За 24 года независимости Казахстан привлек $231 млрд прямых иностранных инвестиций, из этой суммы $205 млрд – за последние 10 лет, и $141,5 млрд – за последние пять лет. В 2014 году республика вошла в топ-30 стран с наибольшим объемом привлеченных чистых иностранных инвестиций. Крупнейшими инвесторами выступают Нидерланды, США, Швейцария, Китай, Франция и Великобритания.

Тем не менее, сегодняшние объемы инвестиций пока недостаточны. В Казахстане отношение основных фондов (в реальном выражении) к ВВП находится на уровне 1,5, притом что в мире устойчивым долгосрочным коэффициентом капиталоемкости считается 1,9-2,1. Это означает, что ежегодные вложения в виде казахстанских и зарубежных прямых инвестиций в государственном и частном секторах должны быть равны примерно $85 млрд вместо $50-55 млрд существующих. И большая часть должна поступать от прямых иностранных инвесторов.

102398
Рис. 1. Динамика основных экономических показателей Казахстана

Традиционно львиная доля всех капиталовложений приходится на горнодобывающую промышленность – с 2009-го по 2014 год она равнялась 28%. А самую большую часть общего объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в указанный период – 33,9% – составили вложения в сектор научно-технической деятельности, который так или иначе связан с нефтегазовой и металлургической отраслями. Самым же быстрорастущим сегментом по показателю иностранных инвестиций стала обрабатывающая промышленность: до 2010 года ее доля составляла 7%, а в последние пять лет – 14,1%.

102410
Рис. 2. Крупнейшие страны-инвесторы, 2005-2014 гг., млн $

Главным приоритетом в последнее время была защита прав миноритарных инвесторов. Казахстан поднялся на 39 пунктов и занимает 25 строчку в мировом рейтинге по этому показателю. Второй, не менее важный критерий инвестиционной привлекательности – обеспечение исполнения контрактов. Казахстану удалось подняться в рейтинге с 14-го на 9-е место, что делает страну одной из самых надежных в мире в этом отношении. Для сравнения – Германия по данному показателю находится на 12-м месте, США – на 21-м.

В РЕЙТИНГЕ DOING BUSINESS ВСЕМИРНОГО БАНКА ТОЛЬКО ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД КАЗАХСТАН ПОДНЯЛСЯ НА 12 ПОЗИЦИЙ И ЗАНЯЛ 41-Е МЕСТО ИЗ 189.

Казахстан входит в топ-20 стран по таким критериям инвестиционной привлекательности, как налогообложение, регистрация собственности и регистрация предприятий. Этот комплекс условий дает инвестору широкие возможности для реализации коммерческих идей и инициатив без необходимости отвлекаться на преодоление юридических преград и борьбу с налоговым бременем.
В Казахстане очень конкурентоспособный налоговый режим: НДС – 12%, подоходный налог – 10%. Для сравнения, в ЮАР подоходный налог составляет 24-43%, НДС – 14%, в России – 13% и 18% соответственно.

Очень высока вероятность, что эта траектория развития сохранится и позиции Казахстана в рейтинге Doing Business продолжат улучшаться – ведь правительство ставит цель попасть в тридцатку наиболее развитых стран. Кроме того, в ближайшие годы республика планирует вступить в комитет по инвестициям ОЭСР1, и требуется большая работа, чтобы привести инвестиционный климат в соответствие со стандартами организации.

Для этого успешно работают специальные государственные программы, рассчитанные на 5, 10 и 35 лет. Среди тех, что уже выполнены, – Программа форсированного индустриально-инновационного развития. За пять лет построено 770 новых средних и крупных промышленных предприятий, Казахстан начал выпускать более 400 товаров, которые раньше никогда здесь не производились. Это результат слаженной работы не только правительства, но и постоянно активно действующего Совета иностранных инвесторов при президенте Республики Казахстан. В состав совета входят представители таких компаний, как BG, Citi, General Electric, Mitsubishi, Total, Chevron, Eni, JP Morgan Chase, CNPC, Deutsche Bank, «Лукойл», Sembol Construction, «РУСАЛ», ArcelorMittal, «Сбербанк», Polpharma, Anadolu Group и другие из многих стран мира.

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ СОЗДАН ИНСТИТУТ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОМБУДСМЕНА.

Бизнес этих крупных корпораций в Казахстане успешно растет уже много лет. Выручка нефтесервисного гиганта Schlumberger увеличилась на 258%, южнокорейской строительной компании Highvill – на 215%, итальянского нефтегазового подрядчика Sicim – на 59%, металлургической корпорация из Индии ArcelorMittal – на 25%, мирового лидера в производстве электроники Samsung – на 21%.

Разумеется, не всем компаниям удается так активно развиваться в нашей стране – ведь конкуренция на отдельных, давно сформировавшихся рынках и в некоторых секторах достаточно высока – многое зависит от понимания ситуации и правильного выбора стратегии.

Недавние изменения в стратегии привлечения инвесторов

Для поддержки иностранных инвесторов 12 июня 2014 года президент Казахстана подписал закон о совершенствовании инвестиционного климата, предусматривающий следующие меры.

  • Инвесторы в приоритетных отраслях, способствующих индустриализации страны, будут освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога и земельного налога на 10 лет, налога на имущество – на 8 лет.
  • Государство будет компенсировать до 30% капитальных затрат инвестора после ввода объекта в эксплуатацию (инвестиционная субсидия).
  • Привлечение иностранной рабочей силы на весь период реализации инвестиционного проекта и в течение года после ввода объекта в эксплуатацию будет осуществляться без каких-либо квот и разрешений.
  • Инвесторам гарантируется защита от изменения законодательства в сторону повышения налоговых ставок (кроме НДС и акцизов) и от неблагоприятных для них изменений законодательства в сфере занятости населения.

В настоящее время в Министерстве по инвестициям и развитию Республики Казахстан действует Investors Service Centre – работающий по принципу одного окна сервисный центр для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. Этот механизм минимизирует необходимость участия инвесторов в сборе и подготовке документов. Ограничивается и их непосредственный контакт с госорганами.

В рамках оказания госуслуг в каждом государственном органе и акимате назначены ответственные лица по взаимодействию с инвесторами, реализующими приоритетные проекты. Кроме того, инвестор может обратиться в колл-центр, где его проконсультируют по любому вопросу.

102420
Рис. 3. Прямые иностранные инвестиции в Казахстане по секторам, 2010-2014 гг.

Для обеспечения защиты прав и интересов инвесторов на законодательном уровне создан институт инвестиционного омбудсмена. На эту должность назначен министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев, при котором сформирована рабочая группа с участием представителей заинтересованных государственных органов. Она помогает решению любого проблемного вопроса во внесудебном и досудебном порядке.

Устранены визовые барьеры для граждан 19 государств (Австралия, Венгрия, Италия, Монако, Бельгия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Малайзия, ОАЭ, Сингапур, Великобритания, США, Германия, Финляндия, Франция, Швейцария и Япония), показавших наиболее высокую инвестиционную активность в Казахстане.

Специальные экономические зоны

Максимально благоприятные и выгодные для инвесторов условия созданы в рамках 10 действующих специальных экономических зон – СЭЗ.

Для участников СЭЗ предусмотрены следующие льготы:

  • освобождение от корпоративного подоходного налога;
  • освобождение от земельного налога;
  • освобождение от налога на имущество;
  • освобождение от НДС при реализации на территории СЭЗ товаров, полностью потребляемых в процессе производства.

Участнику СЭЗ на срок до 10 лет бесплатно предоставляется земельный участок для реализации проекта. Кроме того, действует упрощенная процедура найма иностранной рабочей силы.

102427
Рис. 4. Специальные экономические зоны

Программа индустриализации

Как отмечалось выше, в течение первой пятилетки Программы форсированного индустриально-инновационного развития реализовано 770 проектов стоимостью порядка $17 млрд (из них 65 проектов на $4,7 млрд – с иностранным участием), создано 75 тыс. постоянных рабочих мест.

В 2015 году начата работа по реализации второго этапа Программы индустриально-инновационного развития до 2020 года. Определены шесть приоритетных секторов индустриального развития, которые получат максимальную поддержку со стороны государства:

  • производство продуктов питания;
  • машиностроение;
  • цветная и черная металлургия;
  • нефтепереработка и нефтехимия;
  • агрохимия и химикаты для промышленности;
  • производство строительных материалов.

Привлекательная для инвесторов инфраструктура: ЕАЭС, Шелковый путь, выход к Тихому океану

С 1 января 2015 года начал действовать один из самых больших в мире экономических союзов с открытыми внутренними границами, со сформированной и взаимосвязанной транспортной, энергетической и языковой инфраструктурой – Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В состав объединения в настоящее время входит пять государств: Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан, где проживает 182 млн человек, из которых 93 млн – экономически активное население. Совокупный ВВП стран ЕАЭС в 2014 году составил $2,2 трлн, объем промышленного производства – $1,3 трлн, а объем экспорта в третьи страны – $877,6 млрд.

