отечественными, что свидетельствует о развитости внутреннего рынка. Азиатский регион, напротив, представлен в основном европейскими и американскими франшизами (исключением является Япония), несмотря на первое место по насыщенности индустрии участниками.

92719
Рис. 2. Доли регионов мира по количеству франчайзеров

Модель франчайзинга – весьма конструктивная для общего экономического развития. В 2015 году рост числа компаний в отрасли позволил только в США создать 261 тыс. рабочих мест. На 2016 год прогнозируется продолжение тенденции и расширение рынка труда на 278 тыс. вакансий2.

Страховка от провала

Данные Международной ассоциации франчайзинга свидетельствуют о прекращении активности 85% компаний, созданных новоявленными бизнесменами «с нуля», в течение первых пяти лет. Для франшиз статистика гораздо позитивнее – лишь 14% предприятий уходят с рынка за аналогичный период. В чем же «изюминка», дающая представителям относительно новой индустрии преимущество перед приверженцами классического подхода к построению своего дела? Ответ на этот вопрос можно получить, взглянув на концепцию франчайзинга с трех различных точек зрения.

Для компании, предоставляющей права на ведение деятельности под знаменем своего бренда (франчайзера), продажа бизнес-модели выгодна, во-первых, за счет возможности расширить географию присутствия, охватить новые рынки, нарастить объемы продаж, упрочить престиж и значимость торговой марки. Во-вторых, отпадает необходимость полноценных инвестиций в филиалы. Напротив, компания получает доход от взносов приобретателя франшизы и может переложить на его плечи часть административно-хозяйственных расходов.

Обладатель лицензии (франчайзи), в свою очередь, обретает шанс открыть собственное дело без наличия существенного опыта и денежных ресурсов. Удачная возможность подкрепляется гарантией обучения и поддержки со стороны франчайзера, а также выходом на рынок под эгидой популярной торговой марки в условиях работающей как часы системы бизнеса.

Замыкающее звено цепи – потребитель. Преимущества франчайзинга для клиентов отражаются, главным образом, в качестве товаров и услуг и способе их предоставления. Сеть предприятий, работающих под одним брендом, чаще всего имеет схожую инфраструктуру и стремится к единому стандарту качества, который достигается во многом за счет контроля и поддержки со стороны материнской компании.

85% КОМПАНИЙ, СОЗДАННЫХ «С НУЛЯ», В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВЫХ ПЯТИ ЛЕТ ПРЕКРАЩАЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ДЛЯ ФРАНШИЗ СТАТИСТИКА ГОРАЗДО ПОЗИТИВНЕЕ – ЛИШЬ 14% УХОДЯТ С РЫНКА.

Но не все так прекрасно, как может показаться на первый взгляд. При всестороннем рассмотрении всплывает и ряд недостатков. Во-первых, для франчайзера задача сводится не только к тому, чтобы продать лицензию и взымать роялти. В случае предоставления прав франшизы основная компания вынуждена создавать специальные фонды для поддержки франчайзи и, соответственно, жертвует гибкостью применения своей прибыли. Во-вторых, компания таким образом ограничивает себя в возможностях получения дохода от прямой коммерческой деятельности, а расходы на создание бизнеса «зеленого» подопечного могут быть несоизмеримо велики и не покрываться вносимыми платежами по договору. В-третьих, недостаточный контроль качества и низкая компетенция франшизодержателя могут подорвать репутацию головной фирмы.

Для приобретателя бизнес-модели часть угроз полярно противоположна. Так, один из рисков для франчайзи – отток клиентов в связи с потерей репутации франшизодателем. Купивший лицензию предприниматель также ограничен в самостоятельности в связи с жестким контролем со стороны главной компании и рискует оказаться не у дел, если франчайзер решит полностью продать свой бизнес и прекратит поддержку сети.

Схема франчайзинга может оказывать негативный эффект и на потребителя. В первую очередь, данная методика наполнения рынка несет в себе риск ограничения выбора товаров и услуг вследствие недостатка конкуренции. Во-вторых, качество предоставляемой продукции может пострадать от недостаточно эффективного обучения неопытного предпринимателя.

Свое, родное

В Казахстане число бизнесменов, желающих действовать в рамках франчайзинговых проектов, стремительно растет вместе с частотой применения франшизы в качестве простой и безопасной бизнес-модели, особенно в кризисные периоды. Именно такое мнение у большинства оте-чественных экспертов, несмотря на разнящиеся статистические данные о состоянии индустрии в республике. Количество франчайзеров в стране увеличивается в среднем на 10-20% в год.

