Показать рэнкинг крупнейших компаний отрасли

Компании обрабатывающего сектора, представленные в рэнкинге NB500, сумели заработать в 2014 году 1 трлн тенге, увеличив выручку на 17,3%. 2015-й преподнес свои сюрпризы. Снижение курса рубля по отношению к национальной валюте в начале года, сокращение спроса внутри страны и падение объемов производства, казалось, отбросили промышленность на несколько лет назад. Но спасение пришло, откуда и ждали – правительство отпустило курс тенге и увеличило господдержку.

обрабатывающий сектор
Рэнкинг NB500 [2015]. Обрабатывающая промышленность

2014год ознаменовался завершением первой пятилетки госпрограммы ФИИР. За пять лет обрабатывающая промышленность Казахстана выросла в 1,3 раза, химпром и производство стройматериалов – в 1,7 раза. Выпуск продукции машиностроения увеличился в 2,2 раза, экспорт – в 3 раза. За это время реализовано более 800 проектов в производственной сфере, более того – на обрабатывающий сектор пришлось 70% от общего числа поступивших за это время иностранных инвестиций. Начинают реализовываться проекты, которые могут привести к изменению структуры промышленности в дальнейшем – развивается автопром и железнодорожное машиностроение, появились предприятия в сегментах медтехники, вертолетостроения, солнечной и ветровой энергии. Существенных успехов в ФИИР удалось добиться машиностроению – 70 проектов, инвестиции более 1 млрд.

96818
Рис. 1. Динамика курса доллара и рубля по отношению к национальной валюте

По итогам 2014-го обрабатывающий сектор вырос на 1,1%. Невысокий показатель обусловлен снижением темпов роста машиностроения (на 0,2%1) и объема производства готовых металлических изделий (минус 0,7%). Во всех остальных отраслях промышленности отмечался пусть и незначительный, но подъем. Наибольшего роста в 9,4% удалось добиться бумажному производству. На втором месте неметаллическая минеральная продукция – 6,4%, на третьем – изготовление мебели (4,6%), на четвертом – легкая промышленность (4%). По итогам 10 месяцев этого года рост в обработке замедлился до 0,5%. Машиностроение рухнуло на 29,1%, зафиксировав рекордный спад в производстве автомобилей, трейлеров и полуприцепов – 55,2%. Если с января по август на предприятия машиностроения давление оказывал российский рубль, то после – снижение спроса со стороны нефтегазовых и горнорудных компаний. Металлических изделий в период с января по октябрь было выпущено меньше на 3,6%, бумаги и бумажной продукции – на 15,3%, мебели – на 1,9%. Падение нефтепереработки составило 5,3%. При этом металлургия показала рост в 15,3% за счет увеличения производства цветных и благородных металлов (плюс 26%).

«Снижение спроса, ограниченный доступ к тенговой ликвидности и другие проблемы привели к тому, что 200 предприятий работают с низкой загрузкой. В большинстве своем это компании строительной отрасли и пищевой промышленности», – сообщил в ноябре министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев.

Импортные грабли

За годы действия ФИИР автомобильная промышленность Казахстана увеличила производство легковых автомобилей в 12 раз. В 2013-м темпы роста отрасли составили 15%, но в 2014-м положительная динамика приостановилась – по итогам года зафиксировано падение на 0,2%. Несмотря на это, АО «Азия Авто» удалось сохранить за собой статус самой крупной компании обрабатывающего сектора. Вот только если на протяжении последних двух лет предприятие показывало более чем двукратный рост, то в 2014-м его доходы увеличились на 16,6%. Неплохой показатель, если учесть, что казахстанский авторынок в прошлом году находился под давлением низкого курса рубля2 и просел на 3%. Спад продаж произошел впервые с 2009 года. Усть-Каменогорский автосборочный завод заработал 102,5 млрд тенге – это около 10% совокупных доходов всех компаний обрабатывающего сектора, представленных в рэнкинге NB500. В 2014 году общий оборот группы «Бипэк Авто – Азия Авто» превысил 237 млрд тенге. Из них 11,5 млрд было инвестировано в развитие производства и торговой сети.

96826
Рис. 2. Динамика производства автомобилей

Самой востребованной маркой в Казахстане по-прежнему остается Lada, хотя по итогам 2014 года она зафиксировала снижение на 21% (продано 45 234 авто). На втором месте Kia – рост 49% (17 709 автомобилей соответственно). Тройку топ-брендов по объему продаж замыкает Hyundai (плюс 14%). АО «Азия Авто» в 2014 году выпущено 28 806 автомобилей (падение на 7,1%). Напомним, ранее на 2014 год была установлена планка на уровне 50 тыс. машин. Тем не менее, завод обеспечил 77,5% легкового автопроизводства в республике и получил 13% в общем объеме казахстанского машиностроения. Покупателями авто «Азии Авто» стали 26 248 казахстанцев – падение на 1% в сравнении с 2013 годом, однако доля предприятия в легковом сегменте достигла 17,7% (17,4% в предыдущем году). 41% выпуска завода пришелся на автомобили Kia (11 832), по 22,2% – на Skoda (6 404) и Chevrolet (6 402), 14,5% – на Lada 4×4 (4 165).

САМОЙ ВОСТРЕБОВАННОЙ МАРКОЙ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЕТСЯ LADA, ХОТЯ ПО ИТОГАМ 2014-ГО ОНА И ЗАФИКСИРОВАЛА СНИЖЕНИЕ НА 21%.

Производственные мощности позволяют заводу уже сейчас выпускать с конвейера около 60 тыс. авто. «Но помимо факторов, общих для всей экономики, автопром столкнулся со специфическими барьерами развития. Главный из них – давление со стороны импорта, который занимает более 80% казахстанского рынка. Причем его доля растет. Для сравнения, в России аналогичный показатель не превышает 28%. В 2014 году на импорт авто в Казахстане пришлось около $3,5 млрд, причем значительная часть ушла на оплату машин по «серым» каналам», – заявил президент АО «Азия Авто» Ерик Сагымбаев. В перспективе объем производства должен стать в разы выше – 120 тыс. машин. Как известно, сейчас группа компаний «Бипэк Авто – Азия Авто» совместно с «АвтоВАЗом» ведет строительство автопромышленного кластера. С выходом на проектную мощность это позволит увеличить ВВП республики более чем на $1 млрд. В создание инфраструктуры уже вложено 8 млрд тенге, финансирование велось за счет собственных средств. На мощности по сварке, окраске и сборке необходимо направить $840 млн, технопарк по производству автокомпонентов3 потребует $630 млн.

В сложившихся неблагоприятных условиях казахстанским производителям помогла программа льготного автокредитования для физлиц, стартовавшая в апреле 2015 года. Первый транш составил 15 млрд тенге, второй, выделенный в ноябре, – 11 млрд. Согласно данным Банка развития Казахстана за сентябрь, из 3 266 выданных займов 56% пришлось на АО «Азия Авто». Более 50% покупателей выбрали из линейки моделей Kia. Однако несмотря на меры господдержки, в целом продажи официальных дилеров вернулись к уровню II полугодия 2012-го. По итогам 2014 года из России завезено 80 тыс. автомобилей4, только за пять месяцев 2015-го – 151 тыс. После того как курс тенге был отпущен, импортный пыл у казахстанцев поубавился. Хотя подорожали и казахстанские автомобили – в среднем на 20%. Официальные участники рынка в I полугодии 2015-го, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, продали 53 081 автомобиль, что на 31% ниже показателя января-июня 2014 года. Более 40% продаж потеряли японские, узбекские и турецкие автомобили.

ПО ИТОГАМ ПРОШЛОГО ГОДА ИЗ РОССИИ БЫЛО ЗАВЕЗЕНО 80 ТЫС. АВТОМОБИЛЕЙ, ТОЛЬКО ЗА ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ 2015-ГО – 151 ТЫС.

Схожая ситуация наблюдается и в России. За первые 10 месяцев 2015-го авторынок упал более чем на треть, продажи Lada снизились на 30%, сообщает комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Падение ноября составило 42,7%. В 2014 году в России было продано автомобилей на 10,3% меньше по сравнению с предыдущим годом. Продажи «АвтоВАЗа» упали на 15% до 387 300 машин. С 1 апреля 2015-го в России также запущена программа льготного автокредитования. Наиболее популярные модели у россиян – бюджетные Kia Rio, Hyundai Solaris и Lada Granta, которые производятся внутри страны.