В ЕАЭС находится самая протяженная в мире непрерывная сухопутная граница между двумя странами – Россией и Казахстаном, длина ее составляет 7 513 км. И она открыта.Казахстанские производственные компании имеют прямой и недискриминационный доступ к 143 млн потребителей в России. Это только часть преимуществ, которые дает географическое положение Казахстана.

Общая граница с западными провинциями Китая, экономика которых сейчас растет быстрее, чем в южных и восточных областях (11% за первые три квартала 2015 года против 6,9%), позволяет Казахстану стать важным транзитным звеном в цепочке поставок китайских товаров на рынки Западной Европы. В настоящее время на территории Казахстана, России и Китая строится беспрецедентный по масштабу транспортный коридор – автомагистраль Западная Европа – Западный Китай. Ее общая протяженность составит 8,5 тыс. км, а расчетная скорость движения транспорта – 100-150 км/ч. Время доставки товаров из Китая в Германию или Францию будет менее 10 дней, тогда как сейчас это минимум 15-20 дней по Транссибирской магистрали, морским же путем товары идут около 45 дней.

102434
Рис. 5. Автомагистраль Западная Европа – Западный Китай

Уже в 2016 году Казахстан намерен закончить все работы на своем участке, а Китай и Россия планируют завершить строительство к 2019 году. Стоит отметить особый вклад в этот проект Международного банка реконструкции и развития, который выделил на него $2,1 млрд инвестиций – рекордный заем, выданный одной стране за всю историю банка. Вдоль новой автомагистрали планируется сконцентрировать вновь созданные предприятия обрабатывающей промышленности, ведь это лучший экспортный путь на Запад.

Эффективная транспортная инфраструктура существует и для движения товаров на восток. В декабре 2014 года заработал совместный китайско-казахстанский терминал в порту Ляньюньган на берегу Тихого океана, входящий в двадцатку самых крупных морских портов мира. Он создан для повышения экспортно-импортного и транзитного потенциала железнодорожного транспорта Казахстана и обеспечивает самый короткий выход в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии.

Возможность приватизировать ведущие компании

Казахстан поставил перед собой амбициозную задачу – значительно уменьшить долю чистых активов государственных предприятий, находящихся в ведении Министерства национальной экономики: с 45,8% относительно ВВП по состоянию на конец 2013 года, до 15% к 2020-му. Для достижения этой цели объявлена новая программа приватизации – Казахстан намерен продать значительное количество компаний, находящихся в государственной собственности (чистые активы 17% относительно ВВП), компании из портфеля ФНБ «Самрук-Қазына» (23%) и коммунальной собственности (6%). Государственные должностные лица неоднократно заявляли, что при разработке программы применялся принцип Yellow Pages Rule, который в свое время использовало правительство Сингапура. Он исключает возможность участия государства в любых отраслях, где есть хотя бы одно частное предприятие.

В ЕАЭС НАХОДИТСЯ САМАЯ ДЛИННАЯ В МИРЕ НЕПРЕРЫВНАЯ СУХОПУТНАЯ ГРАНИЦА МЕЖДУ ДВУМЯ СТРАНАМИ – РОССИЕЙ И КАЗАХСТАНОМ, ДЛИНА КОТОРОЙ СОСТАВЛЯЕТ 7 513 КМ. И ОНА ОТКРЫТА.

Все правила и механизмы программы приватизации пока не раскрыты, но ее основные нормы описаны следующим образом.

  • Прозрачность. Для обеспечения транспарентности мероприятий по реализации активов и объектов государственный держатель акций передает техническое обеспечение электронных торгов третьей стороне – электронной площадке Министерства финансов gosreestr.kz. Для обеспечения максимальной прозрачности процесса приватизации также созданы специальные коллегиальные органы, куда вошли независимые внешние участники.
  • Законность. Все предлагаемые к продаже компании проходят надлежащую юридическую экспертизу и свободны от обременений или притязаний третьих сторон. При этом в соответствии с требованиями действующего законодательства, если у актива или объекта есть второй владелец или акционер, ему будет предложено реализовать свое право преимущественной покупки. В случае отказа от этого права актив выставляется на торги и реализуется победителю, определившемуся в ходе торгов.
  • Экономическая целесообразность. Государственный держатель акций будет реализовывать активы или объекты по справедливой рыночной стоимости, стараясь получить максимальную прибыль. Если какие-то активы не найдут спроса, то держатель акций будет принимать дальнейшие решения о распоряжении этим имуществом. NB

1 Организация экономического сотрудничества и развития.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Комментарии доступны только участникам клуба NB