История отечественного франчайзинга началась с открытия в 1994 году завода Coca-Cola, позволившего не импортировать популярные товары международного производителя безалкогольных напитков, а сделать их элементом развития национальной экономики. С середины 90-х на казахстанский рынок в виде франшиз начало выходить все больше иностранных брендов.

Тенденция проникновения мировых сетей продолжилась, и уже в 2009 году оборот в данном сегменте достиг $1 млрд. За четыре следующих года объемы, по расчетам ведущего казахстанского эксперта в данной области, президента Евразийской ассоциации франчайзинга Бекнура Кисикова, удвоились, достигнув $2,2 млрд. Сегодня цифра подходит к $3 млрд в год.

По состоянию на 2013 год в стране работало 370 франшиз, позволявших создать порядка 25 тыс. рабочих мест. В 2015-м количество возросло до 495. Но, к сожалению, по числу местных предприятий в структуре франчайзинга позиция Казахстана пока кардинально отличается от бразильского рынка. В нашей стране на восемь зарубежных компаний приходится лишь две отечественные (соотношение примерно 79% к 21%). Для сравнения, в России отношение иностранных компаний к местным примерно 70% к 30%, в Европе – 50% к 50%, в США – 20% к 80%.

Впрочем, говоря о насыщенности рынка зарубежными франшизами, стоит обратить внимание на то, что примерно 32% приходится на долю главного торгового партнера Казахстана – России. Чуть меньшую часть (30%) занимают страны ЕС. Доля США равна лишь 14%, хотя в последнее время нарастает за счет прихода гигантов вроде Starbucks в 2015 году и McDonald’s в 2016-м.

В национальный состав франчайзеров входит порядка 85 компаний, шесть из которых представлены за границей. К отечественным интернационалам относятся оператор детских развлекательных комплексов Happylon, медицинская компания «Сункар», представители текстильной индустрии Biba, Kuralai и Mimioriki, производитель товаров по уходу за телом ShBS и сеть стрит-фуд заведений Red Dragon.

В отраслевом разрезе ведущее положение на нашем рынке занимают высокооборотные сегменты, такие как товарный ритейл (41%), опередивший традиционного лидера – общепит и рестораны быстрого питания, занимающего 39% в совокупности с сектором услуг. Менее всего франчайзинг применяется в производственном секторе – около 2%. Причины связаны, в первую очередь, с географическими и демографическими особенностями страны (большая территория при низкой плотности населения и высокая непропорциональность уровня жизни в мегаполисах, региональных городах и сельской местности).

К 2022 году Союзом франчайзинга в стране прогнозируется рост числа франчайзинговых сетей до 590 (абсолютный прирост на 59% по отношению к 2013 году). При этом, по предварительным оценкам, количество местных компаний, представленных на международной арене, увеличится в 2,5 раза. Прогнозы сделаны на основе динамики индустрии в предыдущие годы. Ситуация становится гораздо живописнее с учетом потенциальной помощи со стороны государства. Так, при хорошей поддержке таких институтов развития, как ФРП «Даму», эксперты считают возможным достичь увеличения общего числа франчайзеров в Казахстане до 600-750 уже в 2016 году. Казахстанские бренды при данном сценарии могут увеличить свое присутствие на международной арене в 3-5 раз.

К 2022 ГОДУ СОЮЗОМ ФРАНЧАЙЗИНГА ПРОГНОЗИРУЕТСЯ РОСТ ЧИСЛА ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДО 590 (НА 59% ПО ОТНОШЕНИЮ К 2013 ГОДУ)

В среднесрочной перспективе подобный прогресс представляется реалистичным, так как франчайзинг уже фигурирует в ряде государственных программ и стратегий. Хорошим подспорьем могут стать, например, безвозмездные дотации со стороны государства в размере 30% от стоимости проекта, реализуемого по системе франчайзинга при получении аккредитации со стороны банка или фонда «Даму». Необходимо также проводить ликбез в этой области и раскрывать преимущества данного способа ведения бизнеса в среде будущих предпринимателей.

В мировой практике программы стимулирования франчайзинга аналогичны программам развития МСБ. Если в стране созданы должные условия для динамичного развития предпринимательства, то и франчайзинг будет процветать. 

1 По данным Global Industry Analysts (GIA).

2 IHS Report: Franchise Business Economic Outlook for 2016 (IFA).