Показать рэнкинг крупнейших компаний отрасли

Ухудшение ценовой конъюнктуры и спад торговли привели к снижению в 2014 году грузооборота в транспортной отрасли Казахстана. Главными секторами, которых это коснулось, стали железнодорожный и авиатранспорт – объемы перевозки грузов сократились на 6% и 20% соответственно. Непростым выдался и 2015 год.

транспорт
Рэнкинг NB500 [2015]. Транспорт

Трудности перевоза

Лидер отраслевого рэнкинга NB500 национальная компания «Қазақстан темiр жолы» (КТЖ) заработала в 2014-м на 9,5% меньше, чем годом ранее – 881,2 млрд тенге. В структуре доходов КТЖ на долю грузовых перевозок пришлось 84%, на долю пассажирских – 10,4%. Перевозка грузов снизилась на 6,2% – в компании это связали с сокращением поставок угля, нефти и нефтепродуктов, железной и цветных руд. Пассажирооборот сократился на 4,2%, однако только из-за отмены или изменения периодичности движения зарубежных поездов по территории страны. Расходы компании возросли на 13,5% – до 867,2 млн тенге. Себестоимость повысилась на 10,2%. При этом КТЖ удалось привлечь дополнительный объем контейнерных перевозок из Китая в Европу и в обратном направлении, что позволило компании
н
арастить доходы от транзитных потоков на 13,7%. В планах довести долю транзитных перевозок в общих доходах до 50% против 25% в 2014 году.

90042
Рис 1. Структура грузов, отправленных в 2014 г. ж/д транспортом

На железнодорожный транспорт в Казахстане приходится около 40% грузооборота. При этом отрасль характеризуется высоким уровнем износа инфраструктуры и подвижного состава. По информации Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций, износ магистральной сети достигает 70%, тогда как для эффективного функционирования отрасли пороговое значение не должно превышать 50%. Возраст 14% эксплуатируемого в стране подвижного состава перевалил за 25 лет, без учета грузовых вагонов этот показатель равен 61%. Поскольку КТЖ – главный игрок на рынке ж/д перевозок, модернизация парка и инфраструктуры ложится на плечи компании.

ВОЗРАСТ 14% ПОДВИЖНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА ПРЕВЫСИЛ 25 ЛЕТ, БЕЗ УЧЕТА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ПОКАЗАТЕЛЬ РАВЕН 61%.

По данным КТЖ, на обновление парка локомотивов в 2014 году было направлено 37,8 млрд тенге, приобретено 46 единиц техники – план выполнен на 109%. 33 локомотива было куплено, 13 – отремонтировано. На модернизацию парка грузовых вагонов выделено 11,9 млрд тенге – это 43% от плана. Приобретено 742 вагона и отремонтировано 623, в то время как планировалось обновить 2 454 вагона. Пассажирский парк пополнился 163 вагонами, из них отремонтированных – 53. На эти цели было затрачено 28,7 млрд тенге против запланированных 47,4 млрд.

Кроме того, КТЖ продолжила строительство ж/д линий Жезказган–Бейнеу и Аркалык–Шубарколь, инвестиции в которые в 2014 году составили 144,3 млрд тенге. В августе 2015-го во временную эксплуатацию введено 1 250 километров пути. Планируется, что к 2018 году на эти маршруты будет привлечено 3,8 млн тонн грузов, а к 2023-му – 30 млн тонн.

Табл. 1. Железнодорожный парк Казахстана, ед.
Табл. 1. Железнодорожный парк Казахстана, ед.

Один из путей обновления и замены вырабатывающих свой ресурс объектов инфраструктуры и подвижного состава – организация собственного производства. К уже действующим предприятиям железнодорожного машиностроения по выпуску грузовых вагонов, тепловозов, электровозов и пассажирских вагонов в конце 2014 года присоединился рельсобалочный завод в Актобе. Его начали строить в 2013-м, исходя из потребности РК и стран СНГ в рельсах типа Р65 длиной 120 м. Проектная мощность завода – 430 тыс. тонн металлопродукции в год, из них 230 тыс. тонн составит прокат – балки, уголки, швеллеры.

инфо_транспортВ 2015-м Казахстану удалось сохранить объем перевозок на уровне 2014 года и увеличить объем транзитных контейнерных перевозок благодаря гибкой тарифной политике. Например, по данным КТЖ, транзит из КНР в Европу за семь месяцев 2015-го составил 19 649 контейнеров, превысив аналогичный показатель предыдущего года в три раза. Для стимулирования роста производства и объемов транспортировки крупным отечественным производителям были даны скидки к железнодорожным тарифам при перемещении казахстанской продукции, что позволило привлечь объем перевозок на сумму более 6 млрд тенге, или порядка 4 млн тонн.

К полету готов

2014-й стал годом роста пассажирских авиаперевозок во всем мире. Их объем, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), увеличился на 5,9% и превысил средний темп роста за десятилетие (5,6%). Услугами авиатранспорта воспользовались рекордные 3,3 млрд пассажиров. Из них 3,77 млн перевез национальный авиаперевозчик Казахстана. Таким образом, объем
пассажиропотока «Эйр Астаны» вырос в 2014 году на 3%. Целевой объем на 2020 год – 5,8 млн. Компания, неизменно занимающая вторую строчку отраслевого рэнкинга NB500, увеличила свои доходы в 2014 году на 20% до 167,5 млрд тенге. Рентабельность активов составила 2,33%.

90051
Рис. 2. Возраст парков авиакомпаний

Чистая прибыль «Эйр Астаны» по сравнению с 2013-м снизилась на 62% до $19,5 млн в связи с пере-оценкой внешних обязательств после корректировки курса тенге1. Без учета эффекта девальвации операционная прибыль авиаперевозчика составила $98,5 млн, что на 36% выше уровня 2013 года и является самым высоким показателем за 13-летнюю историю компании. Одним из главных событий 2014-го стало решение о снятии с компании ограничений на расширение полетов в страны Европейского союза, озвученное Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA).

За последние четыре года «Эйр Астана» приобрела 21 новое воздушное судно, пять из которых – в прошлом году, тем самым обеспечив себе один из самых молодых
авиапарков в мире. Средний его возраст – 5,5 лет. Всего парк воздушных судов компании насчитывает сегодня 30 единиц техники, к 2020 году, согласно планам, он увеличится до 35 единиц. Одна из основных задач этого года – принятие решения о замене парка «Боинг-757». Сейчас флот этих воздушных судов устаревает, средний возраст – более 17 лет. По информации «Эйр Астаны», их эксплуатация и обслуживание становятся все более дорогими, несмотря на то, что сами по себе эти самолеты отличаются надежностью.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ АВИАПАРКА «ЭЙР АСТАНЫ» 5,5 ЛЕТ – ОДИН ИЗ САМЫХ
МОЛОДЫХ В МИРЕ.

Другой относительно крупный игрок – авиакомпания Scat – опустился в отраслевом рэнкинге NB500 с пятого на седьмую строчку. Однако при этом компания увеличила выручку на 20% до 40 млрд тенге. Если в 2013 году Scat показал отрицательную чистую прибыль в 425 млн тенге, то в 2014-м смог достичь положительного результата, завершив год совокупным доходом в 327 млн. Рентабельность активов компании – 1,92%. Добиться таких показателей авиаперевозчику не помешала ни информационная атака со стороны СМИ2, ни периодически появляющаяся информация об инцидентах с самолетами компании. Например, в результате одного из них в аэропорту Актау загорелся Boeing 737-300. Воздушное судно оказалось не подлежащим восстановлению. Кроме этого, Scat в 2014 году пришлось «спасать» оставшихся в Турции клиентов обанкротившегося туроператора Travelsystem, предоставляя свои услуги бесплатно.

В целом же за последние годы Казахстан серьезно улучшил свои позиции в мировом рейтинге безопасности авиаполетов. Процент соответствия деятельности комитета гражданской авиации МИР РК стандартам Международной организации гражданской авиации (ICAO) составляет 65%, притом что средний мировой показатель равен 60%. Сегодня в стране работают 45 авиакомпаний. Для сравнения, в 2009-м их было 70.

