Семь нот инвестиционной политики

Мейрам Кажыкен,
доктор экономических наук

С середины 2014 года в экономике многое изменилось, и, вероятно, надолго. Государству придется отказаться от надежды на возврат высоких цен на сырье и изменить существующую модель перераспределения природной ренты. В новых реалиях актуализируется задача целесообразного управления инвестиционным процессом.
Рынок не всегда способен распределять ресурсы экономики так, чтобы инвестиции привели к достижению фундаментальных целей общества: высокому уровню благосостояния и занятости населения при низком уровне неравенства. Поэтому ключевую роль здесь играет государство, которое создает благоприятные условия для трансформации сбережений населения и субъектов экономики в инвестиции. Для государства важно, чтобы частные инвестиции улучшали качество предпринимательства, повышали его приспосабливаемость к изменениям условий.
Инвестиционная политика, обеспечивающая адаптивность экономики, должна быть способной решать следующие задачи.
  • Создать условия, при которых субъекты будут иметь свободный и равный доступ к возможностям (экономическим факторам, рынкам). Здесь крайне важно ограничить наращивание капитала отдельными личностями за счет нелегитимных возможностей и монопольного доступа к ресурсам.
  • Компенсировать инвестиционные риски предприятиям посредством перераспределения ресурсов (бюджетные программы).
  • Стимулировать развитие рыночной системы страхования рисков частных инвесторов. При этом государству отводится роль по формированию пруденциальных норм контроля за деятельностью страховых компаний.
  • Целенаправленно регулировать рыночное распределение экономических факторов в соответствии с выбранными приоритетами.
  • Для финансирования инвестиций перераспределять часть национального дохода через бюджет и квазигосударственные институты.

Участие государства в регулировании развития предпринимательства путем целевого перераспределения экономических факторов должно быть минимальным. Кроме того, оно должно соответствовать долгосрочным приоритетам развития экономики. Иными словами, приоритеты конкретизируют задачи, на решение которых государство, во-первых, намерено направлять свои ресурсы, и, во-вторых, нацелить нефинансовые меры поддержки. В инвестиционной политике Казахстана приоритетны для господдержки следующие направления развития действующих производств:

  • диверсификация, снижающая экономические риски от внешних шоков и ухудшения деловой активности;
  • специализация, повышающая конкурентоспособность продукции на внешних рынках, позволяющая компании интегрироваться в международные производственные системы;
  • изменение масштабов, обеспечивающее рост отдачи от роста объемов выпуска продукции;
  • технологическая модернизация основных фондов, ведущая к росту операционной производительности, снижению ресурсоемкости продукции и экологически вредных выбросов.

«УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДОЛЖНО БЫТЬ МИНИМАЛЬНЫМ»

Эти приоритеты обосновываются тем, что повышают адаптивность как отдельных компаний, так и всего предпринимательства. Приоритеты существенно сокращают количество селективных мер, необходимых для достижения фундаментальных целей развития. При этом используется узкий перечень инструментов, в числе которых стоит выделить следующие:

  • амортизация (собственные ресурсы компании);
  • кредиты и займы (ресурсы банковской системы);
  • первичное размещение акций (свободные средства населения и субъектов экономики);
  • иностранные прямые инвестиции;
  • государственные ресурсы (государственный бюджет).

Одних ресурсов государства для достижения целей недостаточно, поэтому необходимы институты, регулирующие потоки частного капитала, снижающие или компенсирующие его инвестиционные риски. При этом важна приспосабливаемость самих институтов. Скорость их адаптации под внешние шоки или экономические циклы напрямую отражается на активности предпринимательства.

Сбережения в качестве инвестиций
Амортизационные отчисления формируют собственные сбережения компании для последующего инвестирования. Они имеют значение в качестве источника инвестиций, если высока факторная производительность и продукция занимает достаточную долю рынка. Для поддержания гибкой амортизационной стратегии в арсенале государства имеются селективные меры, направленные на снижение издержек и повышение нормы прибыли. При этом могут использоваться такие инструменты, как госзакупки или субсидии.
Существуют различные способы сбережений: банковские депозиты, ценные бумаги и другие активы, которые легко обращаются в ликвидность для последующего инвестирования. Государство имеет возможность содействовать в формировании сбережений, поддержать компанию ресурсами и защитить от рисков. В этом есть определенная целесообразность, но ограниченность ресурсов и принцип минимального вмешательства в рыночные процессы обусловливают необходимость выбора государством приоритетных направлений (отрасли, сферы деятельности, статуса субъекта предпринимательства) для селективных мер поддержки. Наиболее приемлемыми и распространенными инструментами считаются финансовый лизинг и целевые государственные инвестиции.

