Как выбрать правильное консалтинговое агентство

В условиях жесткой конкуренции на современном рынке труда служащие отделов кадров предприятий, а также специалисты по подбору персонала расширяют поле «охоты» за потенциальными сотрудниками.

Несмотря на то, что каждый год рынок труда пополняется выпускниками многочисленных высших учебных заведений, в компаниях понимают, что наличие ученой степени (в том числе полученной в одном из «топовых» вузов) у потенциального сотрудника далеко не всегда гарантия его продуктивности или же обладания необходимыми для работы навыками. Говоря в целом, многие компании сетуют на нехватку «правильных», т.е. обладающих необходимыми компетенциями кандидатов на предлагаемые должности. Это частично связано с тем, что система образования, как это ни парадоксально, становится все более профессионально- и целенаправленной, в то время как изучаемые предметы остаются узковедомственными.

Следовательно, современная система образования не способна дать целостное воспитание, создать всесторонне развитую, инициативную и творческую личность. С некоторых пор университеты стали все более походить на корпорации. И как следствие, общее образование наряду с углубленным изучением отдельных предметов становится менее важным для учебных учреждений, нежели достижение практического результата.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ЭТО НИ ПАРАДОКСАЛЬНО, СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ, В ТО ВРЕМЯ КАК ИЗУЧАЕМЫЕ ПРЕДМЕТЫ ОСТАЮТСЯ УЗКОВЕДОМСТВЕННЫМИ.

Несмотря на это, большинство крупных компаний имеет достаточно ресурсов для организации профессионально-ориентированного обучения своих сотрудников (как старых, так и новых) в специализированных внутренних подразделениях. В то же время малые и средние предприятия, ввиду финансовых ограничений, не могут себе этого позволить. Таким образом, внешние консультации по подготовке персонала становятся для компаний необходимыми, что и подтверждает рост популярности управленческого консалтинга.

Особенности управленческого консалтинга

До недавних пор управленческий консалтинг считался прерогативой частных специализированных компаний. Тем не менее, из-за снижения объемов государственного финансирования, а также жесткой конкуренции среди высших учебных заведений все большее число университетов стремится заполнить эту профессиональную нишу. Слушателям предлагаются программы подготовки управленческих и исполнительных кадров, обучения консалтингу, управлению проектами и схемами, такими как, например, «партнерство по передаче знаний». Университетам выгодны подобные программы, так как ресурсы для их реализации в виде преподавательского состава и специализированного оборудования уже имеются. Получив право выдавать аккредитованные профессиональные сертификаты, университеты постепенно становятся серьезными конкурентами традиционных консалтинговых фирм.

Однако вне зависимости от поставщика подобных услуг, существует ряд рисков, связанных с привлечением внешних консультантов.

О провайдерах управленческого консалтинга

Привлекательность громких имен. Обращаясь в крупные консалтинговые компании, будьте осторожны. Профессия консультанта в мире бизнеса всегда имела особо привлекательный имидж, потому что эти люди считались инструкторами высшего эшелона, всемогущими гуру. Большая часть предприятий обращается за консалтинговыми услугами именно в крупные, хорошо известные компании, полагая, что популярность и высокая стоимость сервиса – гарантия качества. Однако многие крупные консалтинговые конторы работают по схеме «эффект масштаба»: стандартные учебные программы и модели предоставляются широкому кругу клиентов, независимо от сферы их деятельности. Что примечательно, подобные крупные компании, как правило, нанимают выпускников со степенью МВА или магистра (т.е. с высокой академической квалификацией) и предоставляют им внутреннее обучение, после которого недавние выпускники становятся «инструкторами». Эти молодые инструкторы также следуют определенному набору шаблонов и методов обучения, которые носят общий характер и применяются ко всем клиентам без учета специфики деятельности каждого из них. Не стоит вестись исключительно на известность компании.

МНОГИЕ КРУПНЫЕ КОНСАЛТИНГОВЫЕ КОНТОРЫ РАБОТАЮТ ПО СХЕМЕ «ЭФФЕКТ МАСШТАБА»: СТАНДАРТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ И МОДЕЛИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ШИРОКОМУ КРУГУ КЛИЕНТОВ, НЕЗАВИСИМО ОТ СФЕРЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Другая опасность сотрудничества с «гигантами консалтинга» заключается в том, что государственные чиновники нередко с подозрением относятся к крупным консалтинговым фирмам, которые способны влиять на внутреннюю политику и оказывать давление на общественность в форме «мягкой силы». Другими словами, подобные компании зачастую имеют политические цели и занимаются промышленным шпионажем. Например, в Китае крупные британские и американские консалтинговые агентства не имеют доступа к госкомпаниям, так как правительство страны всерьез обеспокоено вопросами конфиденциальности и коммерческой тайны. Таким образом, чем меньше ваш поставщик консалтинговых услуг будет связан с политикой, тем лучше для вас.

Обращайте большее внимание на небольшие фирмы. Малые консалтинговые конторы куда легче приспосабливаются к потребностям конкретного клиента, они обладают большей гибкостью, пытаясь заполнить определенный сегмент рынка путем предоставления индивидуализированных учебных и консалтинговых услуг. Кроме того, стоимость этих услуг зачастую гораздо ниже, чем в крупных компаниях.