96833
Рис. 3. Индексы физического объема продукции, % к предыдущему году

Звездная дорожка

ТОО «Кастинг», занимавшее по итогам 2013 года почетное второе место в отраслевом рэнкинге NB500, заработало в 2014-м 30,2 млрд тенге. Падение составило 56,1%, и 2015 год вряд ли принесет существенные улучшения. Китайская стальная продукция, не находя потребителей внутри страны, все в больших объемах направляется на внешние рынки, да еще и по низким ценам, конкурировать с которыми крайне сложно. «Кастинг» тому подтверждение: компания существенно сократила поставки своей продукции в Иран и страны Ближнего Востока. Приходится изменять географию сбыта и пытаться сохранить свою долю на арматурном рынке Казахстана.

На смену представителю черной металлургии, поднявшись за год с 5-й позиции и нарастив доход с 44,8 млрд до 53 млрд тенге, пришел «LG Electronics Алматы Казахстан» (LGEAK). Компания продолжает демонстрировать стабильный рост доходов – в общем рэнкинге 500 крупнейших компаний страны предприятие поднялось с 74-го на 61-е место. Материнская компания LG Electronics Inc. чувствовала себя в 2014-м вполне уверенно. Продажи достигли примерно $56 млрд благодаря 24%-му росту поставок смартфонов. Чистая прибыль составила около $474,8 – увеличение на 125%. Например, другая международная южнокорейская компания – Samsung – завершила год падением продаж на 9%.

LGEAK отметился в 2014 году проектом по производству центральных кондиционеров на базе Алматинского вентиляторного завода. Объем инвестиций составил $3,7 млн, из них на долю южнокорейской компании, по данным руководства АВЗ, пришлось 80%. В планах – строительство второго предприятия. Как известно, главный завод LGEAK был запущен в 1998 году. За это время локализация возросла с нуля до 60%. В год LG производит в Казахстане около 300 тыс. телевизоров и 100 тыс. стиральных машин.

96860
Рис. 4. Показатели работы легкой промышленности

96840 96848

Под третьим номером в списке крупнейших компаний обрабатывающего сектора значится холдинг Alageum. За 2014 год компания заработала 51,9 млрд тенге, сумев достичь роста в 42,2%. Но ликовать пришлось недолго. Уже в первой половине 2015-го предприятия группы оказались в незавидном положении – неконкурентные цены и свертывание инвестпрограмм привели к сокращению заказов и падению производства едва ли не вполовину. Тем не менее, холдинг является участником «Дорожной карты бизнеса-2020» (ДКБ), в 2015 году вошел в список 27 компаний, отобранных для госпрограммы «Лидеры конкурентоспособности – национальные чемпионы», а значит, комплексная поддержка предприятию обеспечена. Расширяя производство, в 2014-м компания запустила в Уральске производство трехфазных силовых трансформаторов. Из 6,3 млрд тенге инвестиций 2,5 млрд были получены в рамках ДКБ. Через год завод смог обеспечить заказ в 1200 трансформаторов. По планам компании, к 2017-му производство достигнет 12 тыс. трансформаторов в год и будет приносить Alageum порядка $100 млн. Сейчас холдинг разрабатывает документацию на строительство нового завода в Шымкенте, который будет производить силовые трансформаторы класса напряжения 220 и 500 кВ.

Сегодня более 40% казахстанского импорта приходится на продукцию машиностроения – с этой зависимостью и призваны справиться действующие в стране госпрограммы. В новой пятилетке индустриально-инновационного развития из отобранных 14 приоритетных секторов шесть приходятся на машиностроение. В список национальных чемпионов из этой отрасли, кроме Alageum, также включены Hyundai Trans Auto, Format Mach Company (вагонное литье), «Кайнар-АКБ» (аккумуляторные батареи), «ЖигерМунайСервис» (крупногабаритные буровые установки) и Karlskrona LC AB (насосные станции). NB

1 Главным образом за счет падения производства компьютеров, электронной и оптической продукции на 22,7%.

2 За год курс опустился на 32% – с 4,68 до 3,17 тенге за рубль.

3 Данные АО «Азия Авто» до корректировки курса тенге.

4 Данные Национальной палаты предпринимателей.

Комментарии доступны только участникам клуба NB