Кредитные схемы
Обостряющаяся конкуренция, чрезвычайная турбулентность рыночной конъюнктуры, а также внешние шоки увеличивают риски и тем самым сдерживают компании от идеи кредитоваться для модернизации или реструктуризации. Ровно по аналогичным причинам коммерческие банки избегают рисков выдавать долгосрочные кредиты под инвестиционные проекты.
Предложение долгосрочных кредитов снижается также в результате дефицита длинной ликвидности. Фондирование банков из средств государственного накопительного пенсионного фонда несет в себе риски, возрастающие в условиях экономического спада. Простое накачивание банков ликвидностью не приведет к ожидаемым результатам, если отсутствует перспектива развития экономики. При этом надо исключить схемы капитализации частных банков за счет бюджета, поскольку это несет угрозу возникновения коррупции, точнее, обогащения отдельных лиц за счет перераспределения государственных финансов.
Область высоких рисков, куда банковские кредиты не идут, могут закрыть только квазигосударственные финансовые институты. Однако их участие в модернизации экономики до сих пор остается минимальным. Почему же они не справляются с поставленными задачами? Дело в том, что данные фининституты функционируют в чужой нормативной среде, а точнее, в институциональном окружении, предназначенном для коммерческих банков. Но проблема в том, что риски таких организаций чрезвычайно высоки, а правила страхования от ошибок не учитывают действительность, что заставляет их держаться в тени и избегать любых рисковых инвестиционных проектов.

«ОБЛАСТЬ ВЫСОКИХ РИСКОВ, КУДА НЕ ИДУТ БАНКИ, МОГУТ ЗАКРЫТЬ ТОЛЬКО КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНИНСТИТУТЫ. НО ФУНКЦИОНИРУЯ В НОРМАТИВНОЙ СРЕДЕ КОММЕРЧЕСКИХ БВУ, ОНИ ВЫНУЖДЕНЫ ДЕРЖАТЬСЯ В ТЕНИ И ИЗБЕГАТЬ ЛЮБЫХ РИСКОВЫХ ПРОЕКТОВ»

С внешними займами для инвестирования в развитие экономики сопряжены специ-
фические риски, несущие серьезные последствия для платежного баланса страны. Наиболее рискованными являются гарантированные государством займы. Поэтому правительство должно жестко ограничить займы из-за рубежа, поддерживая строгое соответствие между сбережениями и заимствованиями.

Риски и реалии IPO
Для казахстанского предпринимательства эмиссия акций как способ привлечения частных инвестиций все еще остается менее привлекательной, чем банковские кредиты. Во-первых, учредители корпораций, как правило, не желают делиться бизнесом, точнее собственностью, что обусловлено особенностью экономической культуры или даже национальным менталитетом. Во-вторых, у большей части населения нет свободных денежных средств, а те, кто имеет возможность сберегать, редко инвестируют в фондовые ценные бумаги. Сказанное подтверждается тем, что за три года реализации широко разрекламированной правительством программы «народное IPO» в ней приняло участие менее 1% населения. Третья причина заключается в высоких рисках инвестирования в акции корпораций обрабатывающих отраслей, связанных с низкой рентабельностью производства. И наконец, четвертая причина – набирающий масштабы экономический кризис снижает котировки фондовых ценных бумаг, что выгодно инвесторам, но опасно для самих эмитентов. Может произойти перераспределение собственности в пользу узкого круга крупных инвесторов, имеющих солидные финансовые ресурсы.
Первичное размещение акций – хороший инструмент для рыночного распределения инвестиционных ресурсов экономики. Но в Казахстане еще многие годы он не будет популярным ни для компаний, ни для населения. Государство может ускорить процесс повышения интереса к инструментам фондового рынка. Во-первых, необходимо создать нормативный порядок для функционирования финансовых спекулянтов, различных институциональных инвесторов, которые выступают, с одной стороны, основными покупателями первичной эмиссии акций, а с другой – продавцами фондовых ценных бумаг для индивидуальных инвесторов, а также страховщиками их рисков. Во-вторых, государство должно
стимулировать и поддерживать появление и функционирование институциональных инвесторов и финансовых спекулянтов. В-третьих, поскольку вторичный рынок несет в себе угрозы надувания финансового пузыря, должны быть строгие нормы и правила, предохраняющие рынок от чрезмерных рисков.

