Показать рэнкинг крупнейших компаний отрасли

Отрасль показала внушительный рост по результатам 2014-го. Торговые компании, вошедшие в рэнкинг, заработали 517 млрд тенге валового дохода – на 32,8% больше, чем годом ранее. В денежном выражении оптовая торговля по всему Казахстану выросла на 14%, сохранив привычные темпы последних пяти лет. Но стоит ли ждать такой же динамики от 2015-го?

торговля
Рэнкинг NB500 [2015]. Торговля

По результатам 2014 года в лидеры вырвался российский торговец табаком «Мегаполис-Казахстан». Его выручка увеличилась сразу на 36% до 169,1 млрд тенге, а валовый доход составил 33,8 млрд. При этом рост никак не связан с числом курильщиков, ведь таковых с каждым годом в стране насчитывается все меньше. В 2014-м их было 2,8 млн человек – около 16% населения. Для справки: в 2013 году курильщиками считались 22%.

Главным фактором увеличения выручки является агрессивная стратегия развития – постоянное расширение партнерской сети и ассортимента. «Мегаполис» торгует наиболее популярными в Казахстане марками и, по сути, взял на себя роль распространителя крупнейших производителей табачных изделий – JTI и Philip Morris.

Кроме того, доходы продавца растут за счет повышения цен на готовую продукцию, ведь акцизы на табачные изделия платят производители, которые, кстати, тоже увеличили свою выручку в 2014-м. Трудно представить, что «Мегаполис» сознательно пойдет на сокращение чистой прибыли за счет удержания цен из одной только солидарности с производителями, продукцией которых он торгует. Наилучшая стратегия в данном случае – сокращение издержек и реорганизация процессов на фоне постоянного расширения линейки товаров и географии продаж.

98650
Рис. 1. Основные показатели розничной торговли, 2014-2015 гг.

Samsung поднялся на второе место рэнкинга самых крупных торговых компаний Казахстана1, добившись выручки 115,7 млрд тенге и 28,9 млрд валового дохода с динамикой роста 21,8%. Это меньше, чем в 2013-м, когда доход вырос на 36,5% по отношению к 2012 году, но и эти цифры показывают, что компания уверенно развивается. Замедление можно списать на февральскую 19%-ю девальвацию, когда импортерам пришлось увеличить цены и недополучить некоторый процент клиентов вследствие сокращения покупательной способности населения. Стоит отметить, что около половины выручки компания имеет за счет продаж смартфонов и телевизоров.

При этом Samsung Electronics Central Eurasia второй год подряд демонстрирует более уверенную динамику по отношению к своей материнской компании, выручка которой по всему миру в 2014 году упала на 9%, а в 2013-м выросла на 13,7%. Samsung Electronics в прошлом году теряла доходы на всех рынках – в Азии и Африке, в Америке и Европе, в Китае и даже в самой Южной Корее. Динамика компаний коррелируется, ведь рост казахстанской «дочки» тоже немного замедлился, но факт остается фактом: в Казахстане «Самсунгу» комфортно, в отличие от других регионов.

Заработная плата по стране снизилась до $404 в месяц – это с учетом нефтеносных западных регионов, Алматы и Астаны

Поскольку 2015 год стал тяжелым для импортеров, которые, как и в 2014-м, вынуждены были поднимать цены из-за введения режима инфляционного таргетирования и укрепления тенге на 68% по отношению к доллару США, темпы роста выручки компаний, вероятно, замедлятся. Но для таких производителей, как Samsung, это может стать хорошей возможностью. Например, перспективным было бы открытие производственных площадок на территории Казахстана, ведь средняя заработная плата по стране снизилась до $404 в месяц – это с учетом нефтеносных западных регионов, Алматы и Астаны, тогда как в остальных областях средняя номинальная оплата труда составляет $316.

98657
Рис. 2. Основные показатели оптовой торговли, 2000-2015 гг.

С четвертого на третье место отраслевого рэнкинга поднялось ТОО «Arena S» – владелец известной сети магазинов электроники Sulpak. Выручка компании составила 112,6 млрд тенге, что на 27% больше, чем в 2013 году, валовая прибыль – 28,1 млрд тенге. На рост компании повлияло несколько факторов. Основной – падение покупательной способности вследствие девальвации, что с учетом стратегии компании, ориентированной на борьбу за клиента с помощью низких цен, дало положительный результат, так как большой пласт населения, ранее не нуждавшийся в экономии, до нее снизошел. Кроме того, Sulpak расширил площади, и теперь его торговая сеть включает в себя 81 магазин против 72 в 2013 году.

Бытовая техника и электроника

Оборот рынка бытовой техники и электроники во II квартале 2015 года, по данным GFK, уменьшился относительно того же периода 2014-го на 14,8%. После февральской девальвации прошлого года основные продавцы сохранили цены на главные продуктовые группы, что помогло какое-то время поддерживать спрос. Но в течение года торговцы проиндексировали свои цены, и это отрицательно отразилось на дальнейшей динамике. Если во II квартале 2014-го, который традиционно приносит меньше всего выручки из-за фактора сезонности, население потратило на покупку электротехники 97,6 млрд тенге, то в 2015-м за те же три месяца продажи упали до 83,2 млрд – это уровень 2012 года.

Во II квартале 2015 года сектор IT показал снижение объема продаж в тенге на 32,5%. Это самое большое падение, которое наблюдалось на казахстанском IT-рынке.

На 29% сократились продажи видео- и аудиотехники. Положительный результат в самой крупной продуктовой группе данного сектора – телевизорах – показывают модели в бюджетных ценовых сегментах (до $500) и, традиционно для Казахстана, панели с большой диагональю (больше 60 дюймов). Продолжают расти относительно новые сегменты – модели UHD и с изогнутым экраном. В аудиосистемах четырехкратный рост показал сегмент Connect-совместимых мини-моделей. В сегменте видеокамер продолжают расти продажи экстремальных видеокамер – как в денежном выражении, так и по доле внутри продуктовой группы.

Фотокамеры становятся все менее популярными, уступая место смартфонам и планшетам – продажи упали на 51%. Спрос на крупную бытовую технику также снижался, хотя спрос на холодильники, микроволновки, плиты и стиральные машины был близок к уровню прошлого года. Мелкая бытовая техника продавалась на 10% хуже, чем годом ранее, однако сегмент техники для приготовления пищи показал рост.

Во II квартале 2015 года объемы продаж компьютерной техники снизились в тенге на 32,5%. Это самое большое падение, которое наблюдалось на казахстанском IT-рынке. Быстрее всего падали мониторы и планшеты, которые еще три квартала назад демонстрировали положительную динамику. Прослеживается увеличение спроса на мобильные ПК в форм-факторе планшета и устройства с большими экранами (больше 10,5 дюймов). Благодаря активности участников рынка в поиске новых ниш и корпоративным поставкам положительную динамику показал сегмент настольных компьютеров «все в одном».

Фотокамеры становятся все менее популярными, уступая место смартфонам и планшетам – продажи упали на 51%.

Сегмент телекоммуникационных устройств впервые продемонстрировал отрицательную динамику – падение на 6,3%. Продажи смартфонов снизились на 4,6%. Увеличивается доля устройств с диагональю от 4 до 5,6 дюйма. Выросла доля смартфонов стоимостью свыше 150 тыс. тенге. Большинство продавцов побоялись заметно поднимать цены на флагманские модели после девальвации 2014-го, но на рынок официально вышел Apple – цены на iPhone стали выше, что позволило остальным игрокам более решительно подойти к вопросу ценообразования.

В целом II квартал 2015 года был относительно спокойным вплоть до июля. В августе тенге был отпущен в свободное плавание, поэтому результаты III и IV кварталов могут показать падение, даже несмотря на то, что осенью и зимой казахстанцы традиционно покупают больше.

Продуктовый ритейл

В продуктовом ритейле уверенную позицию занимает Magnum Cash & Carry. Компания заработала 78,5 млрд тенге, превысив прошлогодний результат на 41%, что обусловлено ростом числа торговых площадей и расширением географии продаж: сейчас работают 11 магазинов в четырех городах Казахстана. Динамика действительно внушительная, особенно если учесть, что первый магазин открылся в 2007 году. Magnum активно использует стратегию «самые низкие цены – у нас», что в условиях снижения платежеспособного спроса позволит компании развиваться.

98665
Рис. 3. Доли в общем объеме оптовой торговли в Казахстане, млрд тенге, январь-октябрь 2015 г.

Вторую строчку после лидера занимает «Скиф Сауда» с сетью супермаркетов Small, которых к настоящему времени насчитывается 35 в семи городах Казахстана. Компания выручила 36,2 млрд тенге – на 20% больше, чем годом ранее. На третьем месте среди ритейлеров обосновался «Рамстор», получивший от покупателей 26,5 млрд тенге, что, однако, на 4,3% меньше, чем в предыдущем году. Сеть насчитывает 28 магазинов.

Metro Cash & Carry последние два года теряет позиции в рэнкинге: с 10-го места в 2012 году компания опустилась по итогам 2014-го на 33-е. Происходит это по двум причинам: первая и главная – ценовая политика, вторая – формат. При удобстве и качестве обслуживания ассортимент чаще всего уступает конкурентам, а преимущество на полках получают импортные товары, что в условиях тенденции к экономии и укрепления национальной валюты серьезно сказывается на финансовых результатах Metro. Компания позиционирует себя как специалиста в B2B-продажах представителям сегмента HoReCa, давая внушительные скидки на мелкий опт, но и здесь для положительного результата важен ассортимент.

Metro Cash & Carry последние два года теряет позиции в рэнкинге: с 10-го места в 2012 году компания опустилась по итогам 2014-го на 33-е.

Общий тренд

На деятельность всех торговых компаний Казахстана, как крупных, так и мелких локальных влияет падение курса национальной валюты, которое снижает покупательную способность. Сложнее всего сейчас импортерам, ведь предложение их продукции и платежеспособный спрос будут двигаться разнонаправленно. В этой ситуации выиграют отечественные производители, если воздержатся от чрезмерного завышения цен. Дистрибьюторам сейчас лучше сконцентрироваться на местных товарах.

Табл. 1. Объем оптовой торговли по регионам
Табл. 1. Объем оптовой торговли по регионам Казахстана, 2015 г.

С 2000 года внутренняя торговля в Казахстане, розничная и оптовая, постоянно росла, и эта динамика, несомненно, продолжится, но структура может сильно измениться. Производителям важно увидеть тренд уже сейчас: качественный, недорогой отечественный товар может быть легким и прибыльным бизнесом в условиях дорожающего импорта.

Главным рынком сбыта по-прежнему остается Алматы. Из 12,5 трлн тенге оптовых продаж по всей стране за январь-октябрь 2015 года в южной столице сделок совершено на 5,8 трлн – это 47%. Еще 18% приходится на Астану, остальные 35% – на регионы. В сегменте оптовых продовольственных поставок лидером остается Алматы – 42%, 10% – Астана, 48% – регионы. В сегменте непродовольственных товаров южная столица также является основным потребителем – 48%. Но стоит отметить и роль Астаны – 20%. Это пятая часть всех оптовых продаж, хотя еще несколько лет назад до подобного показателя было далеко. Здесь заслуга госсектора и крупных компаний, тогда как в Алматы основные поставки приходятся на мелкий и средний бизнес.

В целом результаты работы отрасли в 2015 году могут быть немногим выше результатов 2014-го или вовсе остаться на том же уровне, как это было в 2009 году, после того как в 2007-м инфляция превысила 18%. NB

1 По итогам 2013 года компания занимала третью строчку.

Комментарии доступны только участникам клуба NB