M2M. Как машина машине

Невероятно, но факт – «диалоги» машин и целые конференции между устройствами – подтвержденная реальность уже более 15 лет. В 1999 году впервые прозвучал термин «интернет вещей», а в последующие годы эта концепция получила развитие, стимулируемое со стороны рыночного спроса и технологического прогресса.

Одно из первых M2M-решений стартовало в 1989 году, а в 2015-м количество мобильных подключений, по разным данным, составляет от 160 до 300 млн. И хотя по сравнению с операторским бизнесом объемы рынка невелики ($34,3 млрд против $1200 млрд по данным statista.com), тем не менее телекоммуникационные компании охотно разрабатывают продукты и наращивают экспертизу по услугам. Это и дополнительный доход, и возможность отстройки от конкурента, и способ привлечь клиента. Услуги автоматической передачи данных играют большую социальную роль, меняя ландшафт рынка труда и целых индустрий. Сервисы на базе М2М позволяют не только снизить операционные затраты бизнеса, но и повысить долю интеллектуального труда, а значит – нарастить удельную производительность. Рассмотрим примеры наиболее значимых изменений.

Рис. 1. Глобальный рынок M2M-сервисов, млрд $

38555

Телемедицина

Телемедицину называют главным трендом 2015 года в М2М. Наступило время, когда плотность покрытия сетей, скорость и качество связи, а также технологии производства устройств достигли необходимого уровня. Как ни странно, развитию этого сегмента способствует и экономический спад в мире, который побуждает бизнес (в том числе и в сфере здравоохранения) искать способы сокращения затрат, в первую очередь – на дорогостоящие квалифицированные кадры.

Трудно переоценить пользу возможностей дистанционной передачи данных в автоматическом режиме для решения вопросов, связанных со здоровьем. В Мичиганском университете уже был анонсирован компьютер столь маленьких размеров, что его можно имплантировать в глаз пациента. Решение позволит больным глаукомой значительно снизить риски поражения зрительного нерва при резком повышении давления. Устройство получает питание от солнечной батареи, которая заряжается при пребывании пациента на улице в солнечную погоду, и даже в помещении с искусственным освещением (правда, в этом случае потребуется в несколько раз больше времени). Компьютер регулярно отправляет данные о глазном давлении в клинику, а при достижении опасных значений немедленно сигнализирует пациенту и врачу.

КАК НИ СТРАННО, РАЗВИТИЮ РЫНКА М2М СПОСОБСТВУЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД В МИРЕ, КОТОРЫЙ ПОБУЖДАЕТ БИЗНЕС ИСКАТЬ СПОСОБЫ СОКРАЩЕНИЯ ЗАТРАТ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ – НА ДОРОГОСТОЯЩИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ.

Это не единственный пример из области телемедицины. Так, во Франции разработано решение, позволяющее осуществлять дистанционный мониторинг пациентов с заболеваниями сердца, благодаря которому число их визитов для осмотра может быть снижено многократно. Решение полезно не только больным, но и докторам, которые разгружены от рутинных проверок в пользу более продуктивного общения с пациентами, которым действительно требуется персональная консультация.

Пока еще такие примеры напоминают фантастику, но фитнес-трекеры, мониторы сна, «умные» весы, а также различный спортивный инвентарь со встроенным приложением (подключается к сети, сохраняет и анализирует результаты тренировок) – реальный и достаточно объемный рынок со среднегодовым приростом на уровне 40%. Приборы для оздоровления организма и профилактики заболеваний – наиболее массовый подсегмент телемедицины, нацеленный на 100% населения, с дифференциацией только на уровне выполняемых задач.

ФИТНЕС-ТРЕКЕРЫ, МОНИТОРЫ СНА, «УМНЫЕ» ВЕСЫ, А ТАКЖЕ РАЗЛИЧНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ СО ВСТРОЕННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ – РЕАЛЬНЫЙ И ДОСТАТОЧНО ОБЪЕМНЫЙ РЫНОК СО СРЕДНЕГОДОВЫМ ПРИРОСТОМ НА УРОВНЕ 40%.

Телемедицина – одно из наиболее перспективных направлений развития рынка machine-to-machine, на котором ожидается значительный рост в ближайшие пять лет. Ключевые драйверы – общий тренд здорового образа жизни, удешевление устройств, стремление клиник к повышению эффективности операций, развитие мобильных приложений и даже снижение покупательной способности в мире, которая стимулирует людей снижать затраты на очные визиты к врачу в пользу самообследования и профилактических процедур.

«Умный» город

Передача данных о коммунальных счетах в аналитические центры реализована во многих странах и городах. Развитие коммунального сектора – вторая составляющая лавинообразного роста подключений. К примеру, поставщики воды и электричества в Дубае предоставляют расширенную информацию о потреблении через мобильное приложение: здесь и количество единиц потребленной услуги, и тариф, и сумма счета, и даже информация о ближайших точках оплаты, нанесенных на карту.

В 2006 году Яндекс анонсировал запуск сервиса мониторинга пробок – на тот момент он мог порадовать только москвичей. С каждым днем мобильные карты все точнее рассчитывают время пути, и сегодня сервис охватывает все крупные города. В анализе пробок задействованы специальные камеры, которые замеряют скорость движения на участке, но гораздо больший объем информации поступает от самих автомобилистов, на телефонах которых установлены приложения мобильных карт. Компания Google поступила еще проще – являясь разработчиком Android, операционной системы для смартфонов, она собирает данные от всех пользователей, у которых включена функция «Мое месторасположение».

M2M в Казахстане

Наш рынок демонстрирует двузначный процентный прирост год к году. В среднесрочной перспективе (3-5 лет) ожидается как минимум сохранение темпов прироста. В Казахстане достаточно много катализаторов – проекты автоматизации производства, «умные» города, олимпиады, крупные выставочные мероприятия, модернизация ЖКХ и многое другое. Существуют также сегменты рынка с проникновением, близким к нулевому, есть отрасли с собственным высоким потенциалом развития. По мере реализации всех этих направлений М2М будет расти неизбежно. Этому способствует постоянное сокращение издержек, снижение стоимости интернета, улучшение покрытия и повышение качества связи. Все в совокупности складывается в довольно перспективную картину для участников рынка. Задача операторов и более мелких игроков – не отставать, развивая качество сервиса и расширяя возможности аналитических систем. Интересы участников М2М-рынка очевидны: для операторов это возможность получения альтернативного дохода в условиях высокой конкуренции, для предпринимателей – быстрорастущая рыночная ниша, для клиентов – оптимизация и эффективность.

ЗАДАЧА ОПЕРАТОРОВ И БОЛЕЕ МЕЛКИХ ИГРОКОВ М2М-РЫНКА В КАЗАХСТАНЕ – НЕ ОТСТАВАТЬ, РАЗВИВАЯ КАЧЕСТВО СЕРВИСА И РАСШИРЯЯ ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Рынок интернета вещей может быть как развитым, так и развивающимся. На развитых рынках, как правило, игроки укрупнены, значительная доля продаж осуществляется операторами. Развивающиеся рынки характеризуются размытыми стандартами качества, множеством мелких участников и большим разбросом цен. Такой рынок непросто анализировать, даже имея доступ к расширенной информации, – оператор только через анализ генерации трафика может понять, что данная сим-карта постоянно находится в устройстве, отличном от персонального телефона или планшета. Сим-карты в довольно больших объемах приобретаются поставщиками различных M2M-сервисов, и точными данными об их использовании оператор не располагает. Он лишь предоставляет услугу передачи данных, в то время как провайдер сервиса выполняет в проекте множество функций: предоставляет и монтирует устройство, оказывает сервисные услуги и, самое главное, организовывает доступ к аналитическим системам.

Преимущества неорганизованного рынка здесь такие же, как и в любой другой отрасли – широкий ценовой диапазон и возможность договориться о значительной кастомизации. Основные недостатки – негарантируемый уровень качества (шансы встретить добросовестного поставщика примерно равны риску сорвать проект по причине низкой компетентности подрядчика) и сложность решений. Проще говоря, чтобы развернуть услугу, необходимо стать специалистом, исследовать рынок, изложить задачу на профессиональном языке – и только так вероятность получить качественное решение будет достаточно высокой.

ПРЕИМУЩЕСТВА НЕОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА – ШИРОКИЙ ЦЕНОВОЙ ДИАПАЗОН И ВОЗМОЖНОСТЬ ДОГОВОРИТЬСЯ О ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ КАСТОМИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ – НЕГАРАНТИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА И СЛОЖНОСТЬ РЕШЕНИЙ.

В странах, где операторы связи прочно заняли позиции на рынке М2М, ситуация совсем иная. Решения упрощены, стандартизированы, стоимость услуг на среднем уровне или немного выше. Операторы способны придать значительный импульс рынку, ускорить его развитие в обмен на инвестиции в оборудование, персонал и рекламу, однако в условиях нашей страны нет оснований ожидать всего этого в ближайшее время.

Есть и третий путь – посредническая позиция операторов, предоставление единой площадки для небольших провайдеров сервиса, где они могут продавать свои услуги в комплексе с пакетами телекоммуникационных услуг. Эта модель позволяет рынку продолжать постепенное развитие, пробовать разные модели, экспериментировать с услугами. Скорость развития в таком случае повышается плюс появляются стандарты – т.е. уровень качества работы, соответствия которому может требовать оператор от участника как условие для размещения на площадке.

Эксперты склоняются к тому, что рынок неизбежно пройдет все три стадии. По крайней мере, об этом говорят примеры стран с более высоким проникновением услуг М2М. Стадия, на которой сейчас находится развитие М2М в Казахстане, является переходной от разрозненного рынка к посреднической позиции операторов. Уже есть партнерские решения (например, «Beeline Навигатор» – сервис автомониторинга), но они не охватывают все отрасли и, скорее, являются первыми осторожными шагами, пробой нового рынка. В краткосрочной перспективе можно ожидать развития партнерских моделей, а также повышения спроса на решения для производственного сектора и нефтегазовой отрасли.