«ПОСКОЛЬКУ ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК НЕСЕТ В СЕБЕ УГРОЗЫ НАДУВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПУЗЫРЯ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ СТРОГИЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА, ПРЕДОХРАНЯЮЩИЕ РЫНОК ОТ ЧРЕЗМЕРНЫХ РИСКОВ»

Иностранные инвестиции
У иностранных прямых инвестиций (ИПИ) имеются и плюсы, и минусы. К плюсам относятся открытие доступа к международным сбытовым сетям, внедрение современных технологий, экономической культуры и принципов корпоративного управления на предприятиях прямого инвестирования. Более того, эти положительные эффекты распространяются и на технологически связанные производства.
К минусам относятся риски. Во-первых, иностранный инвестор, будучи собственником-нерезидентом, волен принимать хозяйственные решения, не оценивая негативные социальные и экономические последствия, не принимая во внимание долгосрочные интересы страны. Поэтому государству надо регулировать ИПИ, вводя ограничения на иностранную собственность, как правило, в стратегических отраслях промышленности и сельскохозяйственном землепользовании. Во-вторых, многонациональные корпорации часто служат платформой, через которую развитые страны закрепляют свое господство в принимающей стране. При этом они консервируют технологическую отсталость и зависимость более слабых стран от развитых. В-третьих, компенсируя дефицит текущего счета операций в момент поступления, ИПИ в дальнейшем усиливают зависимость платежного баланса принимающей страны от решений иностранных инвесторов об использовании полученных доходов. В случае вывода капитала в значительных объемах это окажет негативное влияние на внешнюю сбалансированность экономики. Речь идет об одном из существенных рисков, которым подвергается экономика при
свободном международном движении капитала. Сейчас подобное негативное воздействие эффективно нейтрализуется двусторонними инвестиционными соглашениями, которые содержат правила, условия и нормативы, регулирующие переводы текущих платежей и иные операции, связанные с международным движением капитала.
Надежды казахстанского правительства на прямые иностранные инвестиции пропорциональны трем факторам:

  • наличию возможности инвестировать в высокорентабельные сырьевые проекты с приобретением права собственности на месторождение или иные материальные объекты по заниженной цене;
  • возможностям доступа к дешевым трудовым ресурсам;
  • перспективам развития экономики.

Первые факторы почти исчерпаны. Если раньше иностранные инвесторы интересовались сырьевым сегментом казахстанской экономики, то сегодня этот интерес иссякает по разным причинам. Трудовые ресурсы Казахстана все еще остаются дорогими. Что касается перспектив развития экономики – то они весьма туманны и рискованны, прежде всего в связи с интеграцией в ЕАЭС. Таким образом, надежды на масштабный приток прямых иностранных инвестиций становятся весьма сомнительными.

Государственные инвестиции
Основной источник перераспределяемых государством ресурсов – часть чистого располагаемого национального дохода. Чем выше национальный доход, тем выше и доходы государства, соответственно, больше внутренние инвестиционные ресурсы экономики, в том числе аккумулированные в Национальном фонде.
Наличие больших запасов минеральных ресурсов, возможность получения рентных доходов долгие годы создавали иллюзию благополучия и лежали в основе аргументации придания сырьевому сектору статуса локомотива экономики. Правительство до сих пор находится в этом заблуждении. Государство выстроило перераспределительную модель экономики, когда природная рента инвестируется в развитие инфраструктуры (жилье, дороги) и частично в капитализацию производственного сектора. Использование природной ренты в качестве одного из главных источников инвестиций в развитие экономики вносит коррективы в ментальность общества, а именно: мало сберегать, не заботясь о справедливом межпоколенческом перераспределении доходов. Естественно, складывается соответствующий логический концепт и у государства.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ВНОСИТ КОРРЕКТИВЫ В МЕНТАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА: ОНО ПРЕДПОЧИТАЕТ ТРАТИТЬ, А НЕ СБЕРЕГАТЬ»