90059
Рис. 3. Перевозки грузов воздушным транспортом, тонн

инфо_транспорт2Следующий аудит ICAO будет проведен в 2017 году – к этому времени и законодательство, и авиакомпании, и аэропорты должны в значительно большей степени подтянуться к международным стандартам. В республике уже предусмотрена модернизация всех воздушных гаваней. А «План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» предполагает строительство под Алматы нового аэропорта. Кроме того, планируется расширение столичного пассажирского терминала с целью увеличить его пропускную способность с 750 до 1750 пассажиров в час, или до 7 млн в год. Кстати, доходы аэропорта Астаны в 2014 году достигли 17,3 млрд тенге, увеличившись за год на 16%.

Первое же место в отраслевом рэнкинге NB500 среди воздушных гаваней, как и годом ранее, занимает АО «Международный аэропорт «Алматы». Его выручка за 2014-й составила 47,3 млрд тенге (рост 11%), хотя чистая прибыль сократилась на четверть – до 4,95 млрд. За предыдущие пять лет – с 2009-го по 2013 год – при среднем темпе роста показателя EBITDA по отрасли в 318% аэропорт Алматы продемонстрировал прирост в 1 224%3.

Рынок грузовых авиаперевозок в Казахстане сократился в 2014 году на 20% до 19,1 тыс. тонн, фактически вернувшись к уровню семилетней давности. С другой стороны, пассажиропоток достиг 5,4 млн человек, показав рост по отношению к 2013 году на 9%. Также следует отметить, что в апреле 2015-го авиарынок республики пополнился новым игроком – компанией Qazaq Air, которая специализируется на обслуживании внутренних маршрутов. Флот перевозчика пока состоит из трех турбовинтовых самолетов Bombardier Q400 NextGen. В планах компании приобрести еще семь аналогичных судов, стоимость каждого из них – около $23 млн.

РЫНОК ГРУЗОВЫХ АВИА-ПЕРЕВОЗОК СОКРАТИЛСЯ В 2014 ГОДУ НА 20% ДО 19,1 ТЫС. ТОНН, ФАКТИЧЕСКИ ВЕРНУВШИСЬ К УРОВНЮ СЕМИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ.

Инвестиции в дороги

Третье место отраслевого рэнкинга досталось АО «НК «Казавтожол» – единому оператору по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. Начав свою деятельность в 2013 году, на следующий компания уже смогла заработать 145,4 млрд тенге. При этом показатель чистой прибыли пока отрицательный – убыток за год составил 79,2 млн тенге.

В рамках реализации госпрограммы «Нурлы жол» в автодорожные проекты Казахстана за пять лет будет инвестировано 2,4 трлн тенге. Программа предполагает реализацию 12 проектов, в рамках которых должна быть проведена реконструкция более 7,5 тыс. км дорог. В целом по республике к сегодняшнему дню в исправное состояние приведены 774 тыс. кв. метров автодорог. По данным национальной компании «Казавтожол», более 90% материалов, которые используются при реконструкции магистралей, – казахстанские. Для этого в стране уже существует база: четыре битумных завода, 11 цементных и 75 стационарных щебеночных заводов.

90067
Рис. 4. Доходы автомобильного и городского электрического транспорта в 2014 г., млн тенге

Для сокращения дефицита средств на последующее содержание дорог в стране будет планомерно внедряться платная система проезда. За 2014 год сборы от работы первого в Казахстане платного участка на трассе Астана–Щучинск составили 1,26 млн тенге, расходы – 1,16 млн тенге. К 2017-му платными станут еще две трассы: Астана–Темиртау и Алматы–Капшагай. Всего же, согласно планам руководства страны, к 2022 году сборы будут взиматься на 7 тыс. км республиканских дорог, что позволит полностью покрыть потребность в их финансировании.

Запланировано, что к 2020 году Казахстан станет основным логистическим оператором региона и главным транзитером между рынками Европы и Азии. Ожидается, что к этому времени объем транзита через страну возрастет вдвое – до 30 млн тонн. NB

1 11 февраля 2014 г. курс тенге по отношению к доллару был снижен на 19%.

2 Новость, в которой говорится, что IATA якобы включила Scat в десятку самых опасных авиакомпаний мира, разлетелась по сети. После недостоверной публикации авиаперевозчик заявил о массовом возврате билетов.

3 «Топ-10 лучших CEO Казахстана». National Business №9-10 (19), 2015 г.

Комментарии доступны только участникам клуба NB