О предлагаемых программах

Не стоит вестись на модные слова. Сейчас большинство инструкторов жонглируют такими терминами, как «лидерство», «корпоративная социальная ответственность», «инновации» и так далее. Если ваш инструктор в процессе обучения использует популярные словечки, можете быть уверены, что ему не хватает оригинального, творческого подхода к делу, что является показателем недостатка реальных знаний. Квалифицированный инструктор заботится скорее о насущных потребностях клиента, нежели о том, какие технологии являются «модными» на данный момент. Это и приводит нас к следующему пункту.

Проверяйте содержание программы. Что включает в себя выбранная вами программа и действительно ли она соответствует вашим потребностям? В настоящее время различные учебные материалы и презентации находятся в открытом доступе в интернете, т.е. могут быть использованы кем угодно. И в самом деле, многие «инструкторы» могут легко избежать подготовки к учебной сессии и представить вашим сотрудникам слегка измененную презентацию PowerPoint, загруженную из сети.
Запросите примерные темы лекций, которые будут читаться выбранным вами инструктором, и сравните их с вашими реальными потребностями. Соответствуют ли эти темы вашим нуждам? Или же они носят общий характер? И можно ли найти похожие курсы лекций в интернете?

О предоставляемых услугах

Предварительное обучение
Не ныряйте в бассейн, не опробовав воду. Предлагает ли инструктор готовые решения или ему требуется время, чтобы действительно определить ваши проблемы и направления для улучшения с помощью нескольких предварительных занятий? Предварительные занятия – важный компонент любой программы обучения. Они, как правило, имеют такое же значение, как и процесс, когда доктор осматривает вас для диагностики ПЕРЕД лечением. Предварительное занятие подразумевает не просто ряд вопросов и встреч, а систематический диагностический подход, который требует времени и усилий, и включает в себя использование научных методов и приемов прикладных исследований в области менеджмента.

Обратите внимание, уделяет ли ваш поставщик услуг время на то, чтобы выяснить глубинные причины ваших проблем? Подходит ли он к вашим проблемам системно, пользуется ли прочими научными методами?

НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННЫЙ КОНСУЛЬТАНТ МОЖЕТ ОКАЗАТЬ РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВАШИХ СОТРУДНИКОВ, ПРИВИВАЯ ИМ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ИДЕИ МЕНЕДЖМЕНТА.

Занятия, следующие за обучением
Дальнейшая деятельность по выполнению, или аудит занятий, следующих за обучением, также важны, как и предварительные занятия. Хороший консультант/компания исправила бы недостатки предоставленной программы. Они также отслеживали бы эффект и результаты обучения по крайней мере на протяжении шести месяцев и обеспечивали бы дальнейшими рекомендациями. Систематическое и хорошо продуманное занятие, следующее за обучением, имеет большое значение для любого ценного воздействия, которое может быть оказано программой.

Об инструкторах

Возможно, наиболее важным аспектом любой учебной программы/консалтинга являются инструкторы и консультанты, проводящие фактическое обучение/консультирование.

Не покупайте крашеную канарейку. Существует старая персидская поговорка «продавать крашеного воробья, выдавая его за канарейку». Проверьте и перепроверьте квалификацию вашего инструктора. Когда вы нанимаете кого-либо в вашу компанию, вы проверяете все учетные данные, степени, рекомендации. В случае с инструктором следует быть еще более бдительным.

Не игнорируйте. Удостоверьтесь, что ваш будущий инструктор или консультант имеет теоретическую базу для преподавания (например, степень PhD или DBA) именно в той области, которая вам необходима. Если его резюме пестрит сертификатами и дипломами, стоит дважды подумать, прежде чем обратиться к такому специалисту.

Проверяйте рекомендации. Не полагайтесь только на отзывы. Вам следует проверить, кто написал рекомендацию или предоставил характеристику. Отзывы, как и разовое занятие, могут быть обманчивы, непостоянный клиент может оставить положительный отзыв просто из вежливости. Проверьте историю провайдера: насколько хорошо он удерживает клиентов?

Проверяйте послужной список. Есть ли у вашего инструктора опыт работы в другой отрасли/дисциплине? Или его знания действительно связаны с вашей отраслью или потребностями? Управлял ли он когда-либо командой больше чем из пятидесяти человек? Имел ли когда-либо свой бизнес? Если да, то было ли дело успешным? Что думают о нем бывшие сотрудники/последователи?

В заключение

Познакомьтесь с вашим инструктором. Спросите об идеологии. Если ваш инструктор придерживается крайне правых меркантилистских и капиталистических взглядов, то вы должны понимать, что на должность инструктора по корпоративной социальной ответственности или другую руководящую должность он не подходит – его взгляды основаны на этике утилитаризма, и КСО (корпоративная социальная ответственность) рассматривается им только как некий пиар-ход.

Помните, неправильно подобранный консультант или инструктор может потенциально оказать разрушительное воздействие на ваших сотрудников, прививая им неправильные идеи менеджмента. Не стоит доверять людям, которые берутся обучать тому, чего не умеют сами.