Государственные инвестиции должны осуществляться в соответствии с четырьмя принципами – «правилами четырех оптимумов»:

  • «Минимум селективности» – сокращение норм и критериев, предоставляющих преимущества в доступе к возможностям инвестировать. Предоставление отдельным субъектам селективного доступа к ограниченным возможностям снижает доступность этих же возможностей для других. При ограниченных ресурсах правило «минимума селективности» оставляет конкурирующим субъектам экономики больше ресурсов, за которые они могут соперничать.
  • «Минимум этапов перераспределения» – сокращение звеньев передачи ресурсов от государственного источника до конечного потребителя. Чем больше звеньев передачи, тем выше транзакционные издержки и значительная часть ресурсов оседает в доходах посредников.
  • «Максимум доступности государственных инвестиций» означает свободный и равный доступ субъектов экономики к инвестиционным ресурсам государства. Это также означает равный доступ к возможностям, но за которые необходимо конкурировать.
  • «Максимум прозрачности» – это гарантирует справедливость перераспределения экономических ресурсов, реализацию принципа равного доступа к возможностям, недопустимость нелегитимных преимуществ одним за счет ограничения возможностей других.

Малый и средний бизнес
Очевидно, для казахстанского малого и среднего предпринимательства (МСП) наступают новые времена, открывающие им возможность воспользоваться стагнацией в сырьевом сегменте промышленности. Надо незамедлительно создавать условия и доступ к инвестициям на диверсификацию и модернизацию производств. Такая капитализация осуществляется различными инструментами (лизинг оборудования и техники, ипотечное кредитование и др.).
Компании часть необходимых инвестиций могут извлечь из собственных доходов, если получат легитимную в свете норм и правил ВТО поддержку в виде расширения рынка сбыта (госзакупки) или повышения рентабельности производства (субсидии, преференции). Однако большинству отечественных компаний МСП для модернизации или реструктуризации производства требуются финансовые ресурсы, превышающие их возможности накопить самостоятельно. Разница между потребностями и возможностями может покрываться займами, портфельными и прямыми инвестициями.
Банковские инструменты из-за дороговизны зачастую непригодны для большинства субъектов МСП. Не только ставка процента делает кредиты малодоступными, но и завышенные требования банков к экономическому статусу заемщика. Поэтому целесообразно ввести пруденциальный норматив, обязывающий коммерческие банки выделять определенную долю активов на долгосрочное кредитование среднего бизнеса.
Одной из рыночных финансовых структур, чьи условия и правила не противоречат требованиям ВТО, являются частные фонды. Их преимущество перед банками заключается в специализации и ориентации на целевую группу. Нет препятствий для создания региональных фондов залогового обеспечения кредитов в инвестиции, в том числе с участием фонда «Даму». Тогда появится возможность развернуть коммерческие банки в сторону региональных инвестиционных проектов.
Известно, что иностранные прямые инвесторы приходят в Казахстан, приняв соответствующее бизнес-предложение от местных партнеров и имея представление о вероятных рисках, с которыми могут столкнуться. Одним из ключевых факторов, сдерживающих приток ИПИ в средние компании обрабатывающей промышленности, является острый дефицит финансово прочных и надежных бизнес-партнеров. Поэтому в стране должна существовать критическая масса субъектов среднего предпринимательства, соответствующих строгим требованиям иностранных инвесторов.

«ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВВЕСТИ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ НОРМАТИВ, ОБЯЗЫВАЮЩИЙ КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ ВЫДЕЛЯТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДОЛЮ АКТИВОВ НА ДОЛГОСРОЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

Выбор инвестиционного режима
Благоприятный инвестиционный режим формируется рыночной инфраструктурой, в которой особое место занимают страховые компании, институциональные инвесторы, частные фонды и квазигосударственные финансовые институты. Естественно, функционирование и развитие рыночной инфраструктуры регулируется нормами и правилами фискальной и денежно-кредитной политики.
Инвестиционный режим может быть индивидуальным и оформлен в виде соглашения между инвестором и государством органом, наделенным полномочиями предоставлять пакет селективных мер поддержки. Такая нормативная схема – широко распространенная практика, когда необходимо создать возможности прямым инвесторам, если речь идет о дорогостоящем проекте с многочисленными рисками и обязанностями сторон.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB