Рынок связи претерпевает существенные и ожидаемые изменения. Интернет проникает все глубже, число абонентов фиксированной проводной телефонной сети сокращается. Количество пользователей сотовой связи, обладающих возможностью выхода в интернет, растет значительными темпами. Но налицо новый, не очень явный ранее, но закрепившийся теперь тренд: сотовые операторы начинают терять доходы от своей базовой услуги – голосовой связи.

IT и телеком
Рэнкинг NB500 [2015]. IT и телекоммуникации

Лидер отрасли национальный оператор связи АО «Казахтелеком» по результатам 2014 года оторвался от главного преследователя – сотового гиганта Kcell на 20,6 млрд тенге, хотя годом ранее опережал его всего на 3,4 млрд. «Казахтелеком» выручил 208,2 млрд тенге – на 17,3 млрд, или 9% больше, чем в 2013-м. При этом чистая прибыль составила всего 6,7 млрд, ROS – 3,23%, хотя в 2013 году последняя цифра была внушительнее – 10,25%.

На результаты деятельности естественного монополиста повлияли несколько факторов. Основной из них – рост выручки сотовой дочки АО «Алтел», весь год уверенно набиравшей массу абонентов, на 9 млрд тенге. Инвестиции в «Алтел» в 2014 году все еще продолжались, ведь чистая прибыль компании за все время ее существования была отрицательная: 2012 год – минус 0,7 млрд из 12 млрд тенге выручки, 2013-й – минус 5,4 млрд из 10,6 млрд, 2014-й – минус 8,7 млрд из 19,8 млрд.

91061
Рис. 1. Объем услуг связи в разрезе областей, млрд тенге, 2014 г.

4 ноября 2015 года сотовый оператор Tele2 (ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») объявил о создании совместного с АО «Казахтелеком» предприятия, в котором 51% будет принадлежать «Казахтелекому», а 49% – шведской компании. Оба бренда, TELE2 и Altel, останутся на рынке, но их общая база составит 7 млн sim-карт, 22%
абонентской базы Казахстана. Новое СП будет обладать двумя конкурентными преимуществами – декларацией самых низких цен и 4G.

«Сейчас перед нами стоит задача закрыть сделку в I квартале 2016 года, после чего мы приступим к интеграции бизнес-операций. Уверен, слияние двух операторов даст сразу несколько ощутимых выгод абонентам: это доступ к 4G, объединенная сеть базовых станций, а также новые продукты и услуги с учетом технологического преимущества. Мы ставим перед собой четкую цель – достичь более 30% доли рынка мобильной связи Казахстана», – комментирует Пиетари Кивикко, председатель правления Tele2 Казахстан.

Kcell по результатам 2014 года сохранил свои позиции, оставшись, как и в прошлом году, на втором месте рэнкинга, хотя еще в 2012-м был на первом. Выручка компании не выросла, но и не упала. Чистая прибыль сократилась на 5,5 млрд тенге до 58,3 млрд, что необычно для крупнейшего оператора, ведь в последние годы она стабильно росла.

В сентябре было объявлено, что главный акционер компании – шведская TeliaSonera начинает процесс по сокращению своего присутствия в евразийском регионе с последующим полным выходом из него. При этом сказано, что TeliaSonera уйдет, но Kcell останется. Причины ухода из стран восточнее Европы официально объясняются желанием сконцентрироваться на материнском регионе.

Кто станет покупателем, предсказать не так просто – будет ли это кто-то из местных инвесторов или же одна из российских компаний – МТС или «Мегафон»? Оба гиганта по результатам 2014 года увеличили выручку от деятельности на 3% и 4,5% соответственно. «Вымпелком», еще один участник лидирующей тройки в России, уже представлен в республике брендом Beeline, который растет в Казахстане в тенге, хотя материнская компания Vimpelcom сократила выручку в долларах во всех регионах присутствия, от Африки и СНГ до Италии, на 12,1%. Стоит отметить, что именно Vimpelcom, самая крупная из всех российских компаний с выручкой $19,6 млрд, да еще и входящая в десятку мировых операторов по объему абонентской базы, в состоянии купить контроль над Kcell, но сделать это будет сложно по двум причинам. Во-первых, хотя EBITDA у компании достаточно высокая – $7,9 млрд, имело место сокращение капитала на конец 2014 года на 56,2% до $3,9 млрд. Во-вторых, затраты на покупку доли в Kcell в нынешних условиях – достаточно рисковый шаг. В конечном счете, «пчелам» этого не надо, они медленно, но уверено растут из года в год в Казахстане с брендом Beeline.

Выручка последнего увеличилась на 5,9% по отношению к 2013 году и составила 135,3 млрд тенге при EBITDA 62,5 млрд, а это 46,2% от дохода – лучший показатель по всем странам присутствия группы. База абонентов выросла до 9,8 млн sim-карт. Примечательно, что в среднем за месяц абоненты Beeline проговаривали 309 минут, что всего на 6,8% больше, чем годом ранее, тогда как мобильный интернет-трафик вырос сразу на 82,9% со 148 Мб до 271 Мб в месяц.

Это общая тенденция, присущая не только Beeline, и данные цифры обрисовывают картину будущего рынка. Как с этим справятся телекоммуникационные компании – вопрос открытый. Коммерческий директор Beeline Александр Комаров так комментировал эту ситуацию летом 2015 года: «Мы далеко не в авангарде таких процессов. Все ищут новую роль, будь то контентный бизнес, мобильные финансы, решения по конвергенции между мобильным и фиксированным бизнесом или концепция smart tube. Год назад нам презентовали кейс KPN – голландского телеком-оператора. Коллеги из Голландии сказали: «Да, мы труба, но мы хотим быть лучшей трубой». Тоже вариант. Все ищут сейчас какое-то другое позиционирование и пытаются под это менять структуру активов, приоритеты и качество персонала».

91071
Рис. 2. Топ-5 регионов по количеству интернет-пользователей

Как бы там ни было, но чем более широкополосным будет доступ к сети в смартфоне (3G, 4G, 5G…), тем меньше денег будут зарабатывать сотовые операторы на привычном «голосе». Но это не значит, что компании просто так сдадут позиции – они продолжат снижать тарифы. Плюс нас всех ждет «интернет вещей», когда, например, холодильник будет советоваться с нашими наручными часами о времени обеда, используя сеть, а для этого нужна как минимум одна sim-карта. Ну и, конечно, мобильные финансы – все операторы заявляют о готовности, дело за регулятором.

ВСЕ КОМПАНИИ ИЩУТ СЕЙЧАС КАКОЕ-ТО ДРУГОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ И ПЫТАЮТСЯ ПОД ЭТО МЕНЯТЬ СТРУКТУРУ АКТИВОВ, ПРИОРИТЕТЫ И КАЧЕСТВО ПЕРСОНАЛА.

Как развивалась отрасль

В целом по стране объем услуг связи в денежном выражении вырос на 8,5% за год до 673,4 млрд тенге. Существенный рост показали услуги сети интернет – 27,7% до 169 млрд тенге, услуги по передаче данных – 23,1% до 22,6 млрд тенге, кабельное телевидение – 16,7% до 20,9 млрд тенге.

Табл. 1. Топ-5 регионов по скорости прироста
Табл. 1. Топ-5 регионов по скорости прироста интернет-пользователей

Сокращение доходов зафиксировали сектор услуг мобильной связи – падение на 3,1% до 286,2 млрд тенге, услуги местной телефонной связи – незначительное падение на 0,4% до 51,6 млрд тенге, услуги междугородной и международной телефонной связи – падение доходов на 2% до 41,5 млрд тенге.

В январе-октябре 2015 года ситуация изменилась, рост замедлился практически во всех сегментах, за исключением услуг интернета, где доходы увеличились на 18% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Междугородная и международная телефонная связь принесла компаниям выручки на 17,5% меньше, при этом международная связь показала существенное падение – на 33,6%, что является общемировым трендом вследствие роста популярности онлайн-мессенджеров. Местная телефонная связь также сохранила отрицательную динамику и сократилась на 6,1% по причине снижения тарифов сотовых операторов, позволивших определенной прослойке населения отказаться от услуг городского телефона.

91080
Рис. 3. Число абонентов фиксированного интернета, тыс. ед.

Денежные потоки от услуг кабельного телевидения продемонстрировали обратную прошлогодней динамику и принесли на 8% меньше, чем в январе-октябре 2014 года. Консолидированные доходы операторов сотовой связи сократились на 11,3%, при этом совокупная абонентская база увеличилась за этот период на 9,4%, а число абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету, возросло на 7,8%. Число абонентов фиксированного интернета росло более сдержанно – 1%, а число фиксированных телефонных линий сократилось на 4%.

В целом отрасль продемонстрировала более слабую динамику за 10 месяцев и выросла в денежном выражении только на 1,7%. Этот показатель может увеличиться, так как традиционно последние два месяца года показывают не только деловую, но и социальную активность, что с большой долей вероятности повлияет на показатели доходности.

Табл. 2. Основные показатели предприятий связи в Казахстане, млн тенге
Табл. 2. Основные показатели предприятий связи в Казахстане, млн тенге

Лидером среди регионов по формированию доходов отрасли остается Алматы, здесь в 2014 году компании заработали 384,6 млрд тенге, или 57% от выручки всего сектора. На втором месте Астана со 148,3 млрд тенге прибыли и долей в 22%.

В Алматы сконцентрировано самое большое количество интернет-пользователей – 746 тыс., далее следует Карагандинская область – 164,2 тыс., и Астана – 130 тыс. пользователей. Лидерами по темпам прироста с 2007-го по 2014 год являются Алматинская область – рост в 37,8 раза, Мангистауская область – рост в 8,2 раза, Атырауская область – рост в 8,1 раза и Алматы – рост в 7,5 раза. Показатели южной столицы имеют решающее значение для всей отрасли, ведь именно здесь компании получают большую часть доходов. Но учитывая высокие темпы развития Астаны, вполне вероятно, что через несколько лет значимость столицы для компаний телекоммуникационного сектора будет сопоставима. NB

Комментарии доступны только участникам